СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение практических работ для успешной адаптации в социуме обучающихся с ТМНР на уроках домоводства

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад "Значение практических работ для успешной адаптации в социуме обучающихся с ТМНР"

Просмотр содержимого документа
«Значение практических работ для успешной адаптации в социуме обучающихся с ТМНР на уроках домоводства»

Юркова Елена Сергеевна

ГБОУ АО «Онежская СКОШИ учитель

Значение практических работ для успешной адаптации в социуме обучающихся с ТМНР на уроках домоводства

«Через активную организацию жизни

в школе ученик придет к умению войти в жизнь».

Л.С.Выготский

Проблема включения детей с ТМНР в реальную жизнь общества является актуальной. Успех интеграции зависит от социально – бытовой компетентности человека, формирования социально- бытовых навыков, его способности самостоятельно организовать свой быт. Весь процесс обучения детей с нарушением интеллекта направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в обществе.

Обучение ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни.

Предмет «Домоводство» - это специальные коррекционные уроки, на которых обучающиеся получают знания, умения и навыки по приготовлению

пищи, уходу за одеждой, обувью, жилищем. Дети учатся правилам ведения домашнего хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи, закладываются основы нравственного поведения.

На уроках домоводства реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами.

Эффективное усвоение обучающимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов, приемов и средств обучения доступных ребенку с ТМНР.

Для формирования социально – бытовых навыков используются следующие методы и приемы:

сюжетно-ролевые и дидактические игры, игровые упражнения, беседы, практикумы, экскурсии, наглядность (технологические карты, алгоритмы, плакаты), презентации, мультимедиа, видео уроки, видеофильмы.

Главной опорой в усвоении познавательного материала на урока домоводства служат наглядные средства, которые создают в сознании обучающихся наглядный образ предмета, процесса, действия.

Многие обучающиеся часто не владеют речью, не понимают словесные инструкции и поэтому наглядно-практическая деятельность стоит в основе всего учебного процесса, который направлен на развитие жизненных компетенций дальнейшей социализации ребенка.

Особое внимание на уроках домоводства уделяется использованию практических методов обучения, обеспечивающих выработку определенных навыков и умений.

Практическая работа даёт возможность перевести знания в умения.

Почти каждый раздел программы «Домоводство» требует выполнения практических работ, направленных на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни.

С этой целью в своей работе я применяю практикумы, как основной метод отработки теоретических знаний. Например, практикум «Уход за одеждой и обувью » учит одеваться, раздеваться, ухаживать за одеждой, обувью, головными уборами.

Игры и упражнения на привлечение внимания детей к своему внешнему виду: смотреть на себя в зеркало, друг на друга, показывать одежду на себе, разложенную на столе, на полке. Формирование знаний о последовательности действий в процессе раздевания и одевания, складывания одежды.

Практикум «Уборка на кухне» позволяет закрепить последовательность действий при уборке, правила использования моющих средств и соблюдения санитарно-гигиенических требований. Также мы проводим с детьми практическую работу на разные темы: уход за комнатными растениями, уборка помещения, обращение с посудой, различение предметов посуды для сервировки стола, для приготовления пищи. Узнавание (различение) кухонных принадлежностей.

Опыт показал, что обучающиеся с умеренной умственной отсталостью и ТМНР при выполнении практических упражнений затрудняются не только последовательно рассказать, как будут выполнять какую-либо работу, но и выполнить ее. Поэтому, прежде, чем выполнять практическую работу, недостаточно одного объяснения учителя, нужно составить технологическую карту или план действия. Исходя из особенностей детей, мною он составляется в картинках, т.е. алгоритм действий.

При выполнении практических упражнений особое внимание уделяется индивидуальной работе. В результате практических упражнений не только формируется навык, который они будут использовать в своей самостоятельной жизни, но и жизненно необходимые качества: терпение, усидчивость, доведение начатого дела до конца.

Практический метод обучения детей с ТМНР тесно переплетается с сюжетно-ролевой  игрой, которая позволяет обучающемуся познавать самого себя, свои возможности. В ходе игровой деятельности учатся моделировать различные ситуации, расширяя социальный опыт.

В своей работе использую такие сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Кухня» и другие.

Например, остановлюсь на сюжетно-ролевой игре «Магазин», которая решает задачу научить детей правильно подбирать продукты. В ходе организации игровых действий (по речевой инструкции педагога) обучающиеся дифференцируют виды продуктов, закрепляют названия. В процессе разговора с «продавцом» у них формируются коммуникативные навыки. В ходе игровой ситуации обучающиеся приобретают социально-бытовые навыки: учатся находить нужный отдел, общаться с «работниками» магазина, выбирать товар и совершать покупку, производить оплату товара и т. д.

На уроках домоводства обучающиеся должны:

1.Овладеть умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.

  • Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.

  • Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.

  • Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.

  • Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.

Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей: жить в семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

В заключение хочется подчеркнуть, что умения и навыки, полученные детьми на уроках домоводства, обязательно должны закрепляться в непосредственной практической деятельности обучающихся, в их повседневной жизни.