СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«ЗЕМЛЯ – наш дом»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Углубление знаний учащихся, воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле, за чистоту мира вокруг нас.

Просмотр содержимого документа
««ЗЕМЛЯ – наш дом»»

ОТКРЫТОЕ ГОРОДСКОЕ ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: «ЗЕМЛЯ – наш дом»



Цель: Углубление знаний учащихся, воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле, за чистоту мира вокруг нас.


Задачи:

  1. Создать масштаб видения планеты как общего дома для всего живого на Земле.

  2. Формировать у детей правильное экологическое поведение.

  3. Воспитывать любовь к своей Родине и природе как ее важной части.

  4. Воспитывать потребность проявления экологической заботы об окружающей среде, экологического поведения, в поисках способов выживания в современном мире.

  5. Доставить радость от участия в общем деле спасения планеты, от участия в занятии, способствовать эмоциональной отзывчивости в совместной деятельности.
















Разработала руководитель МО общеобразовательных классов

Азовской школы-интерната

Е.Г.Кленина





2015год



ХОД ЗАНЯТИЯ:

Эпиграф на доске:

«Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля»,

и пересесть из него просто некуда».
(Антуан де Сент – Экзюпери)

На доске экологическая эмблема: «Земной шар в руках ребенка». Слайд 1

Под ним стихи Р. Родовича.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни. Слайд 2

Звучит песня «Я люблю свою Землю», муз. Е. Птичкина, слова В. Харитонова или «Земля – наш дом»

Воспитатель: (показывает глобус)

Кто скажет, что это? Правильно, это – глобус, макет нашей планеты Земля. Вы уже прочли на доске тему занятия: «Земля - наш дом». Земля – единственная избранница Солнечной системы, на которой существует жизнь. Слайд 3

Есть одна планета-сад Слайды 4-8

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Чтец 1 :

Ты можешь удивиться,

Узнав, - Земля наш дом!

Живут в нем звери, птицы,

И мы с тобой живем.

Земля – наш дом огромный,

В нем много этажей

Для жителей подводных

И для лесных ужей.

Чтец 2 :

Земля – наш дом огромный,

И пусть сооружен

Он не из плит бетонных,

Но суть совсем не в том,

А в том, что мы соседи,

И мы должны сберечь

Оленей и медведей.

Об этом наша речь!

Да, сегодня, мы хотели бы посвятить занятие очень важному вопросу: резко ухудшилось экологическое состояние не только в нашем городе, области, но и во всем мире. Ребята, скажите, что такое экология?

Экология – это наука об окружающей среде.

Смотрю на глобус - шар земной. Слайд 10
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги».
В зеленой краске лес и дол

Мне говорят: «Будь с нами добр.

Не растопчи нас и не жги.

Зимой и летом береги».

И птиц, и рыб я слышу всех:

«Тебя мы просим, человек,

 Ты обещай нам и не лги,

  Как старший брат нас береги».           

    Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед… нами – людьми. Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны.

Сегодня речь свою ведем о том, Слайды 11-12

Что вся Земля – наш общий дом.

Наш добрый дом, просторный дом –

Мы все с рожденья в нем живем.

Еще о том ведем мы речь,

Что мы должны наш дом сберечь,

Давайте докажем, что не зря

На нас надеется земля!


Только, зная законы и тайны природы, мы сможем стать её верными друзьями и помощниками.

            Недаром эпиграфом нашего занятия я взяла высказывание замечательного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», и пересесть из него просто некуда». Слайд 13

Я обнял глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной.
И вдруг шепнул я:

« Не солгу,
Тебя, родной мой, сберегу».

                

      Ребята, а вы знаете, кто первым издал указ об охране природы? Слайд 14

 И я бы очень хотела услышать ваше мнение о том, как сохранить Землю для людей, как ей помочь?

Учащийся:

Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы отбирая,
Что землю нужно тоже охранять,
Она как мы, такая же живая.
Сейчас, то сушим мы, то обводняем,
А удобрений столько применяем,
Что сами же боимся умереть.
Так что ж, земля обязана терпеть?

Учащийся:

А сколько выбросов мы дарим ей,
Дымы заводов, грязь от теплоходов.
У нас прекрасная земля людей,
Боюсь, не стала бы она землёй отходов.
Учащийся:

Об экологии, друзья,

Хотим поговорить.

Ведь коль испортим мы природу,

Нам трудно будет жить!

Легко сказать: «Нам будет трудно!..»

Подумайте сейчас:

Исчезнут птицы и деревья,

Не будет вас и нас!

Учащийся:

Такой всемирной катастрофы

Не сможем пережить!

И потому, конечно, надо

Природой дорожить!

И прежде, чем швырнуть бутылку,

Иль банку, иль башмак,

Подумай о родной природе,

Не делай больше так! Слайды 15-22


Песня Л. Долиной «Погода в доме»

1. В лучах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

Припев: Главней всего погода в доме,

А дом родной – моя Земля!

И наша цель – сберечь природу,

Сберечь на долгие века.

2. Летят, звеня, дождинки с небосвода

Клубится на заре тумана дым…

Все это называется - природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

Припев: 

Одни из вас выразили свои мнения в стихах, другие в песне, а третьи в своих сочинениях. Слайды 23-27

Воспитатель: Слайды 28-30

В 1994 году день 22 апреля был объявлен Всемирным днем Земли. В этот день множество отрезков материи с подписями, рисунками россиян в защиту природы было пронесено по всей нашей стране. Из кусков составили флаг Земли — драматический символ, призывающий людей относиться к природе с уважением. Это самый большой флаг, его площадь 660 м2.Нам тоже небезразлична судьба планеты и поэтому, мы попытались сделать такой же флаг, правда в миниатюре. Это работы, выполненные нашими воспитанниками, которые мы объединили в один большой флаг, символизирующий наше единство в заботе о будущем Земли.

Вот он - наш флаг! (Вносят флаг)

На этих рисунках все богатство детского воображения. А что именно нарисовали ребята, хотелось бы узнать лично от них.

(Представители рассказывают о своих рисунках)

Воспитатель:

Спасибо, ребята! Все ваши мечты о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь. И это замечательно!

Есть такое твердое правило - писал Сент-Экзюпери в мудрой сказке «Маленький принц»: Слайд 31-32

«Встал поутру умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Это очень нелегко, потому что речь идет не о сказочном шарике, а о настоящей планете Земля и лично ты отвечаешь за судьбу планеты.

(Открывается доска, на ней: изображение планеты Земля, всё в ярких бумажках, на которых написано « стекло, бутылки, пакеты и. т.д.»)

Воспитатель:

Что с нашей планетой? Посмотрите, она весьма засорена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной свалке. Мы то пока на ней живем, но смогут ли жить ваши дети? Давайте же поможем нашей символической планете очиститься от мусора, И помогут ей в этом ваши правильные ответы на мои вопросы.

Вопросы:

  1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляет: стекло, пластмасса, металл.

  2. Мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов являются жители: Москвы, Лондона, Нью-Йорка.

  3. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения: 10, 50, 100 и более лет.

  4. Выброшенную бумагу съедят невидимки-микробы за: 1-2 года, 5-8 лет, 20 и более лет.

  5. Гарбология – это: наука о доме, наука о почве, мусороведение.

  6. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо: рассортировать, собрать в одном месте, раскрошить.

  7. Вредные выбросы оказывают влияние: только на те регионы, где появилось загрязнение, на близлежащие регионы, даже на территории, удаленные от места, где произошло загрязнение.


(После каждого правильного ответа, с изображения Земли снимаются бумажки с надписями)

Воспитатель:

Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.

(Показ слайдов «Свалки нашего города»). Слайды 33-36

Воспитатель:

Очень грустно становится, глядя на эти снимки, но ведь эти свалки возникли не сами по себе, все это творение наших рук, а ведь можно и по-другому.

(Показ слайдов «Виды Азов». Чистые, красиво оформленные места для сбора мусора»). Слайды 37-41

Правду гласит народная пословица «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Так что мусорить сейчас отвыкайте, дети!

Воспитатель: А сейчас я хочу предложить вам поиграть в игру «Это зависит от каждого из вас». После произнесенной мной фразы вы должны: если оказывает положительное влияние на природу – «Хлопаем в ладоши»; отрицательное влияние на природу - «топаем ногами».

- Загрязнение воды и воздуха заводами и фабриками

- Оставлять мусор в лесу

+ Развешивать кормушки и домики для птиц

- Браконьерство

+Очистительные фильтры на трубах заводов

+Создание заповедников

+Посадка деревьев

+Создание красной книги

-Разрушение памятников природы и культуры

+Оборудовать и очищать места отдыха

-Ломать растения, срывать цветы

+Оберегать и подкармливать животных и птиц

-Беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнёзда

+Оберегать растения, любоваться красотой цветов в природе, ходить по тропинкам.

Молодцы, ребята!

Воспитатель: Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места – нет. Это совершенно непонятно, если посмотреть на жизнь землян откуда-то со стороны. Мы не хотим усвоить самого главного: Воздух – это наш отец, Вода – мать, Земля – дом, Природа – национальное богатство, Люди – величайшая драгоценность.

(Включается запись, воспроизводящая биение срдца. Вначале тихо, затем громче, громче, постепенно начинает затихает. На этом фоне раздается стонущий голос Земли).

Я Земля! Я Земля! Я Земля!

Усталость моя беспредельна!

О стоне моем не взыщите!
Хоть кто-то услышит биение

Уставшего сердца в зените?

(Пауза. Стук сердца продолжается).
Земля.
Люди моей планеты!

Люди моей планеты!

Планета в опасности!
Кромсая лед, меняя рек теченье, 
Твердите Вы, что дел невпроворот... 
Но Вы еще попросите прощенье, 
У этих рек, барханов и болот, 
У самого гигантского восхода, 
У самого мельчайшего малька... 
Но Вам об этом думать неохота. 
Сейчас Вам не до этого пока. 
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и реки без воды... 
Все меньше – окружающей природы... 
Все больше – окружающей среды.

(Пауза) Земляне! Вы слышите меня?!
Придите на помощь!

(под музыку)«По секрету всему свету вы раздайте песню эту…)

(Звучит песня)

Гудят заводы, всюду пыль,

Бежит, дымит автомобиль.

А между тем деревья стонут,

В грязи и пыли просто тонут.

А чтоб построить нам заводы –

Рубят лес и губят воды.

Стала грязной наша вода,

От растений нет и следа,

Отнят дом у наших зверей,

Птицам, рыбам плохо теперь.

Воспитатель 2. Мы хотим познакомить вас с наиболее яркими экологическими проблемами.  Слайды 42-53

(Звучит музыка. Выходят ребята в шапочках с надписями: воздух, вода, лес. Они рассказывают о загрязнении воздуха, воды, лесов).

Воздух. За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше. А выхлопных газов заводов, транспорта все больше и больше.

Стали люди сильными, как боги,

              И судьба Земли у них в руках.

              Но темнеют страшные ожоги

              У земного шара на боках.

              Мы давно освоили планету,

              Широко шагает новый век.

              На Земле уж белых пятен нет,

             Чёрные сотрёшь ли, Человек?

Вода. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок. Мы заполняем реки, моря мусором, нефтью, угольной пылью, золой и др. отходами. Расход пресной воды таков, что человечество может исчерпать все её запасы уже к 2100 году

Великий труженик водица,

            Ну, как же ей не восхититься!

            Она плывёт к нам облаками,

            Поит снегами и дождями,

            И разрушает, и наносит,

            И так заботы нашей просит.

Лес. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря о пожарах, которые возникают по вине человека. Для многих животных лес — родной дом. А лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.

Мы рубим лес, устраиваем свалки.

Но кто же под защиту всё возьмёт

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки,

Подумайте, а что нас дальше ждёт?

Учащийся:

Мы затронули сейчас

Проблемы непростые.

Решать сегодня их должны

Просчеты б не простили.

Нам Землю нужно сохранить,

Чтоб жить, любить, работать,

Детей растить, в кино ходить

И кушать хлеба ломоть!

Звучит песня на мотив «Беловежской пущи» А.Пахмутовой

1. Человек, оглянись, осмотрись и пойми,

     Как страдает Земля от ошибок прогресса,

     Что остались валежник да чёрные пни

    От когда-то густого, весёлого леса.

2.  Припади к роднику – он из вечных глубин,

     Его голос звучит, он на солнце искрится.

    Человек! На Земле ты живёшь не один,

    Сохрани для потомков ключи жизни чистой.

Воспитатель:

Из-за того, что лесов становится все меньше, а воздух и вода загрязняются все больше, страдают многие растения и животные, болеют люди. Но животным и растениям приходится трудно и по другой причине. По какой? (Ответы учащихся)

Воспитатель:

Ребята, а какие правила поведения в лесу вы знаете?

Каждый ученик говорит правило поведения в лесу:

П р а в и л о   п е р в о е: Не ломай ветви деревьев и кустарников. Растение – живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Не случайно там, где много растений, легко дышится.

П р а в и л о  в т о р о е: Не повреждай кору деревьев. Подумайте, им больно, они перестают расти и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.

П р а в и л о  т р е т ь е: Не рви цветов в лесу и на лугу. Наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений. А букеты можно составлять из прекрасных цветов, выращенных человеком.

П р а в и л о  ч е т в е р т о е: Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных зверей. Если увидите в лесу маленьких птенцов или зверенышей, не берите их с собой, о них позаботятся взрослые животные и птицы.

П р а в и л о  п я т о е: В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню.

П р а в и л о  ш е с т о е: Не разводи в лесу костер, если в этом нет острой необходимости. Кострище – это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15–20 лет. От костра может возникнуть пожар в лесу.

П р а в и л о  с е д ь м о е: Не сбивай грибы, даже несъедобные. Мухоморы помогают расти соснам, елям, березам и другим деревьям. Ими питаются белки, лоси и сороки. Многие грибы участвуют в разложении растительных остатков в лесу: разрушают пни, поваленные стволы, упавшие сучья, отмершую листву. Они – санитары леса!

П р а в и л о  в о с ь м о е: В лесу запрещается включать на полную мощность транзисторы и магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои гнезда и норы, птенцы не поспевают за взрослыми, теряются и нередко гибнут.

П р а в и л о  д е в я т о е: Отдыхая в лесу, не забывайте, что вы находитесь в гостях у природы, а потому не оставляйте после себя беспорядок. Помните: брошенная бумага разлагается два года, консервная банка – не менее семидесяти лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.

Спасибо, ребята, что напомнили нам, как вести себя в лесу. Одна из самых страшных для будущего человечества проблем — проблема сокращения биологического разнообразия, потому что исчезнувший вид восста­новить невозможно. Многие животные и растения, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу. А почему книга называется Красной? Слайды 54-56

(Ответы учащихся: Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановись! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно).

Учащийся:

Охраняется «Красной книгой»

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются птицы,

Охраняются даже цветы.

Песня Ю. Антонова «Не рвите цветы!»

Учащийся:

Защищать от опасности нужно,

Защищать у людей на виду

Чистоту, бескорыстие, дружбу

И доверие, и доброту.

И скорее под звездною синью,

Чтобы жизнь не покинула нас,

В эту книгу внесите,

В эту книгу внесите

Человека всех наций и рас.

Ведущий: Оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте, человек остается наедине со своей совестью. Она для человека — единственный контролер. И может быть, одна из самых важных задач, которая стоит перед тем, кто хочет спасти природу на планете, — пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя. Слайд57

Все тесно связано вокруг.

Примеры мы не станем множить.

Цветка ты не заденешь вдруг,

Чтобы звезды не потревожить.

Ведущий: Люди всего мира поняли, что планета в опасности. Поэтому ведется большая работа по охране. А какие работы проводятся?

(Ответы учащихся)

Ведущий: Мы предлагаем поучаствовать в нашем занятии и присутствующим здесь гостям. Ребята зачитают свои высказывания об отходах, а вы попробуйте их угадать.

(Детские высказывания) За правильный ответ поощрительный приз.

1 .У меня очень много игрушек сделано из нее.

2. Она бывает разноцветной и её трудно сломать.

3. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

4. Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.

5. Её нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.

(пластмасса)

1. Ее изобрели китайцы.

2. У нас, её получают из дерева.

3. Она легко горит.

4. Из неё получается много мусора.

5. На ней обычно рисуют или пишут.

(бумага)

1. Его делают из песка.

2. Чаще всего оно прозрачное.

3. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

4. Когда падает, оно разбивается.

5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

(стекло)

1. Это то, чего много в городе, но мало в деревне.

2. Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.

3. От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится еще больше.

4. Его издают разные приборы, машины.

5. Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик.

(шум)

1. Это получается, когда становится старым или ломается.

2. Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, вдоль дорог.

3. Это можно сдать и получить деньги.

4. Из этого можно сделать что-то новое.

5. Это бывает цветным и за него можно получить деньги.

(металлолом)

Воспитатель: А сейчас наши самые юные участники прочи­тают стихи о природе, о том, какой они хотят ви­деть нашу землю. Слайды 58-64


Что в нашей жизни может быть красивей?

Что в нашей жизни может быть милей?

Чем эти рощи в дымке синей

И золотой разлив полей.


Что может в жизни быть чудесней?

Чем неба синь и бирюза,

Чем ручеек, что льется песней,

Чем детства ясные глаза.

Девиз у нас всегда один:

Леса в обиду не дадим,

Мы сохраним и птиц, и мишек,

Мы прочитаем много книжек,

В беде поможем мы зверятам,

Чтоб веселей жилось ребятам!


Берегите эту Землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя.


Звучит музыка. Песня «Я люблю свою Землю!» Слайды 65-67

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Состоялось наше краткое (очень краткое!) знакомство с экологией. Вот, оказывается, какое это сложное мироздание – наш Общий Природный дом.

И светлый он, и радостный, и сказочно-прекрасный и, в то же время, беспокойный, тревожный и даже трагический. Дом, живущий по своим законам, но и зависящий теперь от самого высокоорганизованного, самого умного, но, к сожалению, не самого мудрого из его обитателей – Человека.

От нас зависит, будет ли звучать песнь соловья, будет ли плескаться рыба и цвести цветы. Мы все в ответе за нашу Землю - дом всего человечества.

Берегите Землю!

Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики.

На камнях играющего краба,

На могиле тень от баобаба.

Ястреба парящего над полем;

Полумесяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите!



Берегите Доброту и Жалость,

Чтоб она за слабого держалась.

Всё дарю, всё доброе приемлю,

Только

Берегите эту Землю!


Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Давайте же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу! Она величайшее чудо на свете! Она у нас одна и другой не будет.