Г. В. Кондакова
г. Тетюши,
МБОУ «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №2»
учитель русского языка и литературы I квалификационной категории
Значение проектной и исследовательской деятельности
в развитии личности учащегося
Великий Конфуций говорил: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать - и я пойму». Дети усваивают материал прочно и надолго только тогда, когда слышат, видят и делают сами.
Задача современной школы – построить систему обучения и воспитания так, чтобы развить креативные способности, актуализировать личностные качества исследователя, вовлечь учащихся в проектно - исследовательскую деятельность.
Современные педагогические технологии позволяют успешно решать данную задачу. По словам великого В.Даля, технология – это «совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве».
Меня привлекает технология проектной деятельности, которая ориентирована, на мой взгляд, на развитие Личности.
Проект - это «нечто брошенное, пущенное вперед», это специально организованный и координируемый педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, где ученики могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, за результат труда и создание творческого продукта. Проект - это «обучение через делание» (Дж. Дьюи).
Проектная технология предполагает наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска решения. Проект, как правило, бывает социально-значимым – исследовательским, информационным, творческим, практико - ориентированным. В реальной практике проекты носят комбинированный характер, сочетая в себе различные признаки.
Проект - это достаточно трудоемкий и долгий процесс, состоящий из определенных этапов. Так, при изучении литературы в 9 классе на этапе взросления и самоопределения учащихся мне захотелось использовать метод проекта, который бы затронул и процесс обучения, и процесс воспитания.
На этапе предпроектной подготовки, используя исследовательские методы (анкетирование, дифференциально-диагностический опрос), я выяснила интересуемые учащихся профессии и соответствие между выбором профессии и индивидуально-психологическими способностями учащихся. Затем сформировали проектные группы, выбрали тему проектной работы («Перед выбором…/ профессиональное самоопределение»), определили цели и задачи; обосновали методы исследования.
На этапе планирования наметили изучение источников и литературы по теме. Мы выбрали произведения писателей 19 века: А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, А.П. Чехова; произведения писателей 20 века: рассказы М.М. Зощенко, А. Платонова, В.Г. Распутина, В.П. Астафьева. Подбор произведений производился не только с точки зрения выбора профессии, но и правильного отношения к труду, значимости труда в жизни человека. Затем определили сроки представления результатов и обсудили возможные «риски» в работе.
На организационно-исследовательском этапе наметили последовательность выполнения работы, распределили конкретные задания для каждого члена группы (по интересам, умениям): одни работали с текстами художественной литературы, другие занимались поисками информации в Интернете; третьи «пробовали перо»; четвертые – готовили презентации и буклеты.
Этап представления результатов (заключительный этап) провели в форме конференции, где каждая группа презентовала результаты проектной работы. Там же была дана оценка работы проектной группы в целом и каждого её участника.
Однозначно формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности проводится не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных учебных занятий.
Для этого я использую специальные организационные формы и методы. Так, например, проблемное введение в тему урока «Назовите лексическое значение слов: парта, земля? Как вы думаете, какова тема нашего урока?» способствует умственному развитию учащихся. Создание ситуаций успеха, новизны, неожиданности: «Сегодня мы отправляемся в путешествие на космическом корабле» вызывает неподдельный интерес, эмоциональный подъем. Наблюдения, исследования при изучении темы «Морфемика»: какие слова принимали участие в образовании слова пылеводонепроницаемые (часы), гипотезы (чтение с остановками) развивают творческий потенциал. Мини – проекты, например, при изучении темы «Корень»: «Какое лексическое значение заключено в корне слова по-ш-ли?», «Определите корень в слове вынуть» расширяют кругозор, углубляют знания. Групповые формы с ролевым распределением работ способствуют развитию критического мышления (при изучении поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова…» проводим суд над героями).
Великий педагог Л.С. Выготский сказал: «Учитель, не позволяй прийти и рассказать на уроке все, что ты знаешь! Узнай, что об этом знают твои ученики». На мой взгляд, очень важно организовать урок так, чтобы у школьников была возможность для самовыражения, развития творческого потенциала.
Поэтому, рассматривая исследовательскую деятельность как педагогическую технологию, необходимо помнить, что она должна носить личностно-ориентированный характер, это дает возможность учитывать индивидуальные особенности детей.
Выпускник, обладающий исследовательскими умениями, способный понимать поставленную перед ним проблему, построить предположение по ее решению, найти и использовать необходимую информацию, провести оценку результатов и собственных действий, - это состоявшаяся Личность, обладающая навыками сотрудничества; Лидер, умеющий повести за собой.
Список источников
Капранова Е. М. Проектные и исследовательские технологии в деятельности современного педагога / Е. М. Капранова, И. М. Капранова. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10091/ (дата обращения: 14.01.2021).
Краснова В. В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения [Текст] / В.В. Краснова// Юный ученый. — 2016. — №6.1. — С. 31-33.
Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат - М., 2000.
Панкратова В. М. Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в контексте ФГОС. Из опыта работы [Текст]/ В.М. Панкратова // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. —С. 41-44.
Розанов Л.Л. Метод проектов как педагогическая технология [Текст] / Л.Л. Розанов // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 74-77.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: [Текст] учебное пособие / Под ред. Е.С.Полат. – 3-е изд., исправ. и допол. – М.: Академия, 2011. – 412 с.
Шкель В.Ф. Проектные технологии в образовательном учреждении. Учебно - методическое пособие. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2007. – 37 с.