Значение проектов и творческих работ
по математике в 5-6 классах
Учить не мыслям, а мыслить
И. Кант
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. Ведущие принципы Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС)— принципы преемственности и развития. «Человек знающий» заменяется на «человек, подготовленный к жизнедеятельности». Приоритетным направлением ФГОС является реализация развивающего потенциала математического образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Одной из важнейших задач становится развитие универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра образования. В соответствии с ФГОС представлено четыре вида универсальных учебных действий(УУД): личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.Приреализация метода проектов в сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умению работать в группе.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию навыка работы с информацией. Ученики научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.
Проект – это самостоятельная творческая работа обучающегося, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь с помощью консультаций учителя. В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо классно – урочной системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.Данная технология наиболее полно позволяет учитывать возрастные особенности школьников, так как учащиеся 5-6 классов не готовы к созданию самостоятельных проектов. А проектная задача предполагает наличие всех необходимых средств и материалов в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.
Процесс выполнения творческих проектов на каждом из этапов обучения предполагает не только комплексное использование учащимися изученного на каком-то определенном предмете, но и опору на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, а также свой личный опыт. Это создает благоприятные условия для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, формирования у школьников таких ценностных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде. Обучение при этом принимает большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию собственного учения.
Для учителя математики наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:
появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем;
-зарождаются основы системного мышления;
- формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;
- развиваются творческие способности, воображение, фантазия;
- воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
использовать догадку, озарение, интуицию;
использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
При изучении в 5 классе темы «Прикидка результата действия» можно предложить проектную работу по теме «Расчёт бюджета моей семьи». Во время изучения главы «Геометрические фигуры» ребята работают над проектом «Ремонт квартиры», «Старинные русские меры». Тема «Обыкновенные и десятичные дроби» может задать проектные работы по следующей тематике«Из истории возникновения обыкновенных и десятичных дробей», «Десятичные дроби. Что мы знаем о них?», «Волшебные десятичные дроби», «Старинные задачи с обыкновенными дробями», «Занимательные задачи с обыкновенными дробями». В 6 классе при изучении главы «Положительные и отрицательные числа» задаются проекты по темам «История происхождения отрицательных чисел», «Положительные и отрицательные числа в физике, биологии, географии, медицине и других науках». При изучении темы «Окружность» даётся проектная работа по темам «История нахождения способа вычисления длины окружности и площади круга», «Число ПИ, его происхождение и значение». Закрепляя тему «Координатная плоскость» можно предложить проекты «Клад острова Сокровищ», «Нарисуй свой зоопарк». По теме «Отношения, пропорции, проценты» учащиеся работают над проектами «Роль процентов в жизни человека», «Из истории возникновения процентов». Во время изучения темы «Диаграммы» можно предложить широкий спектр тем проектных работ из разных областей для исследования, систематизации и представления.
Таким образом, учебный проект – это мощное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать у учащихся специфические умения и навыки проектирования и исследования.