СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Значение использования пословиц и поговорок при обучении языку детей с нарушенным слухом на индивидуальных и фронтальных коррекционных занятиях с целью духовно-нравственного воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен опыт использования учителем-дефектологом (сурдопедагогом) пословиц и поговорок при обучении языку учащихся с нарушенным слухом на индивидуальных и фронтальных коррекционных занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Значение использования пословиц и поговорок при обучении языку детей с нарушенным слухом на индивидуальных и фронтальных коррекционных занятиях с целью духовно-нравственного воспитания»

«Значение использования пословиц и поговорок при обучении языку детей с нарушенным слухом на индивидуальных и фронтальных коррекционных занятиях с целью духовно-нравственного воспитания» Беленко Виктория Викторовна , заместитель директора по УВР, учитель-дефектолог (сурдопедагог) КОУ ВО «Павловская школа-интернат № 1»

«Значение использования пословиц и поговорок при обучении языку детей с нарушенным слухом на индивидуальных и фронтальных коррекционных занятиях с целью духовно-нравственного воспитания»

Беленко Виктория Викторовна , заместитель директора по УВР, учитель-дефектолог (сурдопедагог) КОУ ВО «Павловская школа-интернат № 1»

Аннотация выступления: Обосновывается необходимость специальной помощи ребенку с нарушенным слухом в обогащении словарного запаса и формировании произносительных навыков в процессе духовно-нравственного воспитания средствами индивидуальных и фронтальных коррекционных занятий. Использование пословиц и поговорок для достижения данных задач является важным условием обучения языку школьников с нарушенным слухом.

Аннотация выступления:

  • Обосновывается необходимость специальной помощи ребенку с нарушенным слухом в обогащении словарного запаса и формировании произносительных навыков в процессе духовно-нравственного воспитания средствами индивидуальных и фронтальных коррекционных занятий. Использование пословиц и поговорок для достижения данных задач является важным условием обучения языку школьников с нарушенным слухом.
Духовно-навственное воспитание в условиях современной школы-интерната рассматривается как процесс формирования у детей с нарушенным слухом нравственного поведения, чувств, сознания. Этот процесс тесно связан с уровнем речевого развития детей, с их мышлением.
  • Духовно-навственное воспитание в условиях современной школы-интерната рассматривается как процесс формирования у детей с нарушенным слухом нравственного поведения, чувств, сознания. Этот процесс тесно связан с уровнем речевого развития детей, с их мышлением.
По мере овладения речью ребенок знакомится с нравственными понятиями, которые закрепляются в практической деятельности. Начинается знакомство с элементарными оценочными понятиями «хорошо», «плохо», «красиво» и т.д. Дети с нарушенным слухом постепенно овладевают понятиями «вежливость», «дружба» на конкретной основе, а затем понятиями отвлеченного характера «ответственность», «патриотизм» и т.п. Ряд понятий формируется в процессе чтения и разбора содержания литературных произведений, когда поступки самих обучающихся оцениваются окружающими.
  • По мере овладения речью ребенок знакомится с нравственными понятиями, которые закрепляются в практической деятельности. Начинается знакомство с элементарными оценочными понятиями «хорошо», «плохо», «красиво» и т.д. Дети с нарушенным слухом постепенно овладевают понятиями «вежливость», «дружба» на конкретной основе, а затем понятиями отвлеченного характера «ответственность», «патриотизм» и т.п. Ряд понятий формируется в процессе чтения и разбора содержания литературных произведений, когда поступки самих обучающихся оцениваются окружающими.
Суть понятия может уточнятся в этических беседах с воспитанниками школы-интерната с использованием тематических пословиц и поговорок. Бедность речевого запаса у ребенка с нарушенным слухом , искаженный характер речи, формирующийся в условиях нарушенного слухового восприятия, накладывает отпечаток на ход развития познавательной деятельности наших воспитанников. Именно поэтому так важно использовать доступные для детей малые жанры фольклора: пословицы и поговорки.
  • Суть понятия может уточнятся в этических беседах с воспитанниками школы-интерната с использованием тематических пословиц и поговорок.
  • Бедность речевого запаса у ребенка с нарушенным слухом , искаженный характер речи, формирующийся в условиях нарушенного слухового восприятия, накладывает отпечаток на ход развития познавательной деятельности наших воспитанников. Именно поэтому так важно использовать доступные для детей малые жанры фольклора: пословицы и поговорки.
Знакомство воспитанников, имеющих нарушение слуха, с тематическими группами этих жанров (добро-зло, учение, дружба, смелость-трусость, вежливость, бережливость, долг и др.), определяющих совокупность норм, ценностей, установок, которые регулируют человеческое поведение, имеет большое значение для духовно-нравственного воспитания обучающихся с нарушенным слухом.  Умело сформулированные вопросы помогают учащимся осмыслить ценности с учетом личностной позиции, определить их значимость в жизни человека и общества.
  • Знакомство воспитанников, имеющих нарушение слуха, с тематическими группами этих жанров (добро-зло, учение, дружба, смелость-трусость, вежливость, бережливость, долг и др.), определяющих совокупность норм, ценностей, установок, которые регулируют человеческое поведение, имеет большое значение для духовно-нравственного воспитания обучающихся с нарушенным слухом.
  • Умело сформулированные вопросы помогают учащимся осмыслить ценности с учетом личностной позиции, определить их значимость в жизни человека и общества.
Коррекционные занятия в школе-интернате для обучающихся с нарушенным слухом: Индивидуальные занятия «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»  (3 часа в неделю на одного обучающегося) 1 часть - формирование произношения;  2 часть - развитие слухового восприятия. Фронтальные занятия «Развитие слухового восприятия и техника речи»  (1 час в неделю).

Коррекционные занятия в школе-интернате для обучающихся с нарушенным слухом:

  • Индивидуальные занятия «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» (3 часа в неделю на одного обучающегося)

1 часть - формирование произношения;

2 часть - развитие слухового восприятия.

  • Фронтальные занятия «Развитие слухового восприятия и техника речи»

(1 час в неделю).

Значение использования пословиц и поговорок на коррекционных занятиях: Использование материала тематических пословиц и поговорок является благоприятным условием для обогащения словарного запаса воспитанников с нарушенным слухом нравственными понятиями. Параллельно ведется работа по отработке произносительных навыков обучающихся при чтении и объяснении понимания значения малых жанров фольклора.

Значение использования пословиц и поговорок на коррекционных занятиях:

  • Использование материала тематических пословиц и поговорок является благоприятным условием для обогащения словарного запаса воспитанников с нарушенным слухом нравственными понятиями.
  • Параллельно ведется работа по отработке произносительных навыков обучающихся при чтении и объяснении понимания значения малых жанров фольклора.
Задания практического характера: Прочитай пословицу внятно (выразительно, быстро, медленно). О ком (о чем) эта пословица? Объясни слово «добрая», «родная». Дополни пословицу: «При солнышке тепло, а при матушке…». Как понимаешь эту пословицу? Объясни. Назови слова со звуком [с]. Какие еще пословицы о семье ты знаешь?

Задания практического характера:

  • Прочитай пословицу внятно (выразительно, быстро, медленно).
  • О ком (о чем) эта пословица?
  • Объясни слово «добрая», «родная».
  • Дополни пословицу: «При солнышке тепло, а при матушке…».
  • Как понимаешь эту пословицу? Объясни.
  • Назови слова со звуком [с].
  • Какие еще пословицы о семье ты знаешь?
Работа над «литературным пространством» : После знакомства с художественным произведением на уроке литературы, работа продолжается и на коррекционных занятиях. Детям предлагается подобрать пословицу к прочитанному тексту (из папки «Речевой материал») и доказать правильность своего выбора. Для этого необходимо объяснить смысл пословицы.

Работа над «литературным пространством» :

  • После знакомства с художественным произведением на уроке литературы, работа продолжается и на коррекционных занятиях. Детям предлагается подобрать пословицу к прочитанному тексту (из папки «Речевой материал») и доказать правильность своего выбора. Для этого необходимо объяснить смысл пословицы.
Работа со схемой: 1. О чем пословица?  о дружбе; о семье; о труде;  о Родине;  о смелости.  2. Чему учит пословица? быть честным; быть добрым; быть щедрым;  быть трудолюбивым;  любить природу, семью, Родину.

Работа со схемой:

1. О чем пословица?

о дружбе;

о семье;

о труде;

о Родине;

о смелости.

2. Чему учит пословица?

быть честным;

быть добрым;

быть щедрым;

быть трудолюбивым;

любить природу, семью, Родину.

Подбор пословиц к произведениям А.С. Пушкина: - Назовите, действия героев какой сказки А.С.Пушкина подходят к данным пословицам: Оказаться у разбитого корыта («Сказка о рыбаке и рыбке»). Уговор дороже денег («Сказка о золотом петушке»). Долг платежом красен («Сказка о Попе и работнике его Балде»). Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать («Сказка о царе Салтане»).

Подбор пословиц к произведениям А.С. Пушкина:

- Назовите, действия героев какой сказки А.С.Пушкина подходят к данным пословицам:

  • Оказаться у разбитого корыта («Сказка о рыбаке и рыбке»).
  • Уговор дороже денег («Сказка о золотом петушке»).
  • Долг платежом красен («Сказка о Попе и работнике его Балде»).
  • Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать («Сказка о царе Салтане»).
Прием «Лови ошибку»: Учитель или воспитатель намереннно допускает ошибку в написании пословицы или поговорки, чтобы проверить, кто из детей самый внимательный.

Прием «Лови ошибку»:

  • Учитель или воспитатель намереннно допускает ошибку в написании пословицы или поговорки, чтобы проверить, кто из детей самый внимательный.
Учебно-методическая литература: Иванова И.В., Киселева Л.А., Тарасенко Л.А. «Коррекционная работа по формированию правильной речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших учащихся 1-5 классов. Практический материал для изучения орфоэпических правил в общеобразовательных школах, реализующих ФГОС и АООП НОО глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся». Иванова И.В., Киселева Л.А., Тарасенко Л.А. «Коррекционная работа по формированию правильной речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших учащихся 6-10 классов. Практический материал для изучения орфоэпических правил в общеобразовательных школах, реализующих ФГОС и АООП НОО глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся». Новоторцева Н.В. Серия рабочих тетрадей по развитию речи (Логопедические тетради).

Учебно-методическая литература:

  • Иванова И.В., Киселева Л.А., Тарасенко Л.А. «Коррекционная работа по формированию правильной речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших учащихся 1-5 классов. Практический материал для изучения орфоэпических правил в общеобразовательных школах, реализующих ФГОС и АООП НОО глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся».
  • Иванова И.В., Киселева Л.А., Тарасенко Л.А. «Коррекционная работа по формированию правильной речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших учащихся 6-10 классов. Практический материал для изучения орфоэпических правил в общеобразовательных школах, реализующих ФГОС и АООП НОО глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся».
  • Новоторцева Н.В. Серия рабочих тетрадей по развитию речи (Логопедические тетради).
 Новоторцева Н.В. Серия рабочих тетрадей по развитию речи (Логопедические тетради)

Новоторцева Н.В. Серия рабочих тетрадей по развитию речи (Логопедические тетради)

Таким образом, обучению языку школьников с нарушенным слухом, овладению ими словарем нравственных понятий необходимо уделять специальное внимание в рамках индивидуальных и фронтальных коррекционных занятий. Для гармоничного развития современной личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа, которое осуществляется через знакомство, объяснение смысла и использование пословиц и поговорок.
  • Таким образом, обучению языку школьников с нарушенным слухом, овладению ими словарем нравственных понятий необходимо уделять специальное внимание в рамках индивидуальных и фронтальных коррекционных занятий.
  • Для гармоничного развития современной личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа, которое осуществляется через знакомство, объяснение смысла и использование пословиц и поговорок.