В настоящее время в педагогике возрос интерес к проблемам художественной культуры. Укрепилось понимание того, что воспитание развитой, творческой, гармоничной личности невозможно без приобщения ее к общечеловеческим культурным ценностям, без глубокого овладения всем опытом культурного развития человечества. Внимание к художественной культуре лежит в русле важнейшей тенденции современного образования – его гуманизации. Формируя эстетическое сознание учащихся, следует опираться на те
познавательно-оценочные механизмы, которые выработаны общественным
художественным сознанием. Актуальная задача музыкально-эстетической педагогики как науки, занимающей «посредническое» положение между «чистым» музыкознанием и конкретной учебно-воспитательной работой в школах состоит в том, чтобы обосновать возможность и целесообразность включения в учебный процесс закономерностей и категорий познавательной музыкально-эстетической деятельности. В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире
эстетических ценностей, приобщение к этим ценностям. Задача эстетического воспитания: направлять ценностные ориентации людей так, чтобы они умели видеть и ценить красоту, восхищаться возвышенным, прекрасным, презирать низменное, смяться над тем, что достойно смеха, и сострадать трагическому.
Музыкальное воспитание – это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства – формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке. Музыкальное развитие – это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Определенное значение имеют индивидуальные особенности каждого ребенка. Ребенок, в том случае успешно усваивает различные виды музыкальной деятельности, если учитываются его индивидуальные и возрастные особенности. Развитие происходит: - в области эмоций – от индивидуальных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным реакциям; - в области ощущений, восприятия и слуха – от отдельных различений музыкальных звуков к целенаправленному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, тембра, динамики; - в области проявления отношения – от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса; - в области исполнительской деятельности – от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в музицировании, пении, музыкально-ритмическом движении.