РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Администрация города Шахты
Департамент образования
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г.Шахты Ростовской области «Детский сад № 62»
346506 Россия, г. Шахты Ростовской области, ул.Островского 14, тел.(8636)23-13-66, e-mail: bereza62sad@yandex.ru
Значение коллекционирования в познавательном развитии
дошкольников
Подготовил: Голикова Н.А.
Значение коллекционирования в познавательном развитии дошкольников
Дошкольный возраст - это время открытий, время активного познания окружающего мира. Ребенок - это исследователь, который непременно хочет узнать что-то новое, получить информацию о том, что он увидел,
поэкспериментировать. Дошкольники проявляют любознательность, задают вопросы, которые помогают им ориентироваться в окружающем, особенно о
тех вещах, которые им интересны, кажутся им непривычными.
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.
Педагоги детского сада большое внимание уделяют развитию познавательной активности дошкольников. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой развития ребенка, и определяется как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Период дошкольногодетства тства характеризуется готовностью ребенка к познанию окружающего мира, к получению разнообразной информации, что способствует накоплению жизненного опыта. Изучая окружающий мир, ребенок одновременно создает свой собственный мир, формирует свой образ, определенную систему отношений с окружающими – со сверстниками и со взрослыми. Поэтому для сохранения субкультуры ребенка необходимо создание соответствующей развивающей среды, в которой бы ребенок
,
чувствовал себя востребованным. Создание коллекций даёт возможность каждому ребёнку взаимодействовать с миром вещей и миром людей, удовлетворяет возрастные потребности детей в познании окружающего мира, даёт ребёнку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах, повышает самооценку.
Использование метода коллекционирования способствует возникновению
общения, совместных детских игр. Выставки коллекций повышают статус ребенка в группе, способствуют развитию интереса к нему других детей, вызывают желание детей к коллекционированию.
Эффективность использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе в значительной степени определяется предметно- развивающей средой, которая постепенно пополняется соответствующими компонентами. Они позволяют ребёнку глубже познать и раскрыть свои
возможности, а также возможности других людей, освоить различные
социальные роли, взаимоотношения, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социуме.
Одним из интересных компонентов детской субкультуры является коллекционирование и собирательство. В его основе лежит радость от сочетания однородности с разнообразием, что даёт ребёнку представление о богатстве мира и его многоцветности.
Коллекционирование – не только увлекательное, но и развивающее занятие. Классифицируя собранные объекты, ребёнок учится определять, что их объединяет, чем они отличаются. С коллекциями можно играть, развивать речь, мышление, сенсорные способности ребёнка, знакомить его с окружающим миром.
Для формирования познавательной активности старших дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование.
Это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще
точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят
ее через всю жизнь. В Китае говорят: “Кто имеет увлечение, проживает две жизни.”
Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придаю т своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования, развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого
практического использования, но вызывающих к размышлению.
Коллекции доступные для дошкольников могут быть самыми разнообразными
Выделяют следующие группы коллекций:
Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей . Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки.
Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную
ценность и значимость для ребенка. Очень важно дать ребенку самому
«управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен тоже он сам.
Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, поэтому
можно условно выделить несколько видов коллекций: эмоциональные, познавательные, социальные.
Эмоциональные коллекции – наиболее распространённые в жизни дошкольника, отмечаются активным началом и быстрым угасанием интереса к коллекции. Познавательные коллекции отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей. Поэтому данные коллекции стабильны по тематике, связано это с углублением, расширением конкретной темы. («Камни», «Удивительный мир ракушек»).
Социальные коллекции – форма проявления социальных потребностей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Ребенок стремится расширить свои социальные контакты, у него проявляются симпатии к определённым сверстникам, желание общаться именно с ними, стремление завоевать их признание, уважение и дружбу.
Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.
Временные - это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы: «Золотая осень», «Подарки Снежной Королевы», что помогает детям лучше запомнить признаки времен года. Особую ценность имеют коллекции декоративно-прикладного искусства.
Длительные – это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, фотографий и т.д., экспонаты которых можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, это очень привлекает детей.
Благодаря коллекционированию, дети знакомятся с индивидуальными коллекциями взрослых (педагогов и родителей). Ребенок имеет возможность познакомиться с культурой собирания, правильном хранении экспонатов,
научиться бережному отношению к ним.
Использование коллекции в работе с детьми
Коллекцию в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности:
развитие познавательных процессов (сравнение, классификация, систематизация);
развитие математических представлений – временные представления, счетные операции;
ознакомление с окружающим миром – расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций;
Игровая – игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры;
Продуктивная – реализация различных детскихпроектов (индивидуальных, групповых), опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций;
• Коммуникативная – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией;
Трудовая – при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд;
Чтение художественной литературы по теме коллекций, включая энциклопедическую, познавательную и детскую художественную литературу;
Художественная - изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т.д.)
Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования может осуществляться: в режимные моменты (утренние часы приема, во время минут ожидания, в вечернее время)? в ходе непосредственно-образовательной деятельности (образовательные ситуации, проекты), в ходе самостоятельной деятельности детей (при условии создания соответствующей развивающей среды).
Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми. Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными интересами ребенка. И главное в коллекционировании - систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции. Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то делать с материалом коллекции.