7
Тема
«Значение небылиц
в жизни детей»
Содержание
1. Детский потешный фольклор..........................................................3
2. Что такое небылица?........................................................................4
3. Зачем нужны небылицы детям?......................................................6
4. Я придумал небылицы!....................................................................7
Детский потешный фольклор.
Потешный фольклор разновидность детского фольклора. И детям, и взрослым хорошо известны потешки, небылицы, считалки, дразнилки, скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом же деле без этих весёлых и смешных стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребёнок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить любые мысли, чувства, переживания, понять смысл речи, обращённой к нему.
Потешный фольклор – источник юмора, формирующий это так необходимое для взрослой жизни чувство у маленьких детей. Кроме того, потешный фольклор зачастую лежит в основе многих литературных произведений, прежде всего детской поэзии. Перевертыши, нелепицы, небылицы, потешки развивают чувство юмора, фантазию, умение мыслить нестандартно.

Что такое небылицы?
Среди народных стихов-потешек для детей большую группу составляют такие, где главным является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Это небылицы, нелепицы, это стишки или рассказы, в которых рассказывается о чём-то таком, чего не может быть на самом деле.

Небылицы-перевертыши – это песенки или стишки, в которых всё поставлено «с ног на голову». В них летают поросята, заяц сидит на берёзе, а мухи съедают петуха. Такие картинки вызывают радостный детский смех и укрепляют у ребёнка понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений.
Небылицы – это небольшой рассказик о том, чего на самом деле нет, и быть не может. Они как литературный жанр встречаются в литературе любой народности, её особенностью является шутка, неправдоподобность, юмор. Чем больше непонятного, необычного, несуразного и необъяснимого – тем лучше, концентрация чудес просто зашкаливает. В основе небылиц лежит фантазия, обман. Но обман не злой, а обман добрый, направленный на то, чтобы развеселить, поднять настроение, вызвать улыбку и смех.
В центре небылиц — заведомо невозможная ситуация, за которой, однако, легко угадывается правильное положение вещей, ведь перевертыш обыгрывает простейшие, хорошо знакомые явления.
Нелепицы и небылицы К.И.Чуковский назвал перевертышами и выделил несколько видов народных нелепиц: перевертыши большого и малого, легкого и тяжелого, холодного и горячего, съедобного и несъедобного, перевертыши частей и деталей одежды, явлений природы, ездока и средств передвижения, жилища и его обитателей. Народные и авторские перевертыши раскрепощают мышление, развивают логику и чувство юмора, позволяют лучше понимать действительность, глубже проникнуть в суть объектов окружающего мира.
Зачем нужны небылицы детям?
Зачем нужны нелепицы ребёнку? Маленький человек растёт и изучает мир. Вначале всё что ему говорят, он принимает за истину. Для него всё может быть - говорящие звери, шагающая на куриных ногах избушка, деревья, растущие вверх корнями. Но вот наступает момент, когда ребёнок осознает, что в реальной жизни дома стоят на своем месте, а телега может ехать, передвигаться, а вот если наоборот - это смешно. Наступает пора потешек и небылиц.
Перевёртыши, нелепицы, небылицы, потешки развивают чувство юмора, фантазию, умение мыслить нестандартно. Когда ребёнок открывает для себя закономерности окружающего мира, новые понятия, он начинает играть этими понятиями, потому что через игру познаёт мир. Вкладывая в знакомое новый смысл, переворачивая всё с ног на голову, ребёнок учится лучше оперировать понятиями, развивает свободу мышления, фантазию и что немаловажно, учится понимать юмор. Как говорил Корней Чуковский - «ребёнок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями».
Детям, как правило, очень нравятся эти нелепицы, они с увлечением придумывают свои. Такие упражнения с нелепицами, не только развивают фонематический слух, слуховое внимание, но и логическое мышление. Несмотря на то, что нелепицы, казалось бы, состоят из несуразицы, тем не менее, усваивая большой объём информации, дети учатся на примере небылиц, находить различия между правдой и вымыслом, находить существующие и несуществующие свойства предметов и объектов.
Например, дети, придумывая свои небылицы, опираются на уже услышанные и начинают менять реальные предметы и наделять новые, придуманные объекты или явления какими-то функциями или признаками. И получают огромное удовольствие от своих небылиц!
Я придумал небылицы!
Небылицы любят придумывать дети, более того им очень нравится такое занятие. На странице представлены примеры небылиц в стихотворной форме, которые придумали обучающиеся начальной школы на занятиях внеурочной деятельности.
Встала ночью-солнце светит,
Петушок кричит ква-ква.
Две лягушки у забора
Гавкали до утра.
В зоопарке всё смешалось,
Звери шубками менялись,
И ушами, и рогами,
Даже хвостики сменили
И в кого же превратились?
У бабушки Людмилы
На грядке растут котятки,
А капуста и горох
Лакают из миски молоко.
Что за чудо на горе?
Белая берёза,
Но растут на ней зимой
Розовые розы.
Осенью цветут и пахнут
Белые ромашки.
И на запах прилетают
Жёлтые букашки.
А весной на ней растут
Яблоки, конфеты,
Чтобы полакомиться смогли
Взрослые и дети!