СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение и употребление глаголов в речи 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку русского языка в 3 классе

Просмотр содержимого документа
«Значение и употребление глаголов в речи 3 класс»

Тема: Глагол. Значение и употребление глаголов в речи.

Педагогическая цель: способствовать развитию умения определять значение и употребление глаголов в речи

Задачи: - повторить, имеющиеся у детей знания о частях речи;

- формирование умения выделять глагол среди других частей речи;

- обобщение знаний о существенных признаках глагола как части речи;

- определение роли глагола в предложении;

Планируемые результаты:

Предметные: -проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей

культуры и гражданской позиции человека;

- овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических,

грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

Личностные: - овладевают начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной

деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: общеучебные – овладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими

существенные связи и отношения между объектами и процессами;

логические – осуществляют анализ, классификацию, сравнение.

Регулятивные: - формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того,

что ещё неизвестно.

- оценивать ход и результат выполнения задания;

- сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

- корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.

Коммуникативные: - управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий;

- уметь работать в парах;

- внимательно слушать друг друга;

- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Работа с информацией:

- работа с материалом учебника;

- искать и выделять необходимую информацию.

Тип урока: открытие новых знаний

Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, практический.

Ход урока:


Этап урока

Деятельность учителя, учащихся

Результат

Мотивирование к учебной деятельности

- Сегодня у нас гости, а гости это всегда радость и хорошее настроение. Мне хочется, чтобы вас не покидало радостное и творческое состояние в течение всего урока.

- Поприветствуйте гостей улыбкой, пожелайте мысленно себе удачи и тихонечко садитесь за парты.

- Дорога у нас будет непростая, встретятся трудности, а что нужно для того, чтобы преодолевать трудности? (дружба, взаимовыручка)


Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Актуализация знаний

Минутка чистописания.

-  С чего мы обычно начинаем наш урок?

- Я буду задавать вам вопросы. Ваша задача: прослушав вопрос, записать ответ в тетрадь.

- Звук, парный звуку [ф].

- В слове тонна удвоенный согласный …

- Первая буква в алфавите.

- В слове «земля» безударная гласная…

- Звук, который слышен на конце слова «мороз».

Давайте проверим: в, н, а, е, с.

- Пропишите сочетания букв ва   ве   на не  са се  (следите за правильным соединением).

- Из данных букв составьте слово. (Весна, навес)

Охарактеризуйте слово весна 

(сущ., неодуш., нариц., ж.р., ед. ч, И п.)

-Запишите слово весна в тетрадь, подберите и запишите несколько однокоренных слов, назовите проверочное слово (весенний, веснушки, веснянка, вешние, вёсны)       СЛАЙД 




Предметные: понимают задание, как его надо выполнять.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Самоопределение к деятельности.





















Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов)

Игра «ЛОТО».

Москва

грузят

капуста

пальто

платок

огурец

Россия

летят

лечит

сапоги

помидор

Волга

-Я буду говорить задание, а вы переворачивайте карточки, где написаны слова, о которых идет речь.

- Закройте все слова, которые называют предметы одежды.

- Закройте все географические названия.

- Закройте все слова, которые называют овощи.

- Прочитайте слова, которые остались незакрытыми?

(летят, лечит, грузят)

- Что объединяет эти слова? (они  глаголы)

- Докажите это. Что  такое  глагол?

 Вспомните тему урока? О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Слайд  Появляется тема на доске: «Значение и употребление глаголов в речи»

- Можно ли сказать, что это тема совсем новая для вас?

- А чем же мы будем сегодня заниматься?

  1. Вспомним признаки глагола.

  2. Будем учиться распознавать глагол среди других частей речи.

Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная часть речи русского языка. И сегодня мы постараемся привести в систему известные нам знания и закрепим наши умения.

- А кто из вас знает, почему эта часть речи получила такое название?

Слайд     Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В.И. Даля мы читаем: «Глагол - это словесная речь человека, разумный говор, язык.»

Слайд   А ещё - «Глаголь» — старинное название буквы «г».

Ученые подсчитали, что глагол занимает 2 место после существительного по частоте употребления в речи.


  1. Возвращаемся к теме урока. Среди записанных слов найди глаголы.

Пилить, пробежка, косить, перелёт, смотреть, читать. 

- Не все справились. У нас возникла проблема: а как отличить глагол от других частей речи?

- Как будем действовать?

  Карточки на доску:

            - ставить вопрос,

            - определять, что слово обозначает,

            - каким членом предложения является.  


Предлагаю составить кластер (Выписать ключевые слова по теме урока).



Возвратимся к нашей проблеме

Работа в паре с карточками №1

Прочитайте. Как называются слова каждой группы? Найдите глаголы, подчеркните их:

1) зеленый, зелень, зеленеет
2) старичок, старый, стареет
3) петь, пение, певец
4) звон, звонит, звонкий
5) кричат, крикливый, крикун.

– Что общего у слов в каждой группе?
– Что обозначают слова в группах? (действие, предмет, признак.)
– Как среди слов со значением действия или признака найти глаголы?
– Сделайте вывод: Как отличить глаголы от других частей речи?

Составление алгоритма. (Слайд 12)

– Чтобы глаза ваши не уставали и правильно находили глаголы, проведем гимнастику для глаз. (Слайд 13–15)


Предметные: формулировать тему урока, учебную задачу.

Личностные: проявлять любознательность при получении знаний.

Метапредметные результаты:

Познавательные: самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера.

Регулятивные: регулировать свои усилия для решения возникшей проблемы.











Метапредметные результаты:

Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; самостоятельное создание алгоритма деятельности о глаголе; уметь формулировать правило.

Предметные: выстраивают модель алгоритма; формулируют правило.


Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач.

Из данных слов составить предложения. Получившийся текст озаглавить.  Подчеркнуть основу предложений. (по одному составляют и записывают на доске)
1. Растопила, снежные, весна, сугробы. 
2. Листвой, деревья, помолодевшие, украсились. 
3. Крылатые, в, насекомые, воздухе, закружились. 
4. С, жаворонки, скворцы, ласточки, юга, прилетели. 
5. Слышатся, задорные, всюду, песни, пернатых. 


(Добавить в кластер – сказуемое).


- А теперь, давайте, поиграем. (Слайд)

Записаны слова, поставьте +, если это глагол и - , если другая часть речи.

Взаимопроверка.

- Докажите свой выбор.

Встаньте те, чей напарник не допустил ошибки.


Выполним упражнение 170.

Работа в группах.

- Глагол всегда находится в постоянном движении.

Вот вам новое задание.

Подобрать к существительному, как можно больше слов со значением действия.

Слова: птица, рыба, снег, вода, собака, учебник, книга, камень.

Проверка.

- Я вижу, что вы хорошо подружились с глаголами.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, взаимопроверка, оценивание.

Личностные: самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Работа с информацией: работа с материалом учебника; искать и выделять необходимую информацию.

Рефлексия

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает - расскажет:

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Все расскажет нам глагол!

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

Что им делать говорит,

Строго сам за тем следит.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про глагол.


Метапредметные результаты:

Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, взаимопроверка, оценивание.

Личностные: осознавать смысл изучения.

Итог урока

Сдать контрольные листы.

Продолжить предложения:

- Я сумел …

- Я похвалил бы себя …

- После урока мне захотелось …

Спасибо за урок! Особенно…

Личностные: самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Домашнее задание

Упражнение 171. Прочитайте задание, всё ли вам понятно?

По желанию: составить и записать предложения с глаголом в прошедшем времени, настоящем времени, будущем времени.


 Дополнительные задания

  1. Продолжим работу с глаголами

На листах записаны пословицы, в каждой из которых один из глаголов пропущен. Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицы.

1 группа  

Мир строит, а война……..(разрушает).

Лето припасает, а зима…….(подъедает).

Труд кормит, а лень……..( портит).

2 группа

Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).

Смелый побеждает, а трус…….(погибает).

Лентяй ест – греется, а работает -……..( мёрзнет).

3 группа

Сумел завязать, сумей и …….(развязать).

Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).

Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).


4 группа

Легко друга потерять, но трудно …..(найти).

По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).

Ласточка день начинает, а соловей….(кончает).

2. Предлагаю вам поработать в парах. (Задания на карточках)

- Соедините стрелками фразеологизмы с соответствующим значение.

Бить баклуши            запомнить

Брать на буксир         обидеться

Надуть губы               бездельничать

Зарубить на носу       помогать

- Кто из вас встретит затруднения, может заглянуть в словарь фразеологизмов на стр. 157 в учебнике.







ПРОБЛЕМА


Как отличить глагол от других частей речи?

НАШИ ДЕЙСТВИЯ:


- ставим вопрос;

- определяем, что слово обозначает;

- каким членом предложения является.