
Пояснительная записка
Рабочая программа курса по выбору «Исследовательская лаборатория» составлена на основе:
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г.;
примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности на уровне основного общего образования,
примерной программы по обществознанию
школьного положения о проектной деятельности учащегося.
Общая характеристика программы
Предлагаемая программа реализуется за счет часов по выбору частников образовательного учреждения с учащимися 5 класса. Объём курса 70 ч из расчета 2 ч в неделю.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Основная цель программы – способствовать становлению индивидуальной образовательной траектории учащихся через включения в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.
Задачи программы:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Содержание программы
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по риторике, информатике, обществознанию. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
• вести устный диалог на заданную тему;
• участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
• участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательной деятельности;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Формы организации деятельности.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 2 раза в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- проектное обучение.
Основные требования к использованию проектной формы обучения:
1) наличие задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
2) практическая, теоретическая, социальная значимость предполагаемых результатов;
3) возможность самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) работы учащихся;
4) структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
5) использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и т.п.);
- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
6) представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (видеофильм, альбом, компьютерная программа, альманах, доклад, стендовый доклад и т.п.)
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
- с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
- с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов;
- с уроками обществознания: применение обществоведческих знаний.
Оборудование
- компьютеры, принтер, сканер, мультмедиапроектор, фотоаппарат
- набор ЦОР, энциклопедии словари
Календарно-тематический план
№ | Дата | Наименование тем | Планируемый результат |
-
| | Социология как наука. История социологии. | Представление о социологии как культуре. |
-
| | Методы исследования в социологии | Использовать различные методы исследования: работа с книгой, в сети Интернет, опрос, анкетирование, наблюдение. |
-
| | Знакомство с композицией исследовательской работы | Составить план исследовательской работы Умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств; Умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему; |
-
| | Правила пользования литературой при написании исследовательской работы | Правила написания списка используемой литературы. |
-
| | Правила написания исследовательской работы | Знать правила, предъявляемые к содержанию исследовательской работы. |
-
| | Человек и общество Выбор учащимися темы исследования по теме «Человек и общество» | Определять тему для собственного исследования в зависимости от интересов и предпочтений. |
-
| | Знакомство с литературой. Постановка задач исследования по теме «Человек и общество» Выбор методов проведения исследования по теме «Человек и общество» | Формулировать актуальность исследования ставить задачи с помощью преподавателя, выбирать методы. |
-
| | Основная часть исследовательской работы. | Выполнять практическую работу с использованием дополнительного оборудования и намеченных методов. |
-
| | Получение результатов в ходе использования обозначенных методов |
-
| | Анализ результатов работы по теме «Человек и общество» и их оформление | Оформлять исследовательскую работу. |
-
| | Формирование выводов по проведенному исследованию | Оформление выводов на основе полученных результатов. |
-
| | Подведение итогов и определение сферы применения полученных результатов | Оформление выводов на основе полученных результатов. |
-
| | Подготовка к защите научно-исследовательских работ по теме «Человек и общество» | Подготовка доклада защиты. |
-
| | Защита научно-исследовательских работ по теме «Человек и общество» | Участвовать в работе конференции; Выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы. |
-
| | Социализация как культура | Иметь представление о социализации |
-
| | Выбор учащимися темы исследования по теме «Социализация» | Определять тему для собственного исследования в зависимости от интересов и предпочтений. |
-
| | Знакомство с литературой. Постановка задач исследования по теме «Социализация» | Формулировать актуальность исследования ставить задачи с помощью преподавателя, выбирать методы. |
-
| | Выбор методов проведения исследования по теме «Социализация» | |
-
| | Основная часть исследовательской работы. Получение результатов в ходе использования обозначенных методов | Выполнять практическую работу с использованием дополнительного оборудования и намеченных методов. . |
-
| | Основная часть исследовательской работы. Получение результатов в ходе использования обозначенных методов |
-
| | Анализ результатов работы по теме «Социализация» и их оформление | Оформление выводов на основе полученных результатов. |
-
| | Подведение итогов и определение сферы применения полученных результатов | Умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям. |
-
| | Подготовка к защите научно-исследовательских работ по теме «Социализация» |
-
| | Защита научно-исследовательских работ по теме «Социализация» | |
-
| | Человек и закон | Общее представление о теме. |
-
| | Выбор учащимися темы исследования по теме «Человек и закон» | Определять тему для собственного исследования в зависимости от интересов и предпочтений. |
-
| | Знакомство с литературой. Постановка задач исследования по теме «Человек и закон» | Формулировать актуальность исследования ставить задачи с помощью преподавателя, выбирать методы. |
-
| | Выбор методов проведения исследования по теме «Человек и закон» |
-
| | Основная часть исследовательской работы. Получение результатов в ходе использования обозначенных методов | Выполнять практическую работу с использованием дополнительного оборудования и намеченных методов. . |
-
| | Основная часть исследовательской работы. Получение результатов в ходе использования обозначенных методов | |
-
| | Анализ результатов работы по теме «Человек и закон» и их оформление | Оформление выводов на основе полученных результатов. |
-
| | Формирование выводов по проведенному исследованию | |
-
| | Подведение итогов и определение сферы применения полученных результатов | Умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям. |
-
| | Подготовка к защите научно-исследовательских работ по теме «Человек и закон» |
-
| | Защита научно-исследовательских работ по теме «Человек и закон» | Участвовать в работе конференции; Выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы. |
-
| | Человек и духовная сфера | Общее представление о теме. |
-
| | Выбор учащимися темы исследования по теме «Человек и духовная сфера» | Определять тему для собственного исследования в зависимости от интересов и предпочтений. |
-
| | Знакомство с литературой. Постановка задач исследования по теме «Человек и духовная сфера» | Формулировать актуальность исследования ставить задачи с помощью преподавателя, выбирать методы. |
-
| | Выбор методов проведения исследования по теме «Человек и духовная сфера» |
-
| | Основная часть исследовательской работы. Получение результатов в ходе использования обозначенных методов | Выполнять практическую работу с использованием дополнительного оборудования и намеченных методов. . |
-
| | Анализ результатов работы по теме «Человек и духовная сфера» и их оформление | |
-
| | Формирование выводов по проведенному исследованию | Оформление выводов на основе полученных результатов. |
-
| | Подведение итогов и определение сферы применения полученных результатов | Умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям. |
-
| | Подготовка к защите научно-исследовательских работ по теме «Человек и духовная сфера» |
-
| | Защита научно-исследовательских работ по теме «Человек и духовная сфера» | Участвовать в работе конференции; Выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы. |
-
| | Экономические права человека | Общее представление о теме. |
-
| | Выбор учащимися темы исследования по теме: Экономические права человека | Определять тему для собственного исследования в зависимости от интересов и предпочтений. |
-
| | Знакомство с литературой. Постановка задач исследования по теме «Человек и духовная сфера» | Формулировать актуальность исследования ставить задачи с помощью преподавателя, выбирать методы. |
-
| | Выбор методов проведения исследования по теме «Человек и духовная сфера» | |
-
| | Основная часть исследовательской работы. Получение результатов в ходе использования обозначенных методов | Выполнять практическую работу с использованием дополнительного оборудования и намеченных методов. . |
-
| | Основная часть исследовательской работы. Получение результатов в ходе использования обозначенных методов | |
-
| | Анализ результатов работы по теме «Человек и духовная сфера» и их оформление | Оформление выводов на основе полученных результатов. Использование разных источников информации; обсуждение и оценку полученных результатов и применение их к новым ситуациям; умение делать выводы и заключения; умение классифицировать. |
-
| | Формирование выводов по проведенному исследованию | |
-
| | Подведение итогов и определение сферы применения полученных результатов | Умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям. |
-
| | Подготовка к защите научно-исследовательских работ по теме «Человек и духовная сфера» |
-
| | Защита научно-исследовательских работ по теме «Человек и духовная сфера» | Участвовать в работе конференции; Выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы. |
-
| | Политические права человека | Умение структурировать тексты является частью умения работать с текстом, которые включают достаточно большой набор операций; Умение давать определение понятиям – это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина. |
-
| | Выбор учащимися темы исследования по теме | Определять тему для собственного исследования в зависимости от интересов и предпочтений. |
-
| | Знакомство с литературой. Постановка задач исследования по теме «Человек и духовная сфера» | Формулировать актуальность исследования ставить задачи с помощью преподавателя, выбирать методы. |
-
| | Выбор методов проведения исследования по теме «Человек и духовная сфера» | Умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств; Умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему; Умение выдвигать гипотезы - это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования; |
-
| | Основная часть исследовательской работы. Получение результатов в ходе использования обозначенных методов | Выполнять практическую работу с использованием дополнительного оборудования и намеченных методов. . |
-
| | Основная часть исследовательской работы. Получение результатов в ходе использования обозначенных методов | |
-
| | Анализ результатов работы по теме «Человек и духовная сфера» и их оформление | Оформление выводов на основе полученных результатов. |
-
| | Формирование выводов по проведенному исследованию | |
-
| | Подведение итогов и определение сферы применения полученных результатов | Умение наблюдать, умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; |
-
| | Подготовка к защите научно-исследовательских работ по теме «Человек и духовная сфера» | Умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям. |
-
| | Подготовка к защите научно-исследовательских работ по теме «Человек и духовная сфера» |
-
| | Защита научно-исследовательских работ по теме «Человек и духовная сфера» | Участвовать в работе конференции; Выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы. |
-
| | Оформление Папки «Наши лучшие работы» | Формирование папки. |
-
| | Заключительное занятие «Наши лучшие исследователи» | Предъявление исследовательских умений в игре-конкурсе. |
Планируемые результаты обучения
- осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
- испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;
- формулировать самому простые правила поведения;
- уважать иное мнение;
вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
- определять цель учебной деятельности искать средства её осуществления;
- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
- работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. - предполагать, какая информация нужна;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
- выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
- выстраивать логическую цепь рассуждений;
- представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
- организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности
• альбом,
• газета,
• гербарий,
• журнал, книжка-раскладушка,
• коллаж,
• коллекция,
• костюм,
• макет,
• модель,
• музыкальная подборка,
• наглядные пособия,
• паспарту,
• плакат,
• план,
• серия иллюстраций,
• сказка,
• справочник,
• стенгазета,
• сувенир-поделка,
• сценарий праздника,
• учебное пособие,
Приложение 1
Примерные параметры оценки:
умение выделить проблему;
умение поставить цель исследования;
умение сформулировать гипотезу;
умение выделить объект исследования;
умение определить предмет исследования;
умение описать параметры и критерии предмета исследования;
Примерные критерии исследования:
умение подобрать соответствующие методы исследований;
умение подобрать инструментарий;
умение запустить исследование;
умение осуществить анализ результатов;
умение оценивать промежуточные и конечные результаты исследования;
Примерные критерии написания исследовательской работы;
умение интерпретировать полученную статистику;
умение свернуть и развернуть информацию;
умение сопоставить результаты исследования с целью и гипотезой
Примерные критерии публичного выступления;
познавательная ценность темы;
оригинальность и ценность собранного материала;
исследовательское мастерство;
структура и логика работы; язык и стиль изложения, ответы на вопросы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НА КОНФЕРЕНЦИЮ
№ | Фамилия, имя автора | Тема работы | Методологический аппарат | Представление работы | Итог |
обоснование темы, актуальность | наличие цели и задач исследования | наличие гипотезы | методы исследования | соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам | соответствие выводов полученным результатам | культура оформления материала (оформление текста работы, системность изложения материала, использование графических и наглядных средств) | оригинальность собранного материала | практическая значимость | пролонгация опыта (продолжение исследования) | качество выступления (эмоциональность, свободное владение материалом) | реакция слушателей на выступление докладчика (резонанс, отклик) | наличие собственного мнения | наличие презентации | убедительность и доказательность ответов на вопросы жюри | |
1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Приложение 2
Этапы учебно-исследовательской деятельности | Ведущие умения учащихся |
Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы | Умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств; Умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему; Умение выдвигать гипотезы - это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования; Умение структурировать тексты является частью умения работать с текстом, которые включают достаточно большой набор операций; Умение давать определение понятиям – это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина. |
2. Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования. | Для формулировки гипотезы необходимо проведение предварительного анализа имеющейся информации. |
3. Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария | Выделение материала, который будет использован в исследовании; Параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные); Вопросы, предлагаемые для обсуждения и пр. |
4. Поиск решения проблемы, проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов включают: | Умение наблюдать, умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; использование разных источников информации; обсуждение и оценку полученных результатов и применение их к новым ситуациям; умение делать выводы и заключения; умение классифицировать. |
5.Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания включают. | Умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям. |