Каждый год зима
повторяется дважды,
а весна только раз.
Я. Ипохорская
Зимняя сказка. Зимний пейзаж в картинах русских художников
Основная аудитория – 1-4 класс.
Продолжительность 20-40 минут.
Отшумела ярко-желтой листвой золотая осень. Бирюзовое небо заволокли сизые, серые облака. Холодно, дождливо, грязно. Гонит ветер бесконечные гряды туч.
Прошел и ноябрь, который в народе нарекли предзимником. Коротки серые дни, похожие друг на друга, леса стоят полупустые, «грустя по птичьим голосам». Но –
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов;
Берега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
А. Пушкин
Начинает зиму декабрь. Он завершает год и поддает стужи. Его в народе прозвали «студень», «стужайло», «многоснежный». Но капризна и переменчива погода в декабре: выпавший снег смывается неожиданным дождем, и вновь сильные ветры наметают снежные сугробы. Зимы бывают разными, и год на год не похож. Даже в течение одной зимы часто меняется погода. От этого меняется и наше настроение. Когда выпавший снег полежит-полежит, порадует нас своей белизной и красотой и вдруг растает, бывает грустно, тоскливо. Но вот опять наснежило, и повалил густой, пушистый снег. И нам становится радостно, весело, празднично.
Дети, мы с вами очень ждали прихода красавицы-зимы. Можно было наблюдать за тем, как падал первый снег, усыпая землю, рассматривать снежинки-какие они все разные, изящные, нарядные. И вот дождались мы снежных, морозных дней. Снег пушистым белым ковром покрыл всю землю. Можно заметить, что когда очень холодно, то снег сыпучий, легкий, пушистый, он сверкает, искрится на солнышке, хрустит под ногами. Снег даже пахнет! Он пахнет необыкновенной свежестью и чистотой-запахом мороза. Свежо, холодно, морозно!
Художники, композиторы, поэты и писатели любуются этим временем года. Зима раскрывает перед ними свои тайны, и они рассказывают нам о том, что они видят, слышат, чувствуют.
Вот как сказали о зиме поэты.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас,-
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
И. Никитин
Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, который изображает и показывает нам природу в различных ее состояниях. Пейзажи могут быть разными. Один пейзаж может изображать поле, луг или лес, другой море или горы и даже иногда космос. Так же в пейзажной картине мы с вами можем часто увидеть изображенные художником городов и сёл. Соответственно пейзажи в зависимости от того, что они изображают, носят название природного, морского, горного, лесного, космического, сельского, городского.
Сегодня мы с вами посмотрим картины известных русских художников и узнаем некоторые секреты, которые они использовали, когда писали свои картины.
Запомнить имена художников, и название их картин, и те секреты художников, о которых я буду рассказывать.
Начало зимы, первый снег. Он бывает разным. Например, в картине Поленова «Ранний снег» мы видим необычное состояние природы – снег уже выпал, хотя деревья еще в золотой листве. Замечательное сочетание сложной, многоцветной, трепещущей листвы и свежего чистого снега. Листва суетливая, шумная, а снег укрыл все и как будто успокоил, сделал тихим и сонным. Контраст тона, контраст фактуры дают сложное настроение.
Вот как по-разному зима поет свои песни: то морозную, суровую, звонкую, радостную, то разгульную, метельную, то тоскливо - уныло, печальную. Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение и рассказывают нам о зиме. Поэты - в словах, композиторы – в звуках, художники – в красках. Давайте-ка и мы попробуем разгадать некоторые напевы зимушки – зимы. Но послушаем еще отрывок из рассказа писателя Г. Скребицкого о волшебстве Зимы.
«… Растянула Зима по небу серые тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. В один день все кругом разукрасила.
Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Ходит
«Первый снег» Сергея Андрияки совсем другой. Здесь снег не укрывает все плотным мягким ковром, а наоборот добавляет суеты, мелькания, ложась пятнами на землю и ветви деревьев. Если закрыть рукой нижнюю часть картины – наступает покой, тишина. Здесь вся суета, все движение сосредоточено именно в пятнах снега, а верх деревьев и небо, наоборот, пребывают в состоянии покоя. Картина написана акварельными красками. Художник пользуется замечательным свойством акварели – можно не закрашивать снег краской, а просто оставить белую бумагу – и белизна снега будет очень яркой, будто светящейся.
Зима в расцвете. Много снега, он укрыл все вокруг, превратив деревья то ли в сказочных животных, то ли в колдовские замки.
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою.
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован.
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Ф.Тютчев
Аполлинарий Васнецов «Зимний сон». У художника есть много способов показать пространство, далекие и близкие предметы. В этой картине два больших ствола – как окошко, в которое хочется смотреть. А между ними уходят вдаль, уменьшаясь, елочки и заснеженная изгородь. И проследив за движением этих предметов, мы видим вдалеке деревню.
А художник Архип Куинджи в своем пейзаже показывает пространство не только размером предметов, но и цветом и тоном. Ближние сосны темные, зеленовато-коричневые. А дальний лес светлее и голубовато-сиреневый. Сильный контраст между пятнами света и тени еще больше усложняет форму заснеженных деревьев и еще больше делает их похожими на зверей.
В 1874 г. на международной выставке в Лондоне Куинджи получил бронзовую медаль за эту картину.
С.Есенин
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Картина Ивана Ивановича Шишкина написана по стихотворению Михаила Лермонтова.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
М.Лермонтов
Второй пейзаж Шишкина написан в обычной для него манере, когда все предметы прописаны самым тщательный образом. От художника не ускользнула ни одна деталь. И в то же время, это не просто документальное изображение того, что художник видит. Шишкин управляет нашим вниманием, он так строит композицию, что нам хочется пройти между двумя большими деревьями как в ворота и заглянуть в просвет между деревьями, чтобы узнать, что же там, за лесом. И в то же время поваленные стволы и сугробы как будто мешают нам, задерживают. И получается, что нет в картине лишнего движения, динамики. Все сонно и спокойно. Только немножко любопытства.
А сейчас посмотрите на этот лес. Какой он? Большой, дремучий, непроходимый. А что это за деревья? Огромные ели, ветви у них расположены высоко. А есть ли маленькие елочки? А что лежит на земле под снегом? Да, это упавшие деревья. Много ли снега в лесу? Какой он? Какого цвета? Кругом - стена деревьев, поэтому снег слегка коричневатый, а в глубокой тени голубоватый. Только там, где среди деревьев есть просвет, луч солнца осветил поляну, окрасив деревья в желтоватые тона. От этого снег, толстым слоем, лежащий в тени на земле, на ветках елей, кажется еще голубее. Вершин деревьев мы не видим. Перед нами только их огромные коричневатые стволы, которые кажутся теплыми, живыми. А посмотрите-ка внимательно: есть ли в лесу еще кто-то живой? Увидели птицу? Она, как и деревья, тоже словно заснула, задремала. А как бы вы назвали этот лес? Очарованный, сказочный или заснувший?
Алексей Саврасов – один из основоположников русского пейзажа. Он одним из первых стал интересоваться природой не как окружением человека, а как самостоятельным сюжетом, в котором можно выразить настроение, состояние души, которым можно просто любоваться. В картине «Иней» он почти не использует цвет. Все предметы серо-серебристые, с холодным мертвенно-синеватым отливом. Нет ни единого намека на человека – ни домов, ни следов санных полозьев. Нет даже птиц. И от этого отсутствия всякой живности еще ярче ощущается неуютный, холодный, ветреный зимний вечер.
В этюде Константина Коровина «Зимой» наоборот, приятный зимний денек. Не слишком холодный, но и не мокрая оттепель. Снег переливается едва заметными теплыми оттенками, возле забора видны прошлогодние травинки. Лошадь, запряженная в сани, показывает нам, что кто-то приехал в этот дом. И, видно, ненадолго, раз не распряг лошадку.
Саврасов этюд «Дворик. Зима» написан и очень похож по стилю, по технике, по цвету на «коровинскую» живопись. Такой же мягкий снежок, теплые оттенки во всех предметах, живность рядом с домами. На обоих этюдах нет людей, но и без них мы видим здесь жизнь.
Алексей Кондратьевич Саврасов «Зима». Холодный день, яркая белизна снега усиливает ощущение холода. Но неуютности - нет. Как будто мы смотрим на мороз из окна тепло натопленной комнаты.
Скажите, а почему снег белый? Вопрос не так прост. Ведь снег – это замерзшая вода, лед. Но лед-то бесцветный! Почему же снег белый? Да потому, что каждая снежника состоит из большого количества ледяных кристалликов. Но они не гладкие, а с гранями. Отражение света от граней этих кристаллов и делает снег белым.
Юлий Клевер. Авторские повторения картин и вариации настроения в разных картинах с одними и теми же предметами.
Валентин Серов «Стригуны на водопое». Зима – время характерных силуэтов. Выразительные возможности силуэта.
Аполлинарий Васнецов «Вьюжит. Метель. Старая Москва». У этого художника самые обычные пейзажи часто становятся сказочно-былинными. Много пейзажей написано с архитектурой старой Москвы.
А.С.Пушкин
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела…
Алексей Саврасов. Два «Зимних пейзажа» показывают жутковатую холодную зимнюю ночь. Путника не ждут в этих домах – в них не горит свет.
Остроумова-Лебедева. Зимний Петербург. Заиндевевшие деревья почти сливаются с небом, а снег оставлен белой бумагой и только в некоторых местах оживлен следами и тенями.
Сергей Андрияка «Идет снег». Замечательно создано ощущение падающего снега, хотя не изображено ни одной снежинки. Вся работа написана мелкими мазками – где-то чередование светлого снега и темных предметов, где-то просто мельтешение близких по цвету и тону мазков. И вот от этого мельтешения возникает ощущение летящего снега.
Б.Пастернак
Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Снег идет, и все в смятении,
Все пускается в полет,
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Ромодановская. Здесь, наоборот, все вполне ясно и определенно. Широкие мазки, четкие контуры предметов. В этой картине хорошо видно, что снег – самое светлое в зимнем пейзаже. В отличие от других времен года, когда самым светлым является небо.
Гончарова «Московская зима». Все предметы переданы очень упрощенно, но при этом узнаваемо.
Сергей Андрияка «Накладезная часовня близ Лавры». Светящееся оранжевое окно – центр композиции. Нас как будто ждут в том месте, где светится окно. Разница в тоне между окном и окружением небольшая, яркое свечение окна достигается контрастом цвета, сочетанием дополнительных (то есть противоположных) цветов.
Василий Суриков «Зубовский бульвар зимой». Ощущение оттепели появляется от усиленного контраста белого снега с мокрыми очень темными деревьями и от темной, совсем не снежной дорожки.
Алексей Саврасов «Оттепель». Графика. Чуть-чуть цвета есть только справа на мокром снегу и на крыше дома.
Аполлинарий Васнецов. «Москва. Конец 17 века». Городской пейзаж и историческая картина в одном полотне.