СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Злобный гений. Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Злобный гений. Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова»

(По творчеству М.Ю.Лермонтова) Лермонтов, как и Пушкин, прожил очень короткую жизнь: он погиб на дуэли, когда ему не было еще и 27 лет. Но успел он очень многое. Необыкновенная сила и глубина таланта позволили ему создать поистине выдающиеся произведения.

(По творчеству М.Ю.Лермонтова)

  • Лермонтов, как и Пушкин, прожил очень короткую жизнь: он погиб на дуэли, когда ему не было еще и 27 лет. Но успел он очень многое. Необыкновенная сила и глубина таланта позволили ему создать поистине выдающиеся произведения.
На родине М.Ю.Лермонтова. Парк в Тарханах Тарханы. Усадебный дом Арсеньевых (М. Ю. Лермонтова).  Могила Лермонтова в семейном некрополе, находится в церкви Марии Египетской. Лермонтово. Памятник М. Ю. Лермонтову и церковь Михаила Архангела.

На родине М.Ю.Лермонтова.

Парк в Тарханах

Тарханы. Усадебный дом Арсеньевых (М. Ю. Лермонтова).

Могила Лермонтова в семейном некрополе, находится в церкви Марии Египетской.

Лермонтово. Памятник М. Ю. Лермонтову и церковь Михаила Архангела.

«БОРОДИНО» «Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана. Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Не даром помнит вся Россия Про день Бородина!»  — Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля... Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы. ______________________________

«БОРОДИНО»

  • «Скажи-ка, дядя, ведь не даром
  • Москва, спаленная пожаром,
  • Французу отдана.
  • Ведь были ж схватки боевые,
  • Да, говорят, еще какие!
  • Не даром помнит вся Россия
  • Про день Бородина!»
  • Да, были люди в наше время,
  • Не то, что нынешнее племя:
  • Богатыри — не вы!
  • Плохая им досталась доля:
  • Немногие вернулись с поля...
  • Не будь на то господня воля,
  • Не отдали б Москвы.
  • ______________________________
И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.
  • И молвил он, сверкнув очами:
  • «Ребята! не Москва ль за нами?
  • Умремте ж под Москвой,
  • Как наши братья умирали!»
  • И умереть мы обещали,
  • И клятву верности сдержали
  • Мы в Бородинский бой.
«Песня царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Вдруг толпа раздалась в обе стороны — И выходит Степан Парамонович, Молодой купец, удалой боец, По прозванию Калашников.

«Песня царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

  • Вдруг толпа раздалась в обе стороны —
  • И выходит Степан Парамонович,
  • Молодой купец, удалой боец,
  • По прозванию Калашников.
«МЦЫРИ» Поэма «Мцыри» (1839) — одна из вершин поэтического творчества М.Ю. Лермонтова. Как и в поэме «Демон«, здесь чувствуется напряженное колебание между полюсами мироотрицания и любви к бытию, между земным и небесным, проклятьем и благословением. Перед написанием поэмы Лермонтов побывал в Грузии в одном из монастырей, где, по свидетельству родственников, встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к жизни в монастыре, тосковал и делал попытки убежать на родину. Последствием одной такой попытки была долгая тяжелая болезнь, едва не убившая его. Однако в конце концов он смирился со своей долей и провел жизнь в стенах обители.

«МЦЫРИ»

  • Поэма «Мцыри» (1839) — одна из вершин поэтического творчества М.Ю. Лермонтова. Как и в поэме «Демон«, здесь чувствуется напряженное колебание между полюсами мироотрицания и любви к бытию, между земным и небесным, проклятьем и благословением.
  • Перед написанием поэмы Лермонтов побывал в Грузии в одном из монастырей, где, по свидетельству родственников, встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к жизни в монастыре, тосковал и делал попытки убежать на родину. Последствием одной такой попытки была долгая тяжелая болезнь, едва не убившая его. Однако в конце концов он смирился со своей долей и провел жизнь в стенах обители.
 Вдали я видел сквозь туман,  В снегах, горящих, как алмаз,  Седой незыблемый Кавказ…  Тифлис, замок Метехи. Рисунок М. Ю. Лермонтова.   «Вид Крестовой горы». 1838.
  • Вдали я видел сквозь туман,
  • В снегах, горящих, как алмаз,
  • Седой незыблемый Кавказ…

Тифлис, замок Метехи. Рисунок М. Ю. Лермонтова.

«Вид Крестовой горы». 1838.

Ты хочешь знать, что видел я На воле? - Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. Я видел груды темных скал, Когда поток их разделял. Пускай теперь прекрасный свет Тебе постыл; ты слаб, ты сед, И от желаний ты отвык. Что за нужда? Ты жил, старик! Тебе есть в мире что забыть, Ты жил, - я также мог бы жить!

Ты хочешь знать, что видел я

На воле? - Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял.

Пускай теперь прекрасный свет

Тебе постыл; ты слаб, ты сед,

И от желаний ты отвык.

Что за нужда? Ты жил, старик!

Тебе есть в мире что забыть,

Ты жил, - я также мог бы жить!

«И мы, сплетясь, как пара змей, Обнявшись крепче двух друзей, Упали разом, и во мгле Бой продолжался на земле.  Для Мцыри монастырь – символ неволи, тюрьмы с сумрачными стенами. Оставаться жить в монастыре, означало навсегда отказаться от мысли о свободе, о родине. Автор не вырисовывает характера героя, попавшего в монастырь: он только показывает физическую слабость и пугливость пленника, а затем дает несколько штрихов его поведения, и личность героя вырисовывается очень отчетливо. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика – Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов. Представления о свободе у Мцыри связано с его мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться домой. Живя в монастыре. Юноша не переставал видеть «живые сны». В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного мира с тревогами и битвами.

«И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле.

Для Мцыри монастырь – символ неволи, тюрьмы с сумрачными стенами. Оставаться жить в монастыре, означало навсегда отказаться от мысли о свободе, о родине. Автор не вырисовывает характера героя, попавшего в монастырь: он только показывает физическую слабость и пугливость пленника, а затем дает несколько штрихов его поведения, и личность героя вырисовывается очень отчетливо. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика – Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.

Представления о свободе у Мцыри связано с его мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться домой. Живя в монастыре. Юноша не переставал видеть «живые сны». В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного мира с тревогами и битвами.

«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» Материалом для романа «Герой нашего времени» (1838-1840) послужили Лермонтову личные впечатления от Кавказа.Развитие сюжета связано не с историей жизни героя, а с историей знакомства автора с героем, то есть с «историей» раскрытия характера героя. Лишь мысленно переставив повести, можно восстановить хронологическую последовательность фактов жизни Печорина. «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

  • Материалом для романа «Герой нашего времени» (1838-1840) послужили Лермонтову личные впечатления от Кавказа.Развитие сюжета связано не с историей жизни героя, а с историей знакомства автора с героем, то есть с «историей» раскрытия характера героя. Лишь мысленно переставив повести, можно восстановить хронологическую последовательность фактов жизни Печорина.
  • «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
 Бэла Иллюстрация Л. Непомнящего к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». «Мало-помалу она приучилась на него смотреть, сначала исподлобья, искоса, и все грустила, напевала свои песни вполголоса, так что, бывало, и мне становилось грустно, когда слушал ее из соседней комнаты».

Бэла

  • Иллюстрация Л. Непомнящего к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
  • «Мало-помалу она приучилась на него смотреть, сначала исподлобья, искоса, и все грустила, напевала свои песни вполголоса, так что, бывало, и мне становилось грустно, когда слушал ее из соседней комнаты».
 Княжна Мери Иллюстрация к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». «В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! Как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание. Княжна Мери видела все это лучше меня. Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала ему с телодвижением, исполненным невыразимой прелести; потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и, убедившись, что ее маменька ничего не видала, кажется, тотчас же успокоилась».

Княжна Мери

  • Иллюстрация к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
  • «В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! Как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание. Княжна Мери видела все это лучше меня. Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала ему с телодвижением, исполненным невыразимой прелести; потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и, убедившись, что ее маменька ничего не видала, кажется, тотчас же успокоилась».
 Поэма «Демон» Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей, И лучших дней воспоминанья Пред ним теснилися толпой; Тех дней, когда в жилище света Блистал он, чистый херувим, Когда бегущая комета Улыбкой ласковой привета Любила поменяться с ним, Когда сквозь вечные туманы, Познанья жадный, он следил Кочующие караваны В пространстве брошенных светил; Когда он верил и любил, Счастливый первенец творенья! Не знал ни злобы, ни сомненья, И не грозил уму его Веков бесплодных ряд унылый... И много, много... и всего Припомнить не имел он силы!

Поэма «Демон»

  • Печальный Демон, дух изгнанья,
  • Летал над грешною землей,
  • И лучших дней воспоминанья
  • Пред ним теснилися толпой;
  • Тех дней, когда в жилище света
  • Блистал он, чистый херувим,
  • Когда бегущая комета
  • Улыбкой ласковой привета
  • Любила поменяться с ним,
  • Когда сквозь вечные туманы,
  • Познанья жадный, он следил
  • Кочующие караваны
  • В пространстве брошенных светил;
  • Когда он верил и любил,
  • Счастливый первенец творенья!
  • Не знал ни злобы, ни сомненья,
  • И не грозил уму его
  • Веков бесплодных ряд унылый...
  • И много, много... и всего
  • Припомнить не имел он силы!
Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Лирика занимает ведущее место в творчестве М. Ю. Лермонтова. Его поэмы, драматургические произведения и проза тоже проникнуты лиризмом. Поэтому понимание лирических творений поэта - это залог осознания всего его творческого мира. Лирике Лермонтова свойственно разнообразие тем и мотивов. Среди отличительных черт тематической направленности его произведений отмечено, что в зрелом творчестве поэт нередко возвращается к темам и мотивам ранней лирики

Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.

  • Лирика занимает ведущее место в творчестве М. Ю. Лермонтова. Его поэмы, драматургические произведения и проза тоже проникнуты лиризмом. Поэтому понимание лирических творений поэта - это залог осознания всего его творческого мира.
  • Лирике Лермонтова свойственно разнообразие тем и мотивов. Среди отличительных черт тематической направленности его произведений отмечено, что в зрелом творчестве поэт нередко возвращается к темам и мотивам ранней лирики
Одной из главных характерных черт лирики Лермонтова - резкое отрицание существующей действительности: если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчестве оно приобретает конкретное звучание (
  • Одной из главных характерных черт лирики Лермонтова - резкое отрицание существующей действительности: если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчестве оно приобретает конкретное звучание ("Жалобы турка", 1829; "Умирающий гладиатор", 1835; "Прощай, немытая Россия...", 1840).
  • Главный образ темы отрицания - образ маски, внешне благополучной жизни современного поэту общества, под которой прячется бездуховность, пустота ("Исповедь", 1831; "Как часто, пестрою толпою окружен...", 1840; "Из-под таинственной, холодной полумаски...", 1841).
  • В этой атмосфере маскарада и притворства лирический герой тоже начинает скрывать свои чувства, стремления, помыслы - на первый план выходи тема гордого одиночества, непонятности ("Одиночество", 1830; "Исповедь", 1831; "Чаша жизни", 1831; "Парус", 1832; "Узник", 1837; "Никто моим словам не внемлет... я один...", 1837; "Сосед", 1837; "Соседка", 1837; "Пленный рыцарь", 1840).
  • Она расширяется и дополняется мотивами усталости и безысходности ("И скучно и грустно", 1840; "Из Гёте" ("Горные вершины..."), 1840; "Выхожу один я на дорогу...", 1841).
  • Стихотворение «И скучно и грустно» было написано Лермонтовым за год до смерти — в 1840. Это одно из наиболее характерных для мироощущения поэта стихотворений, близкое к дневниковой записи сиюминутного душевного состояния. В нем отражена безуспешная попытка поэта найти опору в тех обольщениях жизни, которые были ценны для него прежде — в желаниях, любви, страстях, незабвенности прошлого— и в итоге вопреки своим же, не раз повторяемым словам о «жажде бытия», он отвергает саму жизнь. В.Г. Белинский так писал об этом стихотворении: «Страшен этот глухой, могильный голос подземного страдания, нездешней муки, этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни! ... Это не минута духовной дисгармонии, сердечного отчаяния: это — похоронная песня всей жизни!»
  • «Выхожу один я на дорогу» — одно из последних стихотворений Лермонтова, написанное в 1841 — лирический итог многих исканий, тем и мотивов, сквозных для его творчества. Здесь — тончайшая душевная вибрация, совмещающая восторг перед мирозданием с отчужденностью от него; печальная безнадежность с надеждой на чудо. В стихотворении слышна нота глубокой и трагической усталости, однако «мир и отрада» всегда были для Лермонтова высокими ценностями и пределом бурных стремлений; они противостоят деятельной жизни не как угасание, а как исход.
Мысли поэта о современном ему обществе преломляются в теме судьбы молодого поколения (
  • Мысли поэта о современном ему обществе преломляются в теме судьбы молодого поколения ("Монолог", 1829; "Дума", 1838).
  • Поэт задумывается о будущем своей родины, в поисках идеала углубляется в историческое прошлое России, обращается к жизни простых людей ("Новгород", 1830; "Поле Бородина", 1831; "Бородино", 1837; "Родина", 1841).
  • Стихотворение «Родина» М.Ю. Лермонтов написал в 1841 году. Сохранился автограф этого стихотворения, где оно названо «Отчизна». Стихотворение «Родина» представляет собою ответ Лермонтова политический спор о судьбах России. Возможно, импульсом к его созданию послужила публикация «Отчизны» А.С. Хомякова (1839).
Пейзажная лирика, неразрывно связанная с темой родины, у Лермонтова наполнена одухотворенной красотой - источником духовных сил; в природе отражаются, как в зеркале изменения человеческой души, трагические моменты жизни (
  • Пейзажная лирика, неразрывно связанная с темой родины, у Лермонтова наполнена одухотворенной красотой - источником духовных сил; в природе отражаются, как в зеркале изменения человеческой души, трагические моменты жизни ("Кавказ", 1830; "Вечер после дождя", 1830; "Когда волнуется желтеющая нива...", 1837; "Дары Терека", 1839; "Тучи", 1840; "На севере диком стоит одиноко...", 1841; "Утес", 1841).
  • На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей все, что в пустыне далекой В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.
Лермонтовской лирике свойственна и передача глубокого и емкого понятия любви, но его часто сопровождают страдания и метания (
  • Лермонтовской лирике свойственна и передача глубокого и емкого понятия любви, но его часто сопровождают страдания и метания ("К друзьям", 1828; "Ужасная судьба отца и сына...", 1831; "Я не люблю тебя ; страстей...", 1831; "Подражания Байрону", 1831; "Памяти А. И. Одоевского", 1839; "", 1840; "А. И. Смирновой", 1840; "Нет, не тебя так пылко я люблю...", 1841).
  • Тема самопознания приобретает в лирике Лермонтова вселенские масштабы: личность - центр всего сущего, и в лирике возникают космические мотивы, мотивы противоборства земных и небесных сил, олицетворяющих борьбу добра и зла как внутри человека, так и вовне его ("Мой демон", 1829, 1831; "Молитва" ("Не обвиняй меня, Всесильный..."), 1829; "Небо и звезды", 1831; "Земля и небо", 1831; "Когда б в покорности незнанья...", 1831; "Ангел", 1831; "Мой дом", 1831; "Бой", 1832).
  • Тема избранности, мотив внутреннего родства с трагическими судьбами Байрона и Наполеона - ("Наполеон", 1829; "1830. Мая 16 числа"; "Отрывок" ("Три ночи я провел без сна - в тоске..."), 1831; "Св. Елена", 1831;"Нет, я не Байрон; я другой...", 1832; "Воздушный корабль", 1840; "Последнее новоселье", 1841; "Пророк", 1841).
Продолжает эту тему раздумья о судьбе одаренной личности в несовершенном обществе, ее взаимоотношения с окружающими, роль поэзии как особого рода оружия в борьбе за высокие идеалы - мотивы, звучащие в лермонтовских произведениях (
  • Продолжает эту тему раздумья о судьбе одаренной личности в несовершенном обществе, ее взаимоотношения с окружающими, роль поэзии как особого рода оружия в борьбе за высокие идеалы - мотивы, звучащие в лермонтовских произведениях ("Я жить хочу! Хочу печали...", 1832; "Смерть поэта", 1837; "Кинжал", 1837; "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал..."), 1837; "Журналист, Читатель и Писатель", 1840; "Пророк", 1841).
  • Стихотворение «Смерть поэта» (1837) написано М.Ю. Лермонтовым на трагическую смерть А.С. Пушкина. Власти расценили это смелое произведение как вызов, и Лермонтов был сослан в армию на Кавказ.
  • Стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен» было написано в начале января 1840. Это одно из наиболее значительных стихотворений Лермонтова, по своему обличительному пафосу близкое к «Смерти поэта». Тема маскарада в нем символична: речь идет не просто о бале, а о бездушии и фальши светского общества. Предметность пейзажных описаний в стихотворении сочетается с таинственным и неопределенным зрительным воплощением мечты, предстающей поэту в женском облике.