СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие Литературно-музыкальная гостиная "Зимушка - зима!", посвященная природе родного края

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие "Зимушка-зима!", посвященное природе родного края

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие Литературно-музыкальная гостиная "Зимушка - зима!", посвященная природе родного края»

Литературно-музыкальная гостиная «Зимушка – зима»


Учитель: Маранцова В.В.

Класс: 5

Цели:

- создание оптимальных условий для формирования   гражданина России, любящего   свою Родину, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой, чувствовать её красоту.

Задачи:

 Образовательные: 

- духовное обогащение личности обучающихся через знакомство  с образом Родины  в  русской поэзии и музыкальных произведениях.

Развивающие:

- развитие творческих способностей обучающихся; 

- развитие у обучающихся  способности быть читателем, зрителем, слушателем, способности и желания воспринимать музыку, литературу;

- развитие умения любить и понимать красоту родного края;

- создание условий для самовыражения, самореализации каждого члена  коллектива.

Воспитывающие: 

- формирование  активной гражданской позиции;

- формирование любви к Родине, потребности бережно относиться к природе, беречь и охранять её; 

- формирование художественного вкуса и любви к прекрасному.

Метапредметные задачи:

Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;  уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; осуществлять рефлексию по результатам проделанной работы.

Познавательные: использовать  различные способы  поиска (в справочных источниках и в сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Коммуникативные: излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его; организовывать работу в паре, группе, коллективе;  развивать  этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную  отзывчивость.

Личностные: формировать  эстетические  потребности, ценности и чувства; воспитывать  готовность и способность к саморазвитию, мотивацию к расширению знаний по теме, формировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Предметная область: литература, изобразительное искусство,  музыка.

Оборудование: мультимедийный проектор,  компьютер, презентация, музыкальное сопровождение, программа гостиной.


Сценарий мероприятия


Учитель: Добрый день, друзья!

Сегодня мы встретились с вами в нашей литературной гостиной. Мы с вами обратимся к такому чудному и сказочному времени года – зиме.

Я хочу представить вашему вниманию «Зимушку – зиму в произведениях русских поэтов и всемирно известных композиторов».

Нужно только на несколько мгновений закрыть глаза и окунуться в зимние воспоминания.

Видеоролик «Зимняя сказка» под музыку М. Таривердиева


Поэты написали много красивых стихов о зиме, композиторы сочинили к ним музыку, а художники написали картины.

Сегодня мы попробуем расслышать вместе с поэтами "язык" природы, увидеть с художниками красоту зимнего пейзажа, услышать с композиторами музыку зимы.

Зима - самое удивительное время года. Вы готовы встретиться с чудесами? Тогда отправляемся в путь.

Можно сказать, что ни одно время года так не волшебно, как зима. Летом и весной земля шумит жизнью: шепчутся листвой деревья, бегут наперегонки озорные волны рек и речушек, луга смеются пестротой трав и цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц – всё движется, дышит, радуется теплу и свету. Зимой всё по-другому. Всё живое спряталось в глубину земли и спит, ожидая солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, не поют и летают зябко и неторопливо. Природа, кажется, заколдована каким-то злым волшебником и погрузилась в спячку.

Но, не смотря на это, мы с нетерпением ждём наступления зимы и с радостью говорим: «Здравствуй, Зимушка-зима!»


Читает стихотворение Г.Ладонщикова «Белым снегом всё покрыло…» Коноплёва Владислава, ученица 5 класса


Коноплёва Владислава:

Белым снегом всё покрыло:

И деревья и дома

Свищет ветер легкокрылый

«Здравствуй, Зимушка-зима!»

Вьётся снег замысловатый

От полянки до холма

Это заяц напечатал

«Здравствуй, Зимушка-зима!»

Мы для птиц кормушки ставим,

Насыпаем в них корма,

И поют пичуги в стаях

«Здравствуй, Зимушка-зима!»


Учитель:  Начало зимы — это всегда событие для души поэта, хотя для каждого — свое.


Читает стихотворение С.Есенина «Поет зима – аукает» Шерстнёва Полина, ученица 5 класса


Шерстнёва Полина:

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.


Читает стихотворение С.Есенина «Разгулялась вьюга» Ларичева Елизавета, ученица 5 класса


Ларичева Елизавета:

Разгулялась вьюга,

Наклонились ели

До земли. С испуга

Ставни заскрипели.

И в окно снежинки

Мотыльками бьются,

Тают, и слезинки

Вниз по стёклам льются.

Жалобу кому-то 

Ветер шлёт на что-то

И бушует люто:

Не услышал кто-то.

А снежинок стая

Всё в окно стучится

И слезами, тая,

По стеклу струится.


Видеоролик «Зимние пейзажи» П.И.Чайковский


Учитель: Но, если поэты посвящают зиме свои стихи, то художники стараются передать всё великолепие зимней красоты в своих картинах. Как вы думаете, какие краски преобладают на зимних картинах?

(Картины известных русских художников)


Читает стихотворение М. Пожарова «Разукрасила зима» Рой Мария, ученица 5 класса


Рой Мария:

Разукрасилась зима:

На уборе бахрома 

Из прозрачных льдинок, 

Звездочек-снежинок.

Вся в алмазах, жемчугах, 

В разноцветных огоньках, 

Льет вокруг сиянье, 

Шепчет заклинанье: 

На окошках, Дед Мороз, 

Разбросай хрустальных роз 

Легкие виденья, 

Хитрые сплетенья. 

Ты, метелица, чуди, 

Хороводы заводи, 

Взвейся вихрем белым 

В поле поседелом! 


Видеоролик Р.Паулс Зимняя сказка


Учитель: Как красив снегопад в безмолвной тишине зимнего дня, когда снежинки мелькают в воздухе, будто маленькие белые мотыльки, тихонько опускаются на землю. Каждая снежинка нежная, хрупкая, похожая на прекрасный сказочный цветок, и каждый снежный цветок неповторим. А когда поднимается сильный ветер, все меняется вокруг, и тогда не разберешь, откуда летит снег: то ли с неба, то ли с земли. Все смешивается в сплошном хаосе, ничего не видно, кроме белой пелены. Но вот первый снег укрыл и укутал озябшую землю.


Читает стихотворение К. Бальмонт «Снежинка» Канзафаров Матвей, ученик 5 класса


Канзафаров Матвей:

Светло-пушистая снежинка белая,

Какая чистая, какая смелая!

Дорогой буйною легко проносится,

Не в высь лазурную - на небо просится.

Под ветром веющим дрожит, взметается,

На нем, лелеющем, светло качается.

Его качелями она утешена,

С его метелями крутится бешено.

В лучах блистающих скользит умелая

Средь хлопьев тающих сохранно-белая.

Но вот кончается дорога дальняя,

Земли касается звезда хрустальная.

Лежит пушистая снежинка смелая.

Какая чистая, какая белая!


Читает стихотворение С. Козлов «Кружатся снежинка» Юрченко Матвей, ученик 5 класса


Юрченко Матвей:

За окошком — вьюга,

За окошком — тьма,

Глядя друг на друга,

Спят в снегу дома.

А снежинки кружатся —
Все им нипочем! —
В легких платьях с кружевцем,
С голеньким плечом.

Медвежонок плюшевый

Спит в углу своем

И в пол-уха слушает

Вьюгу за окном.

А снежинки кружатся —

Все им нипочем! —

В легких платьях с кружевцем,

С голеньким плечом.

Тоненькие ножки —

Мягкие сапожки,

Белый башмачок —

Звонкий каблучок.


Учитель: После снегопада очень красиво в лесу. «Молодые березки и липы, вытянув свои тонкие стволы, образуют причудливых форм арки, покрытые снегом. В белых пушистых шубках, напоминающих озябших снегурочек, стоят елочки и сосенки, опустив заснеженные рукава. Снеговая лепка выразительна, и, кажется, что ее создавал какой-то чародей-скульптор. Иногда беззвучно сорвется с ветки ком снега и также беззвучно упадет на землю, оставляя за собой в воздухе полосу серебряной пыли».

В стихотворениях и Александра Сергеевича Пушкина, и Федора Ивановича Тютчева зима — волшебница, колдунья, чародейка, которая украшает землю, сковывает ее, закрывает белым пологом. Заснеженные стоят в лесу деревья. Зимнее солнце не согревает землю, а, кажется, еще более холодит ее, и снег ярко блестит под его лучами.


Видеоролик чтение стихотворения Ф. Тютчева "Чародейкою зимою..."


Читает стихотворение А.С. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…» Денисенко Диана, ученица 5 класса


Денисенко Диана:

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама,
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.


Учитель: Не только много стихов написано о зиме, но и известно также много пословиц и поговорок, загадок.


Береги нос в большой... (мороз). 
В зимний холод всякий... (молод). 
Зима без снега, лето без... (хлеба). 
Мороз невелик, да стоять... (не велит) 

Старик-шутник: на улице стоять не велит, за нос домой тянет. (Мороз.) 
Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрет, тогда заревет. (Снег.) 
Не драгоценный камень, а светится. (Лед.) 

Тройка, тройка прилетела, 
Скакуны в той тройке белы. 
А в санях сидит царица, 
Белокоса, белолица. 
Как махнула рукавом - 
Все покрылось серебром.

(Зима)  


Учитель: Многие известные композиторы посвятили свои музыкальные произведения временам года. Послушайте произведение великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «Зима – Декабрь»


Видеоролик: Времена года. П.И. Чайковского.


Учитель: Зима - красивое, волшебное время года, когда приходит самый сказочный праздник - Новый год. У каждого человека воспоминания детства непременно связаны с этим временем года: снежные игры, катание с горок, подарки Деда Мороза.


И закончить нашу гостиную я бы хотела прослушиванием красивой, сказочной песни  «Зимняя сказка» Слова: Андрея Усачева, Музыка: Александра Пинегина

Исполняет песню Денисенко Диана