Значение образа розы в русской литературе
Оглавление.
I. Введение ......................................................................................... стр. 2-3
II. Основная часть:
Глава 1. Образ розы в литературе................................................ стр. 3-4
1.1. Эволюция образа розы в мировой литературе........................ стр. 3 -4
1.2. Образ розы в русской литературе............................................. стр. 4
Глава 2. Образ розы в лирике А.Ахматовой................................. стр. 5-8
Глава 3. Образ розы в прозе............................................................... стр. 8-10
Глава 4. Исследование....................................................................... стр. 10
III. Заключение................................................................................... стр.11
IV.Библиографический список......................................................... стр.12
V. Приложение................................................................................... стр.13
.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, людям нежность отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие, тёплые костры.
К. Жане
I. Вступление
Цветы... Сколько их существует? Какую роль играет тот или иной цветок в жизни человека? Несут ли смысловую нагрузку цветы и их оттенки в художественном произведении? Именно эти вопросы нас заинтересовали, и мы решили найти ответ на них в творчестве известных поэтов и писателей.
Я очень люблю цветы. Мне нравится их выращивать, ухаживать за прекрасными растениями, наблюдать, какие чудеса происходят в мире природы. Мой любимый цветок, как и многих людей, - это роза.
Роза является символом красоты, совершенства, радости, любви, блаженства, гордости, мудрости, тишины, тайны. С нею связываются образы мистического центра, сердца, рая, возлюбленной, Венеры, красавицы. Этот цветок называют царицей, богиней утренней зари. Поэты всех времён и народов не устают воспевать её.
Роза — один из древнейших поэтических образов. Его корни уходят в античность, фольклор, религию. Розу любили и воспевали с незапамятных времён. Ей поклонялись, о ней слагали легенды, предания. Самые первые сведения о розе встречаются ещё в древних индусских сказаниях.
Образ розы привлекал писателей и поэтов разных эпох и стран именно как средство для раскрытия внутреннего состояние человека, его душевного мира, как самостоятельного образа.
Актуальность исследования обусловлена огромным интересом поэтов и писателей в своем творчестве раскрыть образ розы, показать его влияние на судьбу человека, отобразить душевное состояние, раскрыть многообразие образа розы, показать выразительно-художественные средства, с помощью которых раскрывается образ розы. Оказывается, тема поистине бесконечна, потому что она вдохновляет.
Объектом нашего исследования являются поэтические и прозаические произведения русских поэтов и писателей.
Предметом исследования стали средства и способы раскрытия образа розы в каждом из представленных произведений.
Цель нашего исследования – исследовать образы розы в поэтических и прозаических произведениях русских поэтов и писателей, выявить, какие душевные качества раскрываются посредством розы, определить с помощью каких приемов раскрывается образ розы.
Для достижения поставленной цели в нашей работе решаются следующие задачи:
1. Проследить эволюцию образа розы, начиная с мифологии до сегодняшнего дня;
2. Определить основные средства, помогающие раскрыть образ розы, манеру подачи, художественно-выразительные средства поэтического образа.
Метод исследования: метод контекстологического анализа, описательный.
Практическая значимость работы заключается в применимости ее результатов при изучении современной литературы в рамках школьной программы, на факультативных занятиях, во внеурочной деятельности.
Структура работы определяется целью и задачами, характером практического материала и состоит из введения, четырёх глав, заключения, библиографического списка.
II. Основная часть.
Глава 1. Образ розы в литературе
1.1. Эволюция образа розы в мировой литературе
Символика розы в литературе вполне ясна и ординарна – по большей части это символ любви. В таком значении роза построила мостик объединения между литературой Востока и Запада: Шекспир, Конфуций и другие гении обращали свое внимание на этот цветок. Причем не просто обращали – у Конфуция изучению и созерцанию розы посвящено около 600 томов библиотеки.
Говорят, что своим происхождением роза - цветок любви, обязана иранской литературе. В поэмах существовал такой мотив, как роза и вино, символизирующий опьянение любовью и любовный аромат. Позже в любовном контексте роза перешла в литературу европейскую и проявилась в куртуазной литературе Средневековья и любовной лирике Новых времен. Использование символа розы в эротических образах в литературе восемнадцатого века ученые-литературоведы связывают с отображением чувственной страсти, как контрасте духовной любви, которую часто символизировал голубь.
Образ розы веками не стоял на месте, он эволюционировал вместе с литературным процессом. Символизм и романтизм любой литературы мира отмечены таким образом, в основном в поэзии, хотя встречается роза и в прозаических произведениях.
В XIII веке во Франции появляется "Роман о розе" в стихах Гильома де Лорриса о юноше, влюбившемся в розу. Этот роман пользовался большим успехом. Сохранилось 30 рукописных экземпляров и переводы его на другие языки. Рукописный экземпляр этого романа хранится и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. "Роман о розе" вызвал много подражаний. Пьеса Екатерины II "Царевич Хлор" тоже явилась подражанием этому роману. Обычно на состязаниях трубадуров высшей наградой победившему певцу служила роза.
1.2. Образ розы в русской литературе
В русской литературе розы были упомянуты авторами всех литературных течений. В ХVІІІ в. поэт Тредиаковский написал стихотворение, посвящённое розе, «Ода в похвалу цветку розе»:
Красота весны! Роза, о прекрасна!
Всей, о госпожа, румяности властна!
Ты — во всех садах яхонт несравненный,
Ты — из всех цветов цвет предрагоценный.
В 1834 Иван Петрович Мятлев пишет свое произведение «Розы», и это классицизм. Символизм это – «Розы тяжесть и нежность» Мандельштама. Кстати, мотивы Мятлева позже употребил в своей поэзии Игорь Северянин в своей эмиграционной поэзии «Классические розы». У каждого автора роза – своя. Если в вышеописанных произведениях она не является позитивным символом, как красноречиво об этом говорит название стиха Мандельштама, то, к примеру, у Брюсова это символ девичества – тонкий стебель, белые цветы нередко идут в параллели с рассказом о девических мыслях. В 1912 году Александр Александрович Блок пишет поэму «Роза и крест», выражая тем самым свою несбыточную мечту о счастье, суть которой лежит в словах «Сердцу закон непреложный — Радость — Страданье одно!» и роза у него в этом произведении ни много ни мало черного цвета. Так вот с этой же поэмой Блок потом будет полемизировать в 1914 году, пытаясь все-таки отыскать свое счастье, и вновь вернется к этой теме в дальнейшем своем творчестве. У А.С. Пушкина это аллегория увядшей молодости, радости, счастья, а иногда и ранней смерти. Увядшие розы – символ утерянной молодости и красоты. Роза для Пушкина - символ идеала женщины. Порой это образ чувственности и страсти, молодости и красоты. Для А. Фета образ розы олицетворяет «необъятный, благовонный, благодатный мир любви», красоту и совершенство.
Глава 2 Образ розы в лирике А.Ахматовой.
Символ розы довольно многозначен и сложен в лирике А.Ахматовой. Всего было найдено 14 стихотворений с использованием символа Розы, эти произведения входят в сборники «Вечер», «Четки», «Белая стая». Роза— любовь. Впервые розы упоминаются в 1910 г. в цикле «Обман», в первой и четвертой частях этого произведения. В начале первой говорится о весенних розах:
Весенним солнцем это утро пьяно,
И на террасе запах роз слышней…
О, сердце любит сладостно и слепо!
А в конце четвертой — об осенних:
Легкий осенний снежок
Лег на крокетной площадке…
Свечи в гостиной зажгут,
Днем их мерцанье нежнее,
Целый букет принесут Роз из оранжереи.
(«Обман», 1910)
Розы здесь — обрамление лирического сюжета — слепая влюбленность юной девушки и последующее разочарование — сразу же позволяет сделать вывод, что роза в мире лирической героини — Цветок, традиционно символизирующий Любовь.
Три года спустя, в её стихотворении мы опять находим розы — они уже явный атрибут любовного свидания:
Прости меня, мальчик веселый,
Что я принесла тебе смерть –
За розы с площадки круглой,
За глупые письма твои,
За то, что, дерзкий и смуглый,
Мутно бледнел от любви
(«Высокие своды костела…», 1913)
Оба произведения сближает не только упоминание роз, но и своеобразное сходство сюжета, претерпевающего ролевую инверсию. Лирические герои как бы меняются местами. Если в цикле «Обман» говорится о юной девушке, которая «слепо» влюбляется, затем жестоко страдает от разочарования, пишет письмо и почти умирает, то в произведении «Высокие своды костела…» таким «обманщиком» выступает сама лирическая героиня, и пишет письма и умирает «мальчик».
Превращение розы из обрамляющего в один из основных символов любви дополнительно наделяет этот образ еще и «смертельной» символикой. Впервые небесное и вселенское назначение розы обозначается в 1912 г. Лирическая героиня негативно надеется сама превратиться в райскую розу и получить в этом виде новое бытие «в садах Отца»:
Господи! я нерадивая,
Твоя скупая раба.
Ни розою, ни былинкою
Не буду в садах Отца
(«Дал Ты мне молодость трудную…», 1912).
В этом произведении роза растёт в саду дивного райского сада; уже в 1912 году символ розы впервые приобретает бессмертие, так как напрямую связан с высоким небесным назначением. Связь с райским садом относит нас к поздней лирике Ахматовой, а точнее к «Летнему саду».
На основе этих стихотворений можно определить, что Ахматова отводит розе небесное и вселенское своем назначение:
Румяной розе и лучу,
И мне — один удел.
(«Песенка»,1916).
В некоторых стихотворения роза не несёт большой смысловой нагрузки. Она в них является обрамлением, завершающим штрихом в картине светлой и счастливой жизни лирической героини:
О, зимние таинственные дни,
И милый труд, и легкая усталость,
И розы в умывальном кувшине!
(«Покинув рощи родины священной…», 1915)
От роз струится запах сладкий,
Трещит лампадка, чуть горя
(«Протертый коврик под иконой…», 1912)
Однако, в последнем детали интерьера (протертый коврик, икона, лампадка) — знаки религиозно-аскетического стиля жизни героини. В то же время портретные детали, жесты (зацелованные пальцы, запах табака в косах) и сами розы, от которых «струится запах сладкий» концентрируют в себе мирское, «грешное» начало, «хранят воспоминание» о любовных свиданиях. Роза здесь включается в один из предметных рядов, которые сталкиваются в образном пространстве и показывают расщепленность и неоднозначность характера героини.
В 1914 году были написаны два связанных между собой стихотворения: «Я пришла к поэту в гости…», «Как ты можешь смотреть на Неву…». Малиновый цвет — это цвет «костра», напоминающего растущую в снегу розу:
И малиновые костры,
Словно розы, в снегу растут
(«Как ты можешь смотреть на Неву…», 1914)
«Малиновое солнце» больше похоже на цветок, чем на источник тепла и света:
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.
И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом...
(«Я пришла к поэту в гости…», 1914)
Можно сказать, что встречу поэтов освещает «огонь небесной любви», символом которой служит сияющий за окном «небесный цветок» — солнце — роза. В самом начале своего творческого пути Героиня делает свой судьбоносный выбор, он связывается ею с верностью «цветку», так как её поэзия была взаимозаменяема символу розы:
Но лишь предвечных роз простая красота,…
Осталась и теперь единственным наследством,
Как звуки Моцарта, как ночи чернота.
(«Я не люблю цветы — они напоминают...», 1910-е годы)
Таким образом, символика образа розы в раннем творчестве Ахматовой достаточно традиционна, символ розы является вещным, но уже в 1910-х годах появляются такие значения символов, которые найдут своё развитие только в поздней лирике Анны Андреевны.
Глава 3. Образ розы в прозе.
Не только поэты прославляли Розы в своих стихах, но и писатели часто обращались к её образу, чтобы подчеркнуть характер и настроение своих героев. Иван Сергеевич Тургенев создал целую книгу стихотворений в прозе, выразительно обозначив их характерные черты.
«Как хороши, как свежи были Розы….
Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался у меня в памяти:
Как хороши, как свежи были Розы…..
Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит:
Как хороши, как свежи были Розы….»
Эти строки в стихотворении повторяются несколько раз, после каждого абзаца, и становятся своеобразным лейтмотивом произведения. Они подчёркивают мимолётность всего в мире. В этой строчке, как и во всём стихотворении, содержится мотив воспоминаний. Именно воспоминания остаются с человеком на всю жизнь, скрашивают его старость и одиночество.
Во многих произведениях И.С. Тургенева фигурирует роза. Роза – «знак» любви главных героев его повести «Вешние воды».
Самый любимый и часто встречающийся цветок в произведениях и письмах Антона Павловича Чехова — роза. В творчестве писателя, начиная с 1883 года, около 50 упоминаний о ней. Для раннего Чехова роза не столько цветок, сколько устоявшийся традиционный романтический символ. Начинающий писатель подвергает его переосмыслению, иронии, пародии, как, впрочем, и другие привычные символы, традиции.
Распространенная в поэзии тема любви розы и соловья, где соловей символизировал душу, а красная роза — совершенную красоту, подвергается Чеховым неожиданному переосмыслению в пародийном рассказе «Бенефис соловья». Автор рассчитывал на осведомленность читателя: песня соловья традиционно связывалась как с радостью и любовью, так и с болью, потерей любимой, тоской о рае.
Создавая эффект комического, Чехов романтический образ розы помещает в несвойственную ему сферу, например: «Продолжительная прогулка на свежем, прохладном воздухе действует на аппетит лучше всяких аппетитных капель. После нее балык, икра, жареные куропатки и прочая снедь ласкают взоры, как розы в раннее весеннее утро». К перечню дорогих и изысканных блюд, принадлежащему бытовому ряду, неожиданно добавляется банально-поэтическое сравнение с розой.
В пьесе Чехова "Дядя Ваня" с розами и впечатлениями о них связана одна из сцен:
«Войницкий: ….В знак мира и согласия я принесу сейчас букет роз; еще утром для вас приготовил... Осенние розы - прелестные, грустные розы... (Уходит.)
Соня: ….Осенние розы - прелестные, грустные розы...».
Образ осенних роз имеет сюжетообразующее значение - не будет счастья и любви ни у Войницкого, ни у Сони, ни у Елены Андреевны, а будет только «скорбь обо всем, что мечталось». С мелиховского периода этот цветок становится олицетворением мечты, радости, красоты.
Роза стала важнейшей составляющей эмоционального внутреннего мира Чехова. Аромат этого цветка благотворно действовал на душу, на сердце и на поэтическое вдохновенье писателя.
Глава 4. Исследование. Опрос.
Получив информацию о символике розы в литературе , захотелось поделиться ей с друзьями. А что знают мои одноклассники и другие обучающиеся нашей школы об этом ? Я провела анкетирование с основными вопросами:
1.Любите ли вы розы?
2.Знаете ли историю роз?
3. В каких произведениях и с какой целью авторы используют розы?
4. Что вам известно о символике роз в литературе?
Оказывается, многие обучающиеся любят розы (100% опрошенных).
История появления цветка осталось загадкой для многих одноклассников. ( 60% знают об этом, а 40% - нет). Не знают. в каких произведениях встречались розы (74%). Никогда не обращал внимания (9%). Помнят такие произведения и часто обращают на это внимание (11%). Слышали об этом на уроке литературы (6 %).
Ответы на четвёртый вопрос тоже были единичными. Только 14% знают о символике роз, а 86 % - нет. Исследование и результаты опроса можно рассмотреть в процентном соотношении с помощью диаграммы (Приложение1).
III. Заключение.
Прочитав многие легенды, предания, прозаические произведения, а также познакомившись со стихами известных поэтов, посвящённых самому прекрасному, царственному цветку – Розе, я выяснила, что авторы использовали её образ, чтобы подчеркнуть образ героя, или значимость какого-либо события. Образ Розы у поэтов и писателей стал своеобразным символом литературного произведения, важной художественной деталью. Я убедилась, что если знать «язык цветов», то можно постичь символический подтекст художественного произведения.
В моей работе подтвердилась гипотеза: образы цветов оказывают влияние на судьбы, характеры и поступки людей в творчестве писателей и поэтов.
В ходе данного исследования мне удалось доказать, что роза как художественный образ, это не случайная аллегория, а образ, символизирующий и поэтическое творчество, и красоту женщины, и радость, и молодость, и счастье. Установила, что зная язык цветов, можно проникнуть в тайный смысл художественных произведений, определить тему и идею произведений, поэтому составила своеобразный словарь языка розы (Приложение 2).
IV. Библиографический список
http://www.florets.ru/legendy-o-tsvetah/legendy-o-roze.html - легенды о цветах, мифы и истории.
http://fb.ru/article/231997/istorii-poverya-i-legendyi-o-rozah-kratkaya-legenda-o-roze-dlya-detey
http://pandia.ru/text/80/148/23656.php Любимый цветок Чехова
http://inter.pskovlib.ru/chehov/90-lyubimyj-tsvetok-chekhova
http://vremiadengi.com/vazhnye_novosti_1/primety_i_sueveriya_o_rozah/
Три сестры; Вишневый сад; Дядя Ваня / А. П. Чехов. - Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2009. - 157, [2] с.;. - (Русская литература) (Школьная программа).;
Стихотворения в прозе / И. С. Тургенев. - Москва; Ленинград: Academia, 1931. - 179 с..
Мифы народов мира / Ю. Е. Березкин. - Москва: Астрель: АСТ, 2009.
Пушкин А.С.; Сочинения; М.; Гос. Изд. Худож. лит.; 1957. – 511 с.
Лермонтов М.Ю. Т. 1. Стихи. - Москва, 1981. - 158 с.
11. Корона В. В. Поэзия Анны Ахматовой: поэтика автовариаций (отрывок из книги)
12. Лисина Е. Г. Образ-символ розы в ранней лирике А. А. Ахматовой
Приложение
Приложение 1.
Результаты опроса.
1.Любите ли вы розы?
3. В каких произведениях и с какой целью авторы используют розы?
Не знаю, в каких произведениях встречались розы. | | 74% |
Никогда не обращал внимания. | | 9% |
Помню такие произведения и часто обращаю на это внимание. | | 11% |
Слышал об этом на уроке литературы | | 6 % |
4. Что вам известно о символике роз в литературе?
Приложение 2
Язык цветов Розы
Розовая Роза - Наивысшее счастье. Люби и будь любим(а)! |
Алая Роза - персидский вестник любви |
Белая Роза – 1-чистота и невинность, 2 - Я достоин тебя, 3 - Ты ангел, 4 - тайна, 5 - Мы с тобой равны! |
Бутон Розы - невинное сердце |
Бутон Белой Розы - девичество |
Красный Бутон Розы -1- чистота, 2 - прелесть |
Жёлтая Роза – 1-ревность, 2 - попытка сохранить чувства, 3 - исчезающая любовь, 4 - неверность |
Красная Роза – 1-Любовь, 2 - Я люблю тебя, 3 - страсть, 4 - жажду тебя больше всего! |
15