- познакомить учащихся с историей России во времена правления Петра I, с переломным моментом в истории нашего государства – становлением России как империи, сопровождающимся коренными преобразованиями во всех сферах жизни общества; с историей создания Александро-Невской Лавры.
Основные понятия: секулярный мир.
слайд | учитель | ученик |
1. | Многим кажется, что можно жить только сегодняшним днём и не думать о том, что было в прошлом и случается в будущем. Но оглянись вокруг – и ты увидишь повсюду следы прошлого твоей великой Родины. Если мы хотим не растерять её богатств, накопленных предками, и сохранить их для будущего, нам надо лучше узнать свою страну – её прошлое и настоящее. | |
2. | – Знаете ли вы, какой город изображён на этих открытках? Кто из вас бывал в нём? Чем вам запомнился этот город? Знаете ли вы, как давно он был построен? На какой реке он построен? | Ответы детей. Поднимают руки. Ответы детей. С 1720 года в документах встречаются его названия. Нева. |
3. | – Россия владела устьем реки Невы 800 лет. Всё это время здесь были только дремучие леса и непроходимые болота, городов не было. | |
4. | – Но в начале XVIII века за несколько лет в устье Невы возникает Санкт-Петербург – город-порт, новая столица России. | |
5. | Какое вы заметили противоречие? – На каком месте возник город? | До XVIII века города не было, а потом он вдруг возник! У реки Невы, где были только дремучие леса и непроходимые болота. |
| - Как вы думаете, легко ли построить город среди дремучих лесов и болот? – Какой возникает вопрос? Да, зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы? - Представьте, что вдруг столицей России станет не Москва, а другой город. Как вы думаете, это серьёзное событие для государства? А вот в начале XVIII века, такое событие произошло! Принять такое ответственное решение мог только человек, который предвидел будущее своей страны. Кто же он? - Как Вы думаете, какова тема нашего классного часа? | Ответы детей. Зачем? Ответы детей. Этим человеком стал Петр Первый. Ответы детей. |
6. | Откройте тетради и запишите тему. | Записывают: Тема: «Значение Петровских преобразований России. Секулярный мир и религиозность. Значение Петра I в строительстве Александро-Невской Лавры и перенесении им мощей Святого Благоверного Князя Александра Невского». |
7. | Значение каких слов вам не понятны? Может, кто-то знает? Обратимся к словарям: Секулярный – книжное слово обозначает, свободный от церкви, т.е. светский. Запишите. | Секулярный нет Записывают значение слова… |
8. | - Давайте посмотрим на реку времени Российской истории. Что вы видите на рубеже XVII–XVIII веков? И круто меняет своё направление. Начинается новый этап истории государства – Российская империя. – Одно из таких преобразований вы уже знаете – возведение новой столицы России. Такое событие может произойти просто так, без значимой причины? Но мы так и не знаем, зачем царь Пётр это сделал. Хотите узнать? | Река ударяется о камень «Преобразования Петра I» Нет. Да. |
9. | - Посмотрите на карту России XVI–XVII веков. В это время Россия имела выход в 3 моря: Азовское, Каспийское и Белое. Река Нева впадает в Балтийское море. Как вы думаете, зачем Петру I понадобилась новая крепость в устье Невы? | Наверное, чтобы завоевать выход к Балтийскому морю? |
10. | Чтобы завоевать выход к морю построить крепость, наверное, было недостаточно. Согласны? Вероятно, нужны были и другие преобразования. Перед нами возникло несколько вопросов. Для того чтобы понять, для чего во всех сферах жизни страны понадобились резкие и глубокие изменения, необходимо сначала выяснить, что представляла собой Россия к концу XVII века. Представьте себе, что более 300 лет назад здесь, в устье реки Невы, были дремучие леса и непроходимые болота. Русские правители владели этими землями около 8 веков, и никому из них не приходила в голову мысль построить на этом месте город. И вдруг за 10 лет по приказу царя Петра 1 здесь возвели новую столицу России. Тысячи людей, стоя по пояс в холодной воде, забивали сваи, рыли каналы, возводили дома и мосты. Многие из них умерли от болезней, и их кости лежат сейчас под фундаментами петербургских дворцов. - Почему русские правители на протяжении восьми веков не строили в устье Невы город? - Что сделал Пётр 1? - Какой возникает вопрос? - Можете ли вы теперь ответить на вопрос «Почему Пётр I начинает преобразования в стране?» Царь Пётр понял это и начал преобразования. Какие? Пётр и сам трудился не покладая рук: он был не только правителем государства, но и солдатом, моряком, строителем. При этом царь не жалел ни себя, ни своих подданных. – Как вы думаете, в результате реформ государство окрепло? - Хотели бы вы жить в России времён Петра I? | Да. Читают: – Зачем были нужны преобразования? – Какие преобразования проведены? – Был ли завоеван выход к Балтийскому морю? Ответы детей. Ответы детей - К началу 18 века, Россия была отрезана от морей землями других государств. У неё не было флота, ей трудно было торговать с другими странами. Россия начинала отставать от наиболее сильных и развитых государств. Он создал новую армию и флот. По его приказу строили заводы и мастерские, открывали школы, печатали книги и газеты. Да. Ответы детей. |
11. | Рассмотрите рисунки – Петровские реформы. - Как царь Пётр проводил реформы? – Запишите вывод: реформы были проведены за счет тяжёлого, изнурительного труда тысяч простых русских людей. – Вспомните свои версии: для чего Пётр I приказал построить флот и укрепить армию? – Мы не ответили еще на 3 вопрос: Был ли завоеван выход к Балтийскому морю? В начале 18 века земли по берегам Балтийского моря принадлежали королевству Швеция. Пётр 1 начал войну за выход к Балтике и после тяжёлой изнурительной борьбы одержал победу. | Насильно, люди не хотели, их заставляли… Записывают. Ответы детей. |
12. | Андреевский флаг, который поднимали на военных кораблях России. | |
13. | Приобрёл новый смысл: четыре конца креста стали символизировать 4 моря, к которым Россия имела выходы – Азовское, Каспийское, Белое, Балтийское. | Зарисовывают в тетрадь Андреевский флаг. |
14. | В 1703 году в устье реки Невы Пётр основал город Санкт – Петербург, который стал новой столицей России и её морскими воротами. Сюда прибывали корабли под флагами разных стран. У России тоже появился свой бело – сине – красный флаг, который поднимали на торговых кораблях. | |
15. | Вывод: Благодаря Петру I в России произошло множество изменений. Какие? Новые государственные символы. Укрепилось положение России на международной арене | Появилась новая столица государства. Торговый и военно-морской флаги. Были созданы сильные армия и флот, велась активная торговля. |
16. | В соответствии с протоколами Синода было принято решение «молить царя» «прияти титул Отца Отечества, Петра Первого и Императора Всероссийского». Первая реакция Петра на инициативу его соратников была отрицательной. Царь «долго отрекался» принять титул и приводил к тому многие «резоны». Затем, однако, «важные представления» сенаторов и архиереев взяли верх, и Петр «склонился на то». | |
17. | Включает отрывок из видео «Как Петр стал императором? [День в истории. 2 ноября]» с 0.08 мин до 11.41 мин. https://youtu.be/kbxmbZ7tK8A 2 ноября 1721 Россия стала Империей, Петр I принял титул Петра Великого, Императора Всероссийского. Как изменилось название Российского государства после победы над Швецией? В Россию пришли новые времена. | Записывают в тетрадь: 2 ноября 1721 Россия стала Империей, Петр I принял титул Петра Великого, Императора Всероссийского Российская Империя. |
18. | Замыслу Петра I также принадлежит основание одного из старейших монастырей в Санкт-Петербурге – Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Лаврой заканчивается Невский проспект, вход в Лавру отделен от одноименной площади въездными воротами с церковью Божьей Матери Всех Скорбящих Радость. Место закладки монастыря выбрано неспроста и носит мистически легендарный характер. | |
19. | Именно здесь по преданию в 1240 году перед знаменитой Невской битвой произошла встреча святых Бориса и Глеба с русским воином, пообещавших помощь и покровительство своему крестнику Александру. Закладка монастыря в таком месте по замыслу Петра I позволяла приобрести небесного покровителя в лице Александра Невского, святого канонизированного церковью за свои благие для Отечества дела. Монастырь был построен на том месте у Невы, где по преданию произошла одна из битв со шведами. | |
20. | Пётр 1 приказал перенести мощи великого князя Александра Невского, почивавшие во Владимире, на те места, где святой герой одержал победу, прославившую его память. Бог, всегда ниспосылавший успех намерениям благочестивого Петра, ниспослал ему радость видеть исполнение этого усердного его желания: мощи Невского были привезены в новую столицу 30 августа 1724 года, в то время, когда государь еще был настолько здоров, что сам выехал встретить их на великолепной галере и собственными руками участвовал в перенесении их на эту галеру и потом в церковь Александро-Невского монастыря. | |
21. | В каком городе находится Александро-Невская Лавра? Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы? | В Санкт-Петербурге. Ответы детей. |
22. | Внимание на экран! https://youtu.be/BxUYlaVZJGM с 0,32 по 3,55минуты | Смотрят видеосюжет. |
23. | -Что можно сказать о Секулярном мире и религиозности? На этом наш классный час подошел к концу. Спасибо за работу. | Ответы детей. |