Конспект НОД по краеведению «Зимующие птицы нашего края».
Задачи:
Образовательная: Формирование представления у детей о зимующих птицах нашего края, их особенностях. Знакомство с некоторыми зимующими птицами (воробей, ворона, голубь, сорока). Показать детям взаимосвязь всего живого в природе.
Развивающая: Развитие чувства сопереживания ко всему живому (птицам).
Воспитательная: Воспитание заботливого отношения к природе и ее обитателям.
Материал: Иллюстрации воробья, вороны, сороки, голубя; кормушка, корм; раскраски для малышей с птицами нашего края.
Ход занятия: I. Орг. момент.
II. Новый материал. 1.Загадки о зимующих птицах.
Угадайте, что за гости к нами пришли:
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит (Воробей)
Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать,
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем «Чик-Чирик».
(Воробей)
Хочет с детства эта птица
Стать известною певицей.
День и ночь неугомонно
" Кар–кар–кар! " – поёт (Ворона).
Длинный хвост и с белым боком,
А летает не высоко.
Хочет всё стащить с наскока!
Это хитрая ...(Сорока).
Что блестит, не пропущу,
Всё в гнездо себе тащу.
Чернохвоста, белобока...
Догадались? Я – (Сорока).
Он живет на площадях,
На деревьях, и ветвях.
Он воркует, не поет,
Бодро семечки клюет.
(Голубь)
Вывешиваем иллюстрации птиц на доску
2. Сообщение темы – Сегодня мы с вами будем говорить о птицах, которые живут рядом с нами.
3.Беседа о птицах и их характерных особенностях.
Обращаем внимание на иллюстрации птиц.
- Как вы думаете, как называют этих птицы?
(Этих птиц называют - зимующие).
Посмотрите на них внимательно и скажите:
- Чем они похожи? Что у них общего?
Воспитатель обращает внимание на картинки с изображением птиц, показывает, называет их, отмечает характерные особенности каждой птицы.
(Есть голова, клюв, шея, туловище, крылья, хвост и лапки. Тело покрыто перьями, они летают, прыгают, клюют).
Воспитатель стремится к тому, чтобы дети запомнили название этих птиц и характерные особенности внешнего вида каждой птицы (Воробушек - пташка, серая рубашка, сизый голубь…)
4. Физминутка «Птичка-невеличка»
Птичка-невеличка
По небу летала (птички летают),
Села под окошко,
Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),
Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),
Выпрямила спинку.
Песенку запела, в домик полетела (машут руками).
5. Продолжение беседы о птицах (серогрудая ворона, сорока-белобока,).
- А чем они отличаются? (одни большие птицы, а другие – маленькие – размером и цветом)
Умницы!
- Ребята, как вы думаете сейчас легко птицам, когда земля замёрзла, снега много вокруг, когда нет корма? (Им очень трудно, пищи нет).
- Что надо сделать, чтобы помочь пернатым?
(нужно повесить кормушки и накормить ) – постоянно добавлять корм в кормушки.
- Кто из вас кормил птичек? (Ответы)
- А чем кормят птиц? ( зернышками овса, семечками не жаренными, крошками чёрствого белого хлеба).
6. Я предлагаю вам покормить наших гостей. У нас есть птичья столовая. Давайте насыпим туда корм и пригласим птичек.
7. Чтение стихотворения Александра Яшина «Покормите птиц»
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
- Красивое стихотворение?
-Им очень нужна наша помощь, а особенно зимой.
III.Итоги. Молодцы! Хорошо сегодня работали, ушки все слышали, всё запомнили.
- Какие птички живут рядом с нами?
- Как они называются? Зи…
Наши гости принесли вам подарки, каждому раскраску с птичкой (педагог раздаёт каждому малышу).