СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение музыкального ряда в композиции повести И. С. Тургенева «Ася»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка играет важную роль в создании образов «тургеневских девушек», она сопровождает героинь в переломные для них моменты, в моменты душевных переживаний, которые вызваны сильным, искренним чувством любви к мужчине. На мой взгляд, на уроках литературы полезно говорить о таких особенностях в творчестве и произведениях Ивана Сергеевича, это позволят глубже понять смысл произведений писателя, окунуться в атмосферу того времени, словно вместе с Тургеневым сесть за фортепиано и сыграть всем знакомые мелодии.

Просмотр содержимого документа
«Значение музыкального ряда в композиции повести И. С. Тургенева «Ася»»

Проблемы литературоведения в свете исторической поэтики

Материалы конференции

Н. А. Миллер,

студ. СОФ НИУ «БелГУ» (г. Старый Оскол)

Науч. рук.: Д. А. Машукова,

канд. филол. наук, ст. преп. СОФ НИУ «БелГУ» (г. Старый Оскол)


ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РЯДА В КОМПОЗИЦИИ ПОВЕСТИ И. С. ТУРГЕНЕВА «АСЯ»

Жизнь героев тургеневских повестей наполнена музыкой: они поют, играют на музыкальных инструментах, говорят о музыке или просто наслаждаются ее звучанием. Их романтические встречи, признания и расставания наделены особой поэтической музыкаль­ностью. C помощью музыки Тургенев показывает нам скрытые стороны души героев, передает сокровенные чувства и предвещает их дальнейшую судьбу. Музыкальный ряд у И. С. Тургенева приоб­ретает самостоятельность, становится подобным герою произведе­ния, влияет на характер героев, их поведение и настроение.

В повести И. С. Тургенева «Ася» (1857 г.) важную роль в характе­ристике женских образов и в создании композиционного ряда про­изведения играет музыка. Именно музыка стала причиной встре­чи главных героев и связала их судьбы вместе. Немаловажно и то, что в двух эпизодах встречается упоминание ланнеровского вальса. Проанализировав повторение этого мотива в повести, можно пред­положить, что вальс Ланнера символизирует собой некий перелом­ный момент в судьбе Н. Н. и Аси, а также зарождения чувств героев, еще неосознанных, но уже существующих в их сердцах.

Но не только встреча и свидания героев наполнены музыкаль­ностью, но и их разлука. Когда Н. Н. навсегда прощается с Асей, му­зыка утихает и уходит из его жизни, оставляя его в полной тишине наедине с самим собой. Таким образом, мы видим, что с помощью музыкальный ряда И. С. Тургенев выделяет значимые для героев события и кульминационные моменты в повести. Музыкальный ряд становится своеобразным обрамлением всего произведения: с него начинается и им же заканчивается повесть.

Кроме композиционного замысла произведения музыка от­ражает характер главной героини повестей «Ася». Музыка играет важную роль в создании образов «тургеневских девушек», она со­провождает героинь в переломные для них моменты, в моменты душевных переживаний, которые вызваны сильным, искренним чувством любви к мужчине.

Песня, исполненная Асей, передает следующие черты характера героини:

  1. переменчивость настроения, быстрая смена образа. Еще вчера она «чудила», а сегодня поет простодушную русскую песню «и шьет в пяльцах, скромно, тихо, точно она век свой ничем другим не занималась» [с. 23];

  2. социальную среду, в которой воспитывалась Ася, и душу простой «совершенно русской девушки» (в детстве Ася жила в кре­стьянской среде).

Вся повесть наполнена особой музыкальностью и мелодично­стью, которая повсюду сопровождает образ Аси. Музыка наполня­ет взаимоотношения Аси и Н. Н. особой поэтичностью и усилива­ет эмоциональный фон их встреч и признаний. Когда Ася навсегда исчезает из жизни Н. Н., вместе с ней исчезает и особая поэтич­ность, и музыкальность.

Таким образом, музыкальный ряд в повести Тургенева «Ася» как средство создания образной характеристики и композицион­ной структуры произведения выполняет следующие функции:

  1. раскрывает характер героев, их чувства и настроения;

  2. отражает социальную среду, в которой воспитывались герои; их таланты и увлечения;

  3. наполняет особой эмоциональностью и поэтичностью отно­шения между влюбленными;

  4. становится средством противопоставления главных женских образов;

  5. играет роль предвестника событий.


Примечания

Тургенев И. С. Ася: повесть. Алтай: Алтайское книжное издательство, 1973. 56 с.