Просмотр содержимого документа
«Значение игры в жизни ребенка»
Консультация для родителей
«Значение игры в жизни ребенка»
Игра является ведущей деятельность детей дошкольного возраста. Игра имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
В играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, дети учатся сравнивать предметы по размеру, форме и цвету, знакомятся со свойствами материалов, из которых они сделаны.
Игры оказывают влияние на физическое развитие детей, нравственные качества ребенка и эстетические чувства.
В дошкольном возрасте формирование игровой деятельности предполагает её организацию всеми специалистами ДОУ. Причём, чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть участия со стороны взрослых.
Огромное влияние игра оказывает на развитие речи детей. Одной из первых форм детской деятельности является сюжетно - ролевая игра. Она оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе её ребёнок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя и за неё, подражает гудению автомобиля и т.д.
В играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними. При этом они комментируют свои действия: “Шофёр едет на машине”. “Я буду мамой, а ты моя дочка”,- говорит девочка, обозначая свою роль и роль подруги. Главным условием успешного развития речи детей в сюжетно - ролевой игре является наличие разнообразных игрушек.
Также дети используют в игре ещё и предметы - заместители (палочки, кубики, и т.д.). Обращение в игре к заместителям ставит ребёнка перед необходимостью переименовать предмет, а потом сказать об этом другим играющим. Наряду с сюжетно - ролевыми играми в дошкольном возрасте активно развиваются игры с правилами.
В играх с правилами дети учатся организовывать своё поведение в соответствии с правилами, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как выдержка, дисциплинированность и целеустремлённость.
Большое значение в дошкольном возрасте имеет дидактическая игра. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие.
Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для игроков воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они решаются через игровую задачу, игровые действия и правила.
Для дидактической игры характерно наличие учебной и обучающей задачи. Ею руководствуется взрослый, создавая ту или иную игру, но переводит её в занимательную для детей форму.
В ходе игр взрослый развивает речевую активность детей, поощряет правильные ответы на поставленные вопросы. Дидактические игры проводятся взрослым со всей группой, с подгруппой и индивидуально. В таких играх, как “Оденем куклу на прогулку”, “Уложим куклу спать”, “Покормим куклу”, участвуют все дети.
С дидактическими игрушками дети играют индивидуально и коллективно. Усвоив на занятиях определённую последовательность действий, ребёнок самостоятельно складывает пирамидку в свободное от занятий время, собирает матрёшку, подбирает предметы по цвету.
Большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, игры с мозаикой, игры с пальчиками.
В детском саду подвижным играм отводится большое место. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения. В ходе подвижных игр дети учатся быстро и правильно ориентироваться в пространстве (“Воробушки и автомобиль”, “Кот и мыши”, и др.). При организации подвижной игры необходимо помнить об её основном назначении - развитии движений, т.е. детям надо предоставлять возможность удовлетворить свою потребность в движении.
В игре сначала можно разрешить сделать неограниченное количество хлопков, а потом показать связь между словом и движением.
Важным условием в играх, особенно для самых маленьких, является активное и заинтересованное участие взрослых