Литературно-музыкальная гостиная «Зимушка – зима»
Учитель: Маранцова В.В.
Класс: 5
Цели:
- создание оптимальных условий для формирования гражданина России, любящего свою Родину, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой, чувствовать её красоту.
Задачи:
Образовательные:
- духовное обогащение личности обучающихся через знакомство с образом Родины в русской поэзии и музыкальных произведениях.
Развивающие:
- развитие творческих способностей обучающихся;
- развитие у обучающихся способности быть читателем, зрителем, слушателем, способности и желания воспринимать музыку, литературу;
- развитие умения любить и понимать красоту родного края;
- создание условий для самовыражения, самореализации каждого члена коллектива.
Воспитывающие:
- формирование активной гражданской позиции;
- формирование любви к Родине, потребности бережно относиться к природе, беречь и охранять её;
- формирование художественного вкуса и любви к прекрасному.
Метапредметные задачи:
Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; осуществлять рефлексию по результатам проделанной работы.
Познавательные: использовать различные способы поиска (в справочных источниках и в сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Коммуникативные: излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его; организовывать работу в паре, группе, коллективе; развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Личностные: формировать эстетические потребности, ценности и чувства; воспитывать готовность и способность к саморазвитию, мотивацию к расширению знаний по теме, формировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
Предметная область: литература, изобразительное искусство, музыка.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, музыкальное сопровождение, программа гостиной.
Сценарий мероприятия
Учитель: Добрый день, друзья!
Сегодня мы встретились с вами в нашей литературной гостиной. Мы с вами обратимся к такому чудному и сказочному времени года – зиме.
Я хочу представить вашему вниманию «Зимушку – зиму в произведениях русских поэтов и всемирно известных композиторов».
Нужно только на несколько мгновений закрыть глаза и окунуться в зимние воспоминания.
Видеоролик «Зимняя сказка» под музыку М. Таривердиева
Поэты написали много красивых стихов о зиме, композиторы сочинили к ним музыку, а художники написали картины.
Сегодня мы попробуем расслышать вместе с поэтами "язык" природы, увидеть с художниками красоту зимнего пейзажа, услышать с композиторами музыку зимы.
Зима - самое удивительное время года. Вы готовы встретиться с чудесами? Тогда отправляемся в путь.
Можно сказать, что ни одно время года так не волшебно, как зима. Летом и весной земля шумит жизнью: шепчутся листвой деревья, бегут наперегонки озорные волны рек и речушек, луга смеются пестротой трав и цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц – всё движется, дышит, радуется теплу и свету. Зимой всё по-другому. Всё живое спряталось в глубину земли и спит, ожидая солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, не поют и летают зябко и неторопливо. Природа, кажется, заколдована каким-то злым волшебником и погрузилась в спячку.
Но, не смотря на это, мы с нетерпением ждём наступления зимы и с радостью говорим: «Здравствуй, Зимушка-зима!»
Читает стихотворение Г.Ладонщикова «Белым снегом всё покрыло…» Коноплёва Владислава, ученица 5 класса
Коноплёва Владислава:
Белым снегом всё покрыло:
И деревья и дома
Свищет ветер легкокрылый
«Здравствуй, Зимушка-зима!»
Вьётся снег замысловатый
От полянки до холма
Это заяц напечатал
«Здравствуй, Зимушка-зима!»
Мы для птиц кормушки ставим,
Насыпаем в них корма,
И поют пичуги в стаях
«Здравствуй, Зимушка-зима!»
Учитель: Начало зимы — это всегда событие для души поэта, хотя для каждого — свое.
Читает стихотворение С.Есенина «Поет зима – аукает» Шерстнёва Полина, ученица 5 класса
Шерстнёва Полина:
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Читает стихотворение С.Есенина «Разгулялась вьюга» Ларичева Елизавета, ученица 5 класса
Ларичева Елизавета:
Разгулялась вьюга,
Наклонились ели
До земли. С испуга
Ставни заскрипели.
И в окно снежинки
Мотыльками бьются,
Тают, и слезинки
Вниз по стёклам льются.
Жалобу кому-то
Ветер шлёт на что-то
И бушует люто:
Не услышал кто-то.
А снежинок стая
Всё в окно стучится
И слезами, тая,
По стеклу струится.
Видеоролик «Зимние пейзажи» П.И.Чайковский
Учитель: Но, если поэты посвящают зиме свои стихи, то художники стараются передать всё великолепие зимней красоты в своих картинах. Как вы думаете, какие краски преобладают на зимних картинах?
(Картины известных русских художников)
Читает стихотворение М. Пожарова «Разукрасила зима» Рой Мария, ученица 5 класса
Рой Мария:
Разукрасилась зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек-снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Льет вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:
На окошках, Дед Мороз,
Разбросай хрустальных роз
Легкие виденья,
Хитрые сплетенья.
Ты, метелица, чуди,
Хороводы заводи,
Взвейся вихрем белым
В поле поседелом!
Видеоролик Р.Паулс Зимняя сказка
Учитель: Как красив снегопад в безмолвной тишине зимнего дня, когда снежинки мелькают в воздухе, будто маленькие белые мотыльки, тихонько опускаются на землю. Каждая снежинка нежная, хрупкая, похожая на прекрасный сказочный цветок, и каждый снежный цветок неповторим. А когда поднимается сильный ветер, все меняется вокруг, и тогда не разберешь, откуда летит снег: то ли с неба, то ли с земли. Все смешивается в сплошном хаосе, ничего не видно, кроме белой пелены. Но вот первый снег укрыл и укутал озябшую землю.
Читает стихотворение К. Бальмонт «Снежинка» Канзафаров Матвей, ученик 5 класса
Канзафаров Матвей:
Светло-пушистая снежинка белая,
Какая чистая, какая смелая!
Дорогой буйною легко проносится,
Не в высь лазурную - на небо просится.
Под ветром веющим дрожит, взметается,
На нем, лелеющем, светло качается.
Его качелями она утешена,
С его метелями крутится бешено.
В лучах блистающих скользит умелая
Средь хлопьев тающих сохранно-белая.
Но вот кончается дорога дальняя,
Земли касается звезда хрустальная.
Лежит пушистая снежинка смелая.
Какая чистая, какая белая!
Читает стихотворение С. Козлов «Кружатся снежинка» Юрченко Матвей, ученик 5 класса
Юрченко Матвей:
За окошком — вьюга,
За окошком — тьма,
Глядя друг на друга,
Спят в снегу дома.
А снежинки кружатся —
Все им нипочем! —
В легких платьях с кружевцем,
С голеньким плечом.
Медвежонок плюшевый
Спит в углу своем
И в пол-уха слушает
Вьюгу за окном.
А снежинки кружатся —
Все им нипочем! —
В легких платьях с кружевцем,
С голеньким плечом.
Тоненькие ножки —
Мягкие сапожки,
Белый башмачок —
Звонкий каблучок.
Учитель: После снегопада очень красиво в лесу. «Молодые березки и липы, вытянув свои тонкие стволы, образуют причудливых форм арки, покрытые снегом. В белых пушистых шубках, напоминающих озябших снегурочек, стоят елочки и сосенки, опустив заснеженные рукава. Снеговая лепка выразительна, и, кажется, что ее создавал какой-то чародей-скульптор. Иногда беззвучно сорвется с ветки ком снега и также беззвучно упадет на землю, оставляя за собой в воздухе полосу серебряной пыли».
В стихотворениях и Александра Сергеевича Пушкина, и Федора Ивановича Тютчева зима — волшебница, колдунья, чародейка, которая украшает землю, сковывает ее, закрывает белым пологом. Заснеженные стоят в лесу деревья. Зимнее солнце не согревает землю, а, кажется, еще более холодит ее, и снег ярко блестит под его лучами.
Видеоролик чтение стихотворения Ф. Тютчева "Чародейкою зимою..."
Читает стихотворение А.С. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…» Денисенко Диана, ученица 5 класса
Денисенко Диана:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама,
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
Учитель: Не только много стихов написано о зиме, но и известно также много пословиц и поговорок, загадок.
Береги нос в большой... (мороз).
В зимний холод всякий... (молод).
Зима без снега, лето без... (хлеба).
Мороз невелик, да стоять... (не велит)
Старик-шутник: на улице стоять не велит, за нос домой тянет. (Мороз.)
Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрет, тогда заревет. (Снег.)
Не драгоценный камень, а светится. (Лед.)
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Все покрылось серебром.
(Зима)
Учитель: Многие известные композиторы посвятили свои музыкальные произведения временам года. Послушайте произведение великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «Зима – Декабрь»
Видеоролик: Времена года. П.И. Чайковского.
Учитель: Зима - красивое, волшебное время года, когда приходит самый сказочный праздник - Новый год. У каждого человека воспоминания детства непременно связаны с этим временем года: снежные игры, катание с горок, подарки Деда Мороза.
И закончить нашу гостиную я бы хотела прослушиванием красивой, сказочной песни «Зимняя сказка» Слова: Андрея Усачева, Музыка: Александра Пинегина
Исполняет песню Денисенко Диана