Урок по методу
художественно – педагогической драматургии
Тема : «Зима пришла» Г.А. Скребицкий
«Первый снег» (Урок чтения в 4 классе)
Учитель начальных классов
Сыромятова К. А.
Внеклассное чтении
Цель. Знакомство с рассказом Г.А.Скребицкого «Первый снег».
Обучающая. Дать представление о снегопаде. Привести в систему имеющиеся представления наблюдателя. Обмен впечатлениями от зимней природы. Продолжить формирование таких умений, как умение раскрывать тему и основную мысль высказывания. Подготовка к выразительному чтению, словесному рисованию, показать созвучие мыслей писателя, художника и композитора. Закреплять навыки выразительного чтения.
Развивающая. Развитие связной речи, интереса к явлениям природы, к читаемому произведению.
Воспитательная. Привлечь внимание к красоте зимних явлений в природе, любви и бережного отношения к ней, формирование эстетических вкусов.
Ход урока
I Вступительное слово учителя.
-У нас гости. Поздоровайтесь, пожалуйста. Садитесь. И как настоящим хозяевам вам нужно быть гостеприимными, т.е стараться, чтобы гостям еще хотелось прийти. А для этого нужно активно работать и хорошо себя вести.
II Повторение изученного материала. Беседа.
- Сегодня на уроке внеклассного чтения мы с вами продолжим разговор об удивительном, сказочном времени года – зиме.
На доске картина зимы.
- В чем красота картины ? (Снег, узоры на окнах, деревья в белых шапках, варежках…)
- Как бы вы ее назвали? (Красавица, волшебница, чародейка, царица, королева, белоснежка, снегурочка)
-Какие чувства вызывает у вас приход зимы?(А она пришла в январе. Радостные, удивление, восхищение, восторг).
_ Зиме посвящено много рассказов, сказок, стихов.
- Мы учили стихи о зиме, вспомните, пожалуйста, или стих, или отдельные строки из стихов о зиме.
-Послушаем, как она влияет на ваше настроение, как вы передадите его нам, читая стихи о зиме.
Чтение наизусть стихов о зиме (2-3 человека).
-Да, вы любите зиму, рады ей!
III Актуализация опорных знаний учащихся. Работа с репродукцией картины А.А. Пластова «Первый снег» (картина). Создание эмоционального фона. Восприятие произведения искусства.
-А сейчас вы рассмотрите внимательно репродукцию картины Аркадия Александровича Пластова «первый снег» и ответите мне на вопрос ( на доске репродукция картины и на картах перед детьми): - Какое влияние в природе привлекало внимание художника?
-А музыка композитора Минкова «Вальс снежинок» поможет вам представить картину первого снега, изображенную художником.
Рассматривают под музыку.
Беседа по картине.
- Какое же явление в природе привлекало внимание художника? (снегопад, первый снег).
-Как картина и музыка помогли вам представить первый снег, снегопад? ( у нас ведь это явление редкое).
-Вообразили, представляли, фантазировали, как будто в самом деле это происходило.
-Что вы можете сказать про снег? ( «Крупными хлопьями кружится в воздухе и ложится на землю…»)
-Как изменился двор после выпавшего снега? («Белым бело, всё покрыл снег»).
-Какие чувства вызвал приход зимы у детей, изображенных на картине? («Трудно усидеть дома, не одевшись, выскочили на крыльцо. С удивлением и радостью наблюдают за картиной первого снегопада, они рады приходу зимы. Мы видим это по их лицам. Красота природы вызывает желание увидеть её»).
-А вам приходилось ли когда-нибудь наблюдать как падает снег ?
- Расскажите о своих впечатлениях. (Снег был в январе).
IV Сообщение темы урока и задач урока.
-Сегодня познакомимся с отрывком из рассказа Георгия Алексеевича Скребицкого «Пороша». Она так и называется «Первый снег». Увидите, как автор передает свои впечатления от зимней природы. Как он умеет подобрать их, чтобы передать красоту природы зимой.
Послушаем, какие слова находил, подбирая, автор, чтобы переждать нам свое настроение, свои впечатления о зиме, особенностях этого времени года.
Будем учиться читать выразительно, т.к. только при выразительном чтении можно и передать эти чувства и настроение другим.
V Мотивация учебной деятельности
Рассказ учителя о писателе в комплексе с беседой.
Георгий Алексеевич Скребицкий так писал о себе : «Я прошел уже немало глухих нехоженых троп и теперь, оглядываясь назад, с радостью говорю «Хороший я выбрал путь в своей жизни бодрый, радостный, счастливый. Родная земля – родная природа, сколько радости, сколько счастья подарила она мне за мою долгую жизнь. И я от всей души хочу, чтобы эти радости , это счастье выпали на вашу долю!».
С его рассказами мы уже встречались.
-А какие рассказы Скребицкого вы знаете?
Автор пишет о животных, о временах года. Он – большой знаток природы. Он очень любит ее. Он наблюдательный, никогда не пройдет мимо красоты, все увидит и свои знания и наблюдения о ней предает нам.
Выставка книг Г.А. Скребицкого «От первых проталин до первой грозы», «Из детского прошлого», «Друзья моего детства», «Лесной прадедушка».
Рекомендации учителя по внеклассному чтению.
- Знакомьтесь с рассказами Скребицкого, читайте его книги, узнаете много полезного , интересного и удивительного.
VI Восприятие нового материала.
Чтение учителем.
Анализ содержания произведения, его художественные особенности.
-Поделитесь своими впечатлениями ( что особенно вам понравилось, что поразило).
- Что вы прочитали ? Определите тип текста. ( рассказ).
- К какому стилю относится рассказ? ( художественный с элементами описания).
(описание поэтическое)
- О чем он, какова его тема ? ( о зиме, о снеге, о снегопаде).
- Как назван рассказ?
-Как вы думаете по названию можно ли определить о ком или о чем будет этот рассказ?
-Почему?
-Что хотел сказать, показать нам писатель? Главная мысль этого рассказа?
-Каждое время года прекрасно по-своему. У каждого свои приметы, краски. Зимняя природа тоже прекрасна, красива. Трудно усидеть дома, когда идет снег.
-Красота природы вызывает желание увидеть прекрасное.
Словарная работа.
-Прочитайте про себя, чтобы найти непонятные слова для вас, выражения.
ГОЛАЯ ЗЕМЛЯ – БЕЗ СНЕГА, ТРАВЫ, ЛИСТЬЕВ.
Мохнатые снежинки – обросли белой шерстью, щерстяные.
Повалили хлопьями – снежинки слипаются по несколько, становится много.
Полушубок – короткая шуба.
Крыльцо – вход в дом с площадкой и лестницей.
Перила – ограда по краю лестницы.
Сыпал – шел долго.
Белый пух зимы – белый, чистый легкий снег.
Молодой снег – первый снег.
Смеркаться – наступление вечера.
-В конце рассказа есть тоже картина снегопада, найдите эти слова.
(«Я стоял прислонившись к перилам крыльца, и следил за тем, как шел снег»).
Читают. Сопоставление слов автора и учителя.
-Теперь я прочитаю эти же предложения без некоторых слов. А вы должны сравнить в каком отрывке ярче описан снегопад.
Читаю. «Я стал, прислонившись в перилам крыльца и следил за тем, как шел снег».
- В каком же отрывке ярче описан снегопад? ( в авторском).
-Почему? У писателя красочнее язык, он 10 раз перебрал слова и выбрал самые точные, яркие(Лаборатория писателя).
-И какие же эти слова, прочтите их ( Белый пух зимы)
- Объясните. ( белый чистый, легкий снег).
-Подчеркните их тоже, выделите при чтении.
- А как вы думаете, какие мог испытывать чувства автор, когда писал эти строки ? ( Восхищение, восторг, радость от прихода настоящей зимы).
-Послушаем, сумеете ли вы выразить их.
Читают. Комментируют.
-Да, читали с чувством радости, восхищения, наконец-то зима наступила.
Повторное чтение, если 1-ое неудачное.
-А теперь найдите слова, которые показывают движение снежинкой, снега вначале описания, в середине и в конце. Именно движения снега.
1 В начале рассказа как движутся снежинки (закружились)
-Как падают? Подчеркните это слово. (Легко, плавно, движение, танец).
-Потом как стал двигаться снег? (Повалил)
-Что это значит? (Усиливается движение снега).
- И наконец (в конце рассказа) сыпал.
- А это как? Еще сильнее.
- Выделите и подчеркните эти слова.
-Опять писателю пришлось перебрать много слов, чтобы выбрать самые точные, яркие слова и показать нам картину усиления снегопада.
-Автор ведь мог сказать – шел, шел, шел и не показывать бы усиление снега.
-Прочитайте ту часть, где говорится как первый снег изменил все вокруг.
-Как назван снег? (молодым)
-Почему? (первый, только выпал).
-Подчеркните и эти слова, на них падает ударение во время чтения.
-Что показалось вам особенно красивым во время снегопада?
-Картины природы даны глазами писателя, который хочет, чтобы мы их представили и увидели.
Иллюстрирование текста.
-Давайте вообразим себя художниками и попробуем нарисовать картину к понравившемуся отрывку.
-Что необходимо взять с собой для работы ? ( краски, карандаши, альбом, кисти)
-какие краски вы используете? ( Белую, голубую, серебряную, синюю, черную)
-Кто попробует нарисовать картину, а слова автора вам помогут.
-От чьего имени написан рассказ? ( от имени писателя)
-Подумайте, как одним словом назвать картину, когда падает много снега?
(снегопад)
-Вы видели картину художника, который описал первый снег.
-Писатель – это тоже художник. И он рисует картины, но не красками, а словами.
-Сейчас ваша задача состоит в том, чтобы выделить в тексте последовательность поэтического описания снега.
Выборочное чтение.
-Найдите, пожалуйста, картину описания снега, снежинки в начале рассказа. (Но вот потеплело…мохнатые снежинки закружились в воздухе)
-Объясните, как вы это представляете. (Снега немного, падает медленно, неторопливо)
-Какие слова использует автор, чтобы описать снежинки? ( крупные, мохнатые)
-Подчеркните эти слова, их вы выделите при чтении голосом.
-Почему снежинки названы мохнатыми? (обросли белой шерстью)
-Что чувствовал автор, когда описывал снежинки?
Удивление – зима никак не наступала и вдруг снег.
Интересно – хочется поймать снежинку на ладошку, рассмотреть.
Радость – от первого снега, чистый, красивый, белый.
-Постарайтесь предать при чтении эти чувства как будто вы вместе с писателем наблюдаете эту картину ( падающий снежок)
Чтение. Комментирование. Если неудачно, повторить чтение.
Физ.минутка.
-С помощью движение и музыки представим как кружится снежок в воздухе.
Берут снежинки (у каждого ребенка на парте)
Дети: «Мы снежинки, мы снежинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки
Мы танцуем день и ночь!»
Учитель:»Снежинки тихо покружились и тихо опустились».
-А дальше как продолжается снегопад?
-Какую следующую картину падающего снега нарисовал писатель? (повалил хлопьями)
-А что значит «повалил хлопьями»?(все больше и больше кружится, слипаются и валят хлопьями)
-На какие хлопья похожи хлопья снега?
-Подчеркните эти слова.
- Всего два слова, а они помогают вам представить усиление снегопада, снега становится больше и больше, он повалил хлопьями.
Выделите при чтении подчеркнутые слова, которые показывают, что снега становится всё больше и больше.
Чтение. Комментирование. Повторить, если первое не удалось.
Словесное рисование (3 человека)
Работы по усвоению интонационной выразительности речи.
-Теперь, когда вы представили и увидели снегопад, приход зимы, надо выбрать темп чтения.
-Как надо читать рассказ? ( не спеша, не торопясь, а потом усиление голоса).
-Тон чтения? ( методичный, танцевальный при описании движение снежинок)
-Какие остановки внутри предложение надо непременно сделать? ( многоточие, образные сравнения, выделенные слова, запятая, точка)
- Остановка перед каждой новой картиной, чтобы лучше их представить, видеть поэтические картины.
VII Закрепление и осмысление знаний.
-Кто прочитает рассказ так, чтобы все слушатели представили картину прихода зимы и удивились, обрадовались, залюбовались первым снегом вместе с писателем ( Значит вы научились понимать автора, его чувства).
Чтение по частям. 3 человека.
-Что бы вы сказали о чтении детей?
Комментирование.
- Передали мысли, чувства. Выразили чувства. Помогли представить картину, чувства. Читали и как бы любовались, радовались вместе с писателем. Как будто находились там.
Составление деформированного предложения. На доске снежинки со словами.
-Теперь вы можете рассказать о снегопаде, используя слова на снежинках. Составление предложений.
Чтение.
VIII Обобщение и систематизация знаний.
-Что хотел сказать нам писатель Скребицкий?
-Чему учит нас рассказ?
-Любите природу, любуйтесь ее красой, радуйтесь каждому дню. Не проходите мимо, относитесь к ней бережно, чтобы и другие могли любоваться.
- Послушаем еще стихи, в которых поэты радуются приходу зимы, любуются красотой зимней природы, призывают нас полюбоваться, порадоваться вместе с ними.
Чтение стихов ( 2-3 человека). Комментирование.
-Понравилось ли чтение?
-Почему?
Похвала, оценки.
IX Домашнее задание.
-Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку, показывать рисунок и описывать словами автора ( слова автора выучить).