Земля - наш общий дом.
-Сегодня мы пригласили вас на экологический утренник. Что такое экология? Это наука об охране природы, о бережном отношении к окружающему миру, к Земле. Само слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экое», что значит «дом», и «логос» – наука. Поэтому можно сказать, что экология – это наука о доме. Для человечества домом является вся наша огромная и в то же время такая маленькая планета Земля.
Экологией занимаются сейчас ученые во всем мире. Это слово часто звучит по радио, телевидению, появляется в газетах. Почему? Потому что наш природный дом оказался в опасности. (Видеоролик «Земля в опасности») Чтобы его сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом.
Ученик 1.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток.
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
Ученик 2.
Утром солнышко встаёт,
Всех на улицу зовёт:
Выхожу из дома я,
Здравствуй, улица моя!
Я пою и в вышине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти.
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я,-
Здравствуй, Родина моя!
Под музыку выходит хозяйка леса.
Хозяйка леса: Здравствуйте ребята.
Я хозяйка всего лесного царства. Я обладаю волшебной силой и могу сегодня перенести вас ненадолго из весны в лето.
Очень добрым, очень светлым
Золотистым ясным днём
Мы поедем в гости к лету,
В гости к солнышку пойдём.
3емляникой и цветами
Встретят нас и лес и луг,
Наши песни вместе с нами
Будут птицы петь вокруг.
Что такое лето?
Это много света.
Это поле, это лес.
Это тысячи чудес!
Это в небе облака
Это быстрая река
Это яркие цвета.
Это в мире сто дорог
Для ребячьих ног.
Звучит пение птиц, и хозяйка леса подходит к поляне цветов.
-А вот и самое красивое место в моих владениях – цветочная поляна. Посмотрите, сколько здесь разных цветов. (цветы на экране)
Цветы ребята тоже наши друзья, так давайте же пригласим их на наш праздник, пусть веселятся вместе с нами. Выходите, пожалуйста, гости дорогие!
Расскажите нам о себе.
Одуванчик: Я одуванчик,
Когда идёшь тропинкою,
Куда ни глянь в полях
Белеют чудо - шарики
На тонких стебельках
Сквозные, серебристые
Они, как пух легки
Стоят и чуть качаются
От ветерка с реки.
Ночная фиалка: В Местах сыроватых,
Где бродят туманы,
Где в травах опушек росинки блестят;
Ты в сумерках запах услышишь медвяный
Ночная фиалка струит аромат.
Мак: Это чудо заметил бы всякий
Степь синеет всё шире, а там-
Разбежались пунцовые маки
По дымящимся в зное холмам.
Разбежались в таком изобилье
Так порхают, сухи и легки,
Точно это все бабочки крылья,
А не маков красных лепестки.
Незабудка: Их видимо-невидимо,
Не сосчитать их!
И кто их только выдумал-
Белесых, голубых.
Должно быть, оторвали
От неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали
И сделали цветок!
Ромашки: Знакомые с детства, родные ромашки.
Мы рвём на лужайке у тихой реки.
Как белые звёзды, средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.
Вся в белое наша поляна одета
Качает цветы ветерок на бегу.
Ромашка! Ромашка! Я знойного лета
Без вас и представить себе не могу.
Колокольчик: Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон.
Лёгкий, лёгкий, тонкий, тонкий,
Будто серебристый звон.
Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это ты?
И так звенишь, и так трепещешь
Так, где травы и цветы.
Роза: Прекрасная красавица
Боится лишь мороза
В букете всем нам нравится?
Какой цветочек? Роза.
Василёк: Я василёк, мне часто так говорят:
«Ты красив в венке душистом
А никогда не пахнешь сам.
Свежим венчиком лучистым
Часто нравишься ты нам,
Твой глазок на ножке твёрдой
Затерялся в колосках.
Всё же ты, красавец гордый
Гость не нужный на полях.
В дни, когда пылает лето
Годен я лишь для букета
И нарядного венка.
Гвоздика: Резвится в поле тихом
Цветочный карнавал
Я пёстрая гвоздика
И к вам хочу на бал.
Танец цветов. ( Под музыку « Не рвите цветы)
Ученик 1.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Остается там каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой».
Нам казалось все мало, все мало,
А потом, в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.
-Запомните правило! Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из цветов, которые выращены человеком.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
2 ученик. С целым миром спорить я готова,
Я готова поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видела я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
- Запомните правило! В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания. Идет человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются хрупкие травы.
Презентация
Хозяйка леса Игра «Узнай это растение»
-Очень многие растения, которые нас окружают, мы называем сорными, или сорняками. А ведь многие из них являются лекарственными.
Хозяйка леса Название этого растения – сложное слово. На высоком стебле белые шапки соцветий с мелкими цветочками. Каждый лист рассечен на множество долек. Поэтому кажется, что листьев этих очень много. Растет эта трава везде: на лугу, у дороги, на лесной поляне. В народе ее уважают. С древних времен это растение использовали для остановки кровотечения, заживления ран, при зубной боли. Оно улучшает аппетит. Догадались, о каком растении речь? (О тысячелистнике.)
Ведущий Это растение – великан. У него огромные добродушные листья и корзинки плодов с семенами. Плоды имеют шипы-крючочки, с помощью которых цепляются за одежду людей и шерсть животных. Так и расселяются по всей Земле. По подобию таких шипов люди придумали застежку-липучку. А корни этого растения используют в парфюмерии и в медицине. Что это за растение? (Репейник, он же – лопух.) А какие выражения вы знаете, в которых используется название этого растения? («Пристал, как репейник», «Вот лопух!»)
Хозяйка леса Это растение растет вдоль дорог. Отсюда и его название. Оно не боится вытаптывания, потому что надежно укрепилось своим густым пучком корней, прижало к земле свои упругие листья. Цветки у него невзрачные и крошечные, но каждое растение дает 60 тыс. семян, которые приклеиваются к ступням и разносятся по всему свету. Так оказалось оно вместе с европейцами и в Америке. Индейцы дали ему название «след бледнолицых». Назовите это растение. (Подорожник.) Как его используют люди? (Для обработки ран, порезов.)
Ведущий Птицы и насекомые, звери и люди издавна обходят жгучую красавицу стороной. Больно обжигает она того, кто хоть чуть-чуть прикоснулся к ней. Ведь на листьях и стеблях есть стрекательные волоски. Каждый волосок – маленький шприц, наполненный жгучей жидкостью. Вы узнали? (Крапива.) Правильно, крапива. Как ни странно, есть, за что людям благодарить ее. Много вкусных и полезных блюд можно приготовить из молодой крапивы. Ведь в ее листьях находится в 2 раза больше витамина С, чем в черной смородине. Крапива улучшает состав крови, останавливает кровотечение. А еще она дает жизнь прекрасным бабочкам: адмиралу, павлиньему глазу и другим, гусеницы которых едят листья. Одна из бабочек названа в честь своей кормилицы – крапивница.
Хозяйка леса Это растение относится к числу старейших лекарственных средств. Целебные свойства растения были хорошо известны врачам уже при Петре I. Растет на болотах, лугах, по берегам рек и ручьев, в зарослях кустарников, лесах, на опушках. Одно из ее основных лечебных свойств – успокаивающее действие на нервную систему. Помогает она и при болезнях сердца. В аптеках продается и в виде настойки. (Валериана.)
Ведущий Как хорошо, что на земле есть растения. Они выделяют кислород для дыхания живых существ. Не зря леса называют зелеными легкими планеты.
Лес не только для нашей заботы.
Он – богатство всей нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
Ребята, но лес-это не только растения, это еще и животные. Я предлагаю вам разгадать кроссворд «Животные леса». (Презентация)
-Ребята! А кто знает, что такое Красная книга природы? (Это книга, в которую заносятся редкие виды животных и растений. Представителей природы, занесенных в эту книгу, охранять надо особенно бережно!) (Презентация)
Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»
Ведущий (раздает бланки и карандаши).
- Выберите один из ответов и подчеркните его.
1. Вы нашли на поляне очень красивый цветок. Как вы поступите?
а) полюбуюсь на него и пойду дальше (1 балл);
б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу (5 баллов).
2. Вы нашли гнездо с птенцом. Что вы сделаете?
а) покормлю птенца (3 балла);
б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели (5 баллов);
в) буду наблюдать издали (1 балл).
3. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдете ли вы с ними?
а) пойду, но буду собирать очень осторожно (5 баллов);
б) не пойду (1 балл).
4. После привала в походе у вас осталось много пустых банок, пакетов. Как бы вы поступили с ними, прежде чем продолжить поход?
а) взял(-а) бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик (1 балл);
б) отнес(-ла) бы в кусты, чтобы никто не поранился (5 баллов);
в) закопал(-а) бы в землю (3 балла).
5. Как вы сами оцениваете свои знания по охране природы?
а) почти все знаю (3 балла);
б) кое-что знаю, но хотел(-а) бы знать больше (1 балл);
в) охранять природу должны ученые, а не я (5 баллов).
-А теперь – итоги теста. Сложите очки вместе. По сумме определите, к какой из трех групп юных друзей природы вы относитесь. Не обижайтесь, если результат не понравится. Лучше задумайтесь.
Группа № 1 – те, кто набрал от 5 до 11 баллов. Если бы все были такими, как вы, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Вы не только много знаете о природе, но и умеете ее охранять. Но главное – не останавливайтесь, стремитесь узнать больше новой информации.
Группа №2 – те, кто набрал от 12 до 18 баллов. Вы, безусловно, кое-что знаете о природе и хотели бы ей помочь. Но ваши знания неполные, и вы, сами того не желая, можете причинить ей вред. Больше читайте, говорите со знающими людьми. И вы с вашей огромной энергией сможете принести пользу.
Группа № 3 – те, кто набрал от 19 до 25 баллов. Вы, наверное, любите природу. Это хорошо. Но вы так мало о ней знаете! Вам нужно изучать жизнь растений, повадки животных.
Ведущий Наш экологический утренник продолжается! Следующий конкурс - «Скорая помощь».
1. Какие растения используют для лечения ран? (Алоэ, калан-хое, подорожник, капуста...)
2. Какие растения используют как жаропонижающие средства? (Малина, лимон.)
3. Какое растение используют при сердечном приступе? (Валериану.)
4. Как избежать солнечного удара с помощью одной известной травы? (Положить на голову лист лопуха.)
5. Какие плоды употребляют люди, чтобы улучшить зрение? (Морковь, чернику.)
6. Волосы, вымытые в отваре этих цветков, приобретают золотистый оттенок. Назовите их. (Цветы ромашки.)
Сценка
Поляна «Бабочки»
Муравей обращается к мотыльку:
- Мотылёк как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живёшь?
Что ты ешь? Что ты пьёшь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи-ка обо всём.
Мотылёк: Я живу на лугах, и в садах, и в лесах
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питьё - ароматы цветов.
Но живу я недолго - не более дня.
Будь же добрым со мною
И не трогай меня!
Бабочка: Да, ребята, живём мы очень мало,
А ведь мы полезны,
Мы опыляем растения.
Не ловите нас для забавы!
Муравей: И не позволяйте разорять муравейники. Муравьи, населяющие один муравейник, уничтожают в течение года до одного миллиона вредных насекомых. Разоряя муравейники, вы разоряете дом друзей!
Стрекоза: Не убивайте и не ловите нас, стрекоз: мы защищаем вас от комаров.
Муравей: Какого жука я в лесу повстречал!
Он топал как бык, и рогами качал.
И очень серьёзным и грозным он был-
Я даже дорогу ему уступил.
Мне имя его неизвестно пока,
Но я не забуду лесного жука.
Жук: И мы нужны природе. Божья коровка в большом количестве уничтожает тлю. Шмели опыляют растения.
Бабочка: И, конечно, тревожно.
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.
Ни за что не в ответе,
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Бабочка берёт за руки всех насекомых, и они под музыку улетают с поляны.
Ведущий Природа, как израненная птица,
Кричит, просит нас о помощи.
Мы должны сохранить природные богатства
Для тех, кто будет жить на земле после нас.
Под музыку выходит лягушонок.
(Гуляет по лесу, радуется.)
-Ах, какая красота
(Вдруг из-за кулис: «Бом-бом-бом!)
Начинается погром.
Выезжаем на природу,
Сколько здесь в лесу народу!
Здесь костёр и там костёр
Банки, склянки, всякий сор!»
Хозяйка леса увидела лягушонка, который сидел около пенька и грустил.
Хоз. леса: Что случилось, лягушонок? Лягушонок (вздыхает): «Тут
недавно были (начинает плакать) они......обижали».
Хоз. леса: Ребята, лягушонок так расстроился, что не может говорить. Очевидно, здесь были те, кто не бережёт природу. Но дорогой лягушонок, я уверенна, что наши ребята знают, как надо вести себя в лесу.
Экологические знаки. Что они обозначают? (Раздаются каждой команде. Время на размышление 5 минут. Рассказать что обозначает каждый знак и раскрасить его.)
Лягушонок: Как приятно, когда ребята знают и берегут природу: деревья, цветы, птиц, муравьев и нас лягушек. (Дети оставляют экологические знаки на доске.)
Хоз. леса: (Обращается к ребятам.)
-Ребята, помните эти знаки и будьте настоящими друзьями природы.
Хоз. леса:
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года-
Это всё вокруг природа.
Всё, что нужно, год от года
Нам даёт сама природа.
И поэтому все мы
Жить не можем без воды,
Без растений и животных,
Без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек
Жить не может человек.
Так давайте сбережём
Наш земной природный дом!
Ведущий:
Рыбе нужна вода, птицам - воздух, животным - лес, степи, горы а человеку нужна природа. И охранять её - наша главная цель.
Земля такая маленькая!
Давайте её беречь!
Берегите эту Землю, эту воду
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя! (Видеоролик «Берегите природу»)
Дорогие ребята! Мы надеемся, что после нашего утренника вы будете бережнее относиться к Природе. И прежде чем сорвать цветочек в лесу или в поле, отломить ветку дерева, затоптать крапиву или репейник, вы задумайтесь: надо ли это делать? Ведь охраняя природу, вы охраняете Родину.