СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение "Повести временных лет" для дальнейшего развития русской литературы: мотивы и образы "ПВЛ" в литературе и живописи

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Значение "Повести временных лет" для дальнейшего развития русской литературы: мотивы и образы "ПВЛ" в литературе и живописи»

Творческое задание. Значение «ПВЛ» для дальнейшего развития русской культуры: мотивы и образы «ПВЛ» в литературе и живописи. Подготовили : студенты группы РЛ-17-3, очной формы обучения Башмакова А. и Тулупова А. Н. Новгород 2018

Творческое задание.

Значение «ПВЛ» для дальнейшего развития русской культуры: мотивы и образы «ПВЛ» в литературе и живописи.

Подготовили : студенты группы РЛ-17-3, очной формы обучения

Башмакова А. и Тулупова А.

Н. Новгород

2018

Нестор Летописец Древнерусский летописец, агиограф конца XI — начала XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет.  ок. 1056—1114

Нестор Летописец

Древнерусский летописец, агиограф конца XI — начала XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет.

ок. 1056—1114

«Песнь о Вещем Олеге» основана на одном эпизоде из «Повести временных лет», однако она воспринимается, как оригинальное сочинение. Сопоставляя балладу Пушкина и отрывок из летописи, мы можем найти существенные различия. Сближает произведения то, что они имеют одинаковый сюжет: пророчество мудрого старца, первое прощание князя с конём, второе прощание с конём спустя несколько лет, гибель Олега. Но описаны эти события по-разному. Поэтому мы воспринимаем балладу как отдельное уникальное произведение. А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»      Вот едет могучий Олег со двора,   С ним Игорь и старые гости,   И видят — на холме, у брега Днепра,   Лежат благородные кости;   Их моют дожди, засыпает их пыль,   И ветер волнует над ними ковыль.   Князь тихо на череп коня наступил   И молвил: «Спи, друг одинокой!   Твой старый хозяин тебя пережил:   На тризне, уже недалекой,   Не ты под секирой ковыль обагришь   И жаркою кровью мой прах напоишь! 6 июня 1799 – 10 февраля 1837 гг.

«Песнь о Вещем Олеге» основана на одном эпизоде из «Повести временных лет», однако она воспринимается, как оригинальное сочинение. Сопоставляя балладу Пушкина и отрывок из летописи, мы можем найти существенные различия.

Сближает произведения то, что они имеют одинаковый сюжет: пророчество мудрого старца, первое прощание князя с конём, второе прощание с конём спустя несколько лет, гибель Олега. Но описаны эти события по-разному. Поэтому мы воспринимаем балладу как отдельное уникальное произведение.

А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»

Вот едет могучий Олег со двора,  С ним Игорь и старые гости,  И видят — на холме, у брега Днепра,  Лежат благородные кости;  Их моют дожди, засыпает их пыль,  И ветер волнует над ними ковыль. 

Князь тихо на череп коня наступил  И молвил: «Спи, друг одинокой!  Твой старый хозяин тебя пережил:  На тризне, уже недалекой,  Не ты под секирой ковыль обагришь  И жаркою кровью мой прах напоишь!

6 июня 1799 – 10 февраля 1837 гг.

Стихотворные баллады А.К. Толстого Значительное место в поэтическом наследии А.К. Толстого занимают исторические баллады и былины. Причины, которые заставили поэта обратиться к историческим темам, многогранны. В юные годы Толстой работал в архивах Москвы и познакомился с реальными, живыми документами исторического прошлого России. Кроме того, новый подъем интереса к истории России характерен эпохе (предреформенной и пореформенной) второй половины XIX в. Западники и славянофилы, демократы и почвенники по-своему рассматривали вопросы исторической судьбы России, но интерес к истории отечества был присущ практически всем. 9 сентября 1828 – 20 ноября 1910 гг.

Стихотворные баллады А.К. Толстого

Значительное место в поэтическом наследии А.К. Толстого занимают исторические баллады и былины. Причины, которые заставили поэта обратиться к историческим темам, многогранны. В юные годы Толстой работал в архивах Москвы и познакомился с реальными, живыми документами исторического прошлого России. Кроме того, новый подъем интереса к истории России характерен эпохе (предреформенной и пореформенной) второй половины XIX в. Западники и славянофилы, демократы и почвенники по-своему рассматривали вопросы исторической судьбы России, но интерес к истории отечества был присущ практически всем.

9 сентября 1828 – 20 ноября 1910 гг.

Ф.М. Достоевский Достоевский «Двойник. Эпизод, в котором «ветошка» встречается в «Повести временных лет», на наш взгляд, способен выявить некоторые аспекты темы самозванства и двойничества в повести Ф. М. Достоевского. В нем сообщается о противоборстве Яна Вышатича с волхвами. 11 ноября 1821 – 9 февраля 1881 гг.

Ф.М. Достоевский

Достоевский «Двойник. Эпизод, в котором «ветошка» встречается в «Повести временных лет», на наш взгляд, способен выявить некоторые аспекты темы самозванства и двойничества в повести Ф. М. Достоевского. В нем сообщается о противоборстве Яна Вышатича с волхвами.

11 ноября 1821 – 9 февраля 1881 гг.

Н.В. Гоголь Предок колдуна Петро убил брата Ивана и его сына в Карпатах, и именно из Карпатских гор появляется всадник-мститель. Выбор Гоголем именно этого места совершения Петром братоубийства, возможно, мотивирован реальным преступлением, которое совершил в 1015 г. в Карпатах киевский князь Святополк, прозванный Окаянным. Вот как об этом сообщает «Повесть временных лет» под 6523 (1015) г.: «Святополк же сь оканьный и злый уби Святослава, пославъ ко горе Угорьстей, бежащю ему въ Угры. И нача помышляти, яко “Избью всю братью свою, а прииму власть русьскую единъ”. Помысливъ высокоумьемь своимь, не ведый, яко “Бог даеть власть, ему же хощеть, поставляеть бо цесаря и князя вышний, ему же хощеть, даеть”» 31 марта 1809 – 4 марта 1852 гг.

Н.В. Гоголь

Предок колдуна Петро убил брата Ивана и его сына в Карпатах, и именно из Карпатских гор появляется всадник-мститель. Выбор Гоголем именно этого места совершения Петром братоубийства, возможно, мотивирован реальным преступлением, которое совершил в 1015 г. в Карпатах киевский князь Святополк, прозванный Окаянным.

Вот как об этом сообщает «Повесть временных лет» под 6523 (1015) г.: «Святополк же сь оканьный и злый уби Святослава, пославъ ко горе Угорьстей, бежащю ему въ Угры. И нача помышляти, яко “Избью всю братью свою, а прииму власть русьскую единъ”. Помысливъ высокоумьемь своимь, не ведый, яко “Бог даеть власть, ему же хощеть, поставляеть бо цесаря и князя вышний, ему же хощеть, даеть”»

31 марта 1809 – 4 марта 1852 гг.

Музыка. Н.А. Римский-Корсаков Дважды обращался к образу новгородского «богатого гостя». Сначала он создал симфоническую музыкальную картину Садко (1867), а позднее, в 1896, одноименную оперу.

Музыка.

Н.А. Римский-Корсаков

Дважды обращался к образу новгородского «богатого гостя». Сначала он создал симфоническую музыкальную картину Садко (1867), а позднее, в 1896, одноименную оперу.

Живопись. В.М. Васнецов В основном известен публике по картинам, сюжеты для которых взяты из русского героического эпоса, достаточно назвать полотна «Витязь на распутье» (1882) и «Богатыри» (1898) 1848–1926 гг.

Живопись.

В.М. Васнецов

В основном известен публике по картинам, сюжеты для которых взяты из русского героического эпоса, достаточно назвать полотна «Витязь на распутье» (1882) и «Богатыри» (1898)

1848–1926 гг.

Витязь на распутье (1882)

Витязь на распутье (1882)

Богатыри (1898)

Богатыри (1898)

Микула Селянинович (1896)

Микула Селянинович (1896)

Богатырь (1898)

Богатырь (1898)

Заключение. Повесть временных лет стала первым письменным документом, в котором была систематически изложена история Руси, становление ее как государства. Именно эта летопись в дальнейшем легла в основу всех исторических документов и сказаний, именно из нее черпали и черпают свои знания современные историки. Кроме того, летопись, имея открытый жанр, также стала литературным и культурным памятником русской письменности.

Заключение.

Повесть временных лет стала первым письменным документом, в котором была систематически изложена история Руси, становление ее как государства. Именно эта летопись в дальнейшем легла в основу всех исторических документов и сказаний, именно из нее черпали и черпают свои знания современные историки. Кроме того, летопись, имея открытый жанр, также стала литературным и культурным памятником русской письменности.