муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №146» города Рязани
Конструктивно-модельная деятельность.
Значение в развитии детей дошкольного возраста.
воспитатель
Щелкунова М.Ю.
Рязань,2025
Конструируя, ребёнок действует,
как зодчий, возводящий,
здание собственного интеллекта
Ж.Пиаже
Сегодня мы поговорим о роли конструктивно-модельной деятельности в развитии детей дошкольного возраста, о том, чем полезны занятия конструированием, расскажем о видах конструирования.
Конструктивно-модельная деятельность позволяет ребёнку проявить активность в полной мере, она способствует развитию мелкой моторики, накоплению сенсорного опыта для формирования сложных мыслительных операций, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением.
Конструирование для дошкольника – легкая дорога к познанию. Играя с любым конструктором, ребёнок познаёт мир с удовольствием. Конструктивно-модельная деятельность относится к области «Художественно-эстетического развития» дошкольников. Эта деятельность реализуется на всех этапах дошкольного образования. Конструирование – это хороший способ развить творческие способности детей. Игры с конструктором полезны всем девочкам и мальчикам, совсем маленьким детям и старшим дошкольникам. Самым первым конструктором в жизни ребёнка являются простые кубики, их начинают использовать уже в раннем возрасте. Вначале малышу достаточно 2-3 кубиков, позже увеличьте количество кубиков до 6-8. Строительные наборы ребёнка 3-4 лет необходимо дополнять новыми деталями (пластинами, призмами, цилиндрами). В младшем возрасте ребёнку для овладения навыками конструктивной деятельности необходим образец взрослого и показ способов конструирования. К 3-5 годам конструирование для ребёнка приобретает новый смысл, в этом возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми, поэтому к строительному набору подберите игрушки для обыгрывания построек. На этом этапе, пользуясь игровыми приёмами, нужно побуждать ребёнка к изменению, трансформации построек. Постепенно ребёнок становится более опытным строителем с технической точки зрения и совершенствует свои способности с каждой новой идеей. Детям старшего дошкольного возраста следует приобрести строительные наборы, состоящие из множества деталей разных форм. Знакомя детей с деталями конструктора, помните, что у деталей есть и «взрослые» и «детские» названия, например треугольная призма и крыша, цилиндр и труба. Старшие дошкольники должны называть детали по-взрослому.
К старшему дошкольному возрасту конструирование становится самостоятельной деятельностью, постройки становятся более сложными и интересными, зачастую они превращаются в сюжетные композиции. Созерцание готового результата вызывает у ребёнка радость, эстетическое удовольствие и чувство уверенности в собственных силах. Поэтому не разрушайте постройки, не заставляйте ребёнка каждый раз после игры убирать всё на место, такие постройки ребёнок может обыгрывать в течение нескольких дней, не забывайте давать положительную оценку детскому творчеству, постарайтесь подметить интересные конструктивные решения.
Ещё одним увлекательным для детей видом продуктивной деятельности является – конструирование из бумаги, в технике оригами. Оригами – это искусство бумажной пластики, родившееся в Японии. В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага». Оригами – это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки. Именно поэтому складывание из бумаги – это полезное занятие, способствующее активности, как левого, так и правого полушария головного мозга, поскольку в работу включены две руки сразу. Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.
В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей: умение слушать взрослого, принимать умственную задачу и находить способ ее решения, развитие самоконтроля и самооценки.
Конструирование из природного материала или художественное творчество с использованием природных материалов — один из путей приобщения детей к природе, к её красоте, к созиданию и творчеству. Это не только увлекательное, но и полезное занятие, имеющее большое значение для развития личности дошкольника.
Дети учатся планировать свою деятельность, подбирать материал для изделия, выбирать способы соединения деталей и оформления изделия. Создавая поделку, ребенок часто экспериментирует с природным материалом, знакомясь с его свойствами и учитывая их при выборе приемов выполнения изделия. Создавая поделку, ребенок использует естественную форму природного материала. Качество и выразительность работы достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности или сказочными образами и усилить это сходство дополнительной обработкой, что развивает фантазию, творческое воображение.
Конструировать поделки из природного материала дети начинают в средней группе, так как в данном возрасте у ребенка уже существует устойчивый интерес к продуктивным видам деятельности. Однако с самим природным материалом для конструирования дети могут познакомиться значительно раньше, уже в младших группах, когда собирают желуди, камушки, шишки, узнают их названия, сравнивают по форме, размеру, а затем и играют с ними. Позднее, в средней группе, дети наблюдают за тем, как природный материал превращается в руках взрослого в поделку, вносят посильный вклад в результат деятельности. Постепенно дети включаются в процесс творчества и начинают сами мастерить из пластилина и природного материала небольшие поделки.
В старших группах работы дошкольников из природного материала становятся более сложными, а приемы обработки природного материала разнообразнее. На прогулках в лесу, в парке, на даче, огороде внимание старших детей следует привлекать к интересным сухим веточкам, плодам, семенам, камушкам. Вместе подумать, на что они похожи, пофантазировать, что можно сделать из той или иной находки, чем дополнить шишку или желудь, чтобы получилась фигурка человека или зверушки, предложить собрать весь этот природный материал для поделок.
Особую радость ребенку доставляет тот момент, что он видит ощутимый результат своего труда. Полученный результат труда поднимает самооценку ребёнка, воспитывает самостоятельность, мотивирует на дальнейшее творчество, желание развиваться дальше.