12
Модуль 1.
Роль и задачи курса. Значение психолого-педагогической компетентности в достижении результатов педагогической деятельности учителя общеобразовательной школы.
Лекция
Требования современных стандартов в системе образования предусматривают глубокие психологические знания и использование этих знаний в области педагогики. Сам характер развития образования обусловил возникновение иных требований к личности и профессионализму учителя. Кроме того, переход от знаниевой к компетентностной парадигме предполагает изменение требований к профессиональной компетентности педагога. В виду того, что сегодня возникли особые критерии к оценке профессионализма учителя, стоит уделять особое внимание именно на детальном рассмотрении вопроса формирования (повышения уровня) профессионально-педагогической компетентности. Высококомпетентный учитель сегодня – это тот учитель, который не только осведомлен о личностных особенностях детей и подростков, но и активно использует эти знания в практической деятельности.
По мнению Л.Н. Захаровой [1] психолого-педагогическая компетентность – это умение строить свою профессиональную деятельность, соответствующую требованиям ориентировочной, структурной и функциональной полноты, мотивационной и коммуникативной адекватности. Само определение компетентности складывается из множества компонентов. Получается, что высокомпетентный педагог всегда должен быть знаком со своими мотивами и чувствами, а также мотивами и чувствами учащихся, владеть результативными коммуникативными технологиями, отлично представлять себе, что и как отразиться на общем образовательном результате.
Многие специалисты не делают различий между понятиями «компетентности» и «грамотности» психологического характера, причем психологическая грамотность рассматривается как начальный уровень компетентности. Собственно, в основе любой грамотности или компетентности лежит адекватное использование профессионального и личного опыта, знаний и навыков, преломленных ситуацией и самой личностью педагога. Это предполагает глубокое знание собственных потребностей, «плюсов» и «минусов», психологии личности и малых групп.
В работах специалистов в области педагогической психологии [2] структура психологической компетентности рассматривается более комплексно, что, впрочем, не идет вразрез вышесказанному (рис.1) .
Психологическая компетентность
Социально-психологическая компетентность
Интеллектуальная компетентность
Коммуникативная компетентность
Во-первых, это компетентность коммуникативного порядка – способность адекватно принимать и транслировать информацию, поддерживать педагогически целесообразные профессиональные отношения, во-вторых, интеллектуальная эффективность как способность принимать эффективные с точки зрения педагогической деятельности решения, учитывая возрастные и индивидуальные различия учащихся, в третьих, социально-психологическая компетентность. Социально-психологическая компетентность – это очень интересная с практической точки зрения характеристика. Это умение стратегически и тактически планировать образовательные и воспитательные результаты, применять и даже разрабатывать технологии, выбирать средства достижения результатов. Таким образом, мы видим, что психолого-педагогическая компетентность – это не просто степень осведомленность в области психологии и педагогики. Это качественный уровень личностной готовности применения имеющихся знаний, а главное, необходимость самому педагогу быть самоактуализирующейся личностью, личностью готовой к изменениям, развитию, максимальному раскрытию собственного потенциала.
В чем же значение этих психолого-педагогических знаний и умений? Дело в том, что высокая степень психолого-педагогической компетентности позволяет учителю применять разнообразные методы и подходы, гибко минуя скрытые и явные психологические «ловушки» так или иначе встречаемые на пути как молодых, так и опытных специалистов-педагогов. Кроме того, приобретенная система знаний и умений позволяет перекроить собственную деятельность так, чтобы получить более весомый результат. Это тем более важно, поскольку современный школьник приобрел своеобразные психологические особенности, связанные с восприятием информации и ее обработкой (мышлением). Мышление современного ученика отличается образностью, и, как упоминается в ряде публикаций, «клиповостью». «Клиповое» мышление – это наличие огромного объема информации, которая имеет отрывистый, эклектичный характер. К сожалению, пользование мобильными приложениями телефонов, персональными компьютерами, просмотр телепрограмм сделало мышление современных детей и подростков не очень критичным в отношении поступающей информации, в ряде случаев лишая его нужного инструментария – способности к структурному анализу, логике, способности последовательно обобщать и, главное, объяснять. Мы видим воочию, что сегодняшние дети, в отличие от поколений 80-х или 90-х, с трудом воспринимают информацию с бумажных носителей, не способны длительно фиксировать внимание на устном изложении материала учителем, поскольку формируемое интернет-сетью и иными масс-медиа «клиповое» мышление требует образов, зрелищных, желательно готовых к восприятию деталей, без логического их упорядочивания. Это мышление – защитная реакция организма на переизбыток информации. [3]
Это тем более важно, поскольку деятельность учителя относится к профессиям категории «человек - человек», предусматривающих активное взаимную работу личностей, соприкосновение психологических позиций, обмен опытом, каждодневный труд и самоанализ. Если вспомнить классификацию академика А.Е. Климова, профессии «человек-человек» требуют глубокого знания внутреннего мира людей [4]. Что касается знаний психологии людей, возможно, стоит начать с собственной личности, поскольку, во-первых, невозможно хорошо знать психологию других, не зная самого себя, а во-вторых, значение собственного «Я» способствует развитию, самоактуализации. Важно понимать, ничто не привлекает к личности педагога, как его собственная индивидуальность. Харизматичный человек, хорошо владеющий собой и своими эмоциями, имеющий немалый кругозор, в том числе, в области гуманитарных знаний сам по себе привлекает внимание. А для фигуры учителя личностная притягательность тем более важна, ведь учитель вступает в коммуникацию и способствует формированию личностей детей. Психолого-педагогическая компетентность проявляет себя как способность особым способом взаимодействовать с другими людьми. В общем-то, психолого-педагогическая компетентность не сводится только к одной характеристике, будь то личностные особенности учителя, либо его знаний в области педагогики и психологии, либо сугубо профессиональному таланту. Тут важно все, и именно эта закрученная композиция дает необходимый результат в преподавании предмета или в организации воспитательной работы.
Психолого-педагогическая компетентность определяется, не только знаниями и умениями, еще и совокупностью личностных особенностей. Особое место в этом занимает коммуникативный комплекс личностных качеств – способность к рефлексии, эмпатии, психологическая гибкость, общительность, способность работать в группе, харизма.
Модель компетентности можно изобразить в виде схемы (рис.2):
Профессиональная компетентность
Личностная составляющая
Деятельностная составляющая
Работа с информацией
Достижение результатов
Работа с людьми
Самосовершенство-вание
Компетенции
- сбор и анализ информации;
- преобразование информации;
- принятие решений.
Компетенции
- планирование;
- организация деятельности;
- анализ результатов.
Компетенции
- управление отношениями;
- работа в группе;
- влияние на окружающих.
Компетенции
- самодиагностика;
- профессиональный рост;
инновационная мобильность.
Мотивационная составляющая
Схема показывает, что компетентность как таковая имеет многие «грани» и завязана на связи всех структурных частей друг с другом. Проиллюстрируем примером. Способность планировать деятельность (как свою, так и чужую) связана не только с организационными способностями и навыками, но способностью структурировать, анализировать информацию, кроме того, планирование в самостоятельном «режиме» невозможно. Вся педагогическая деятельность так или иначе завязана на общении, на окружающих людях, с которыми, если вы хотите достичь результатов нужно уметь договариваться. Пойдем от личностной «составляющей» - способности влиять на людей. Сегодня невозможно быть влиятельность персоной без постоянного стремления самосовершенствоваться и самоактуализироваться. Влиятельный в межличностном плане человек должен быть интересен. А интересен от тогда, когда его душа занята интересным для него делом, то есть он сам чем-то очень занят и его жизнь насыщена интересными событиями.
К слову сказать, влияние – это не только харизма, это психо-эмоциональная уравновешенность, авторитетность, рассудительность, внешняя привлекательность. Рассматривая приведенную выше схему, мы должны понимать, что эта попытка отразить компетентность носит ограниченный характер, и все эти составляющие должны рассматриваться если не в сочетании, то хотя бы в тесной связи между собой.
Также интересна особенность того, что все компетенции (включая наиболее близкую для нашего вопроса «личностную») замыкаются на мотивационной составляющей. Что же это означает? Чем человек увереннее и успешнее в своем деле, тем он больше и больше заинтересован в результатах своего труда. Мотивация – категория формируемая, хрупкая, зависимая от множества факторов, а это означает, что мы должны осознать одну вещь: большинство из наших профессиональных способностей закладываются не только самой природой, но и формируются нами же в процессе деятельности, а замыкается все на нашем желании достигать образовательных результатов.
Еще один компонент компетентности, включенный в личностную составляющую – «инновационная мобильность». Речь идет о том, что человек, претендующий на хороший уровень профессионализма, в особенности, если речь идет о психологии и педагогике, должен быть актуальным, соответствующим своему времени, а чаще всего даже немного опережать его в каких-то побуждениях, стремлениях, навыках. Невозможно по-настоящему влиять, если вы не знаете, чем именно заняты умы детей, что они любят, что находится на пике моды, о чем мечтает и на что надеется наше подрастающее поколение. Добавим, ко всему прочему, что педагогическая деятельность побуждает нас справляться с новинками и нововведениями технического свойства. Учитель может быть прекрасным специалистом, но если он не владеет техникой, компьютером, не знает принципов работы сети, социальных сообществ, он, увы, не будет современным и по-настоящему востребованным.
Итак, мы убедились, что психолого-педагогическая компетентность – это комплексная характеристика, где педагогическая деятельность тесно связана с психологией, психологическими знаниями и навыками.
В связи с этим, целью нашего курса является формирование (повышение) уровня психолого-педагогической компетентности учителя.
Основными задачами курса являются:
Изучение составляющих компонентов психолого-педагогической компетентности учителя.
Изучение собственных возможностей и ресурсов в достижении оптимального уровня психолого-педагогической компетентности, как наиважнейшей составляющей профессиональной деятельности учителя.
Определение путей повышения уровня психолого-педагогической компетентности.
Определение подходов к установления личностно-ориентированного взаимодействия педагога с обучающимися.
Достижение понимания важности сохранения и повышения собственного ресурсного состояния, психологического здоровья педагога в осуществлении профессиональной деятельности.
Если психология дает основу для знания людей и их особенностей, то педагогика позволяет найти подходы к формированию личности и к ее управлению. Мы помним, что педагогика – это целенаправленное влияние на личность, основывающееся на знании психологии. Таким образом, педагогика с помощью приемов психологического характера способна с успехом решать профессиональные задачи. Действительно, воспитатель или педагог, обладающий психологическими знаниями способен более тонко различать разнообразные педагогические ситуации, правильно и адекватно интерпретировать состояния, использовать психологических инструментарий – анкеты, тесты, опросники.
Важно понимать, что использование психологического инструментария предполагает предварительную подготовку, поскольку любая методика требует аккуратного, скурпулезного подхода. Это касается и корректности использования методик в отношении тех или иных групп людей, где важно учитывать назначение, пол, возраст тестируемых, уровень их интеллектуального или иного развития. Кроме того, особого внимания требует и интерпретация результатов, поскольку есть методики с определенной системой «защиты» (шкалы валидности, достоверности), а есть и совсем простенькие, ориентированные на любительский уровень. И в том, и другом случае тесты или опросники отвечают ожиданиям экспериментатора, дают ценную для анализа информацию. Однако, сама интерпретация должна проводиться деликатно, с долей сомнения и здравого смысла. Если применяются несколько методик одновременно, то комбинация показателей сочетается с результатами наблюдений, собеседований, самоанализа. Ошибочно было бы полагать, что психологические методики дают стопроцентную достоверность и гарантию результата. Это хороший, ценный компонент для проведения одномоментного сбора информации или даже организации мониторинга, но он должен применяться с учетом своих особенностей, показаний к применению и с долей здравого смысла. Сегодня мы начнем самостоятельную работу с диагностики, вернее, самодиагностики. Проведите диагностику собственных особенностей, непосредственно связанных с психолого-педагогической компетентностью по двум методикам:
1. «Профессиональные установки учителя».
2. «Психологическая компетентность учителя».
Особое внимание уделите интерпретации результатов, стараясь объективно оценить свой уровень сформированности необходимых для педагога качеств.
Список использованной литературы:
1. Захарова Л.Н. «Современный преподаватель: Психолого-педагогические основы профессионального мастерства». Раздел. «Психология» Учебно-методическое пособие печ. Н.Новгород: ННГУ. 2008. - 43с
2. Л.Д. Столяренко «Педагогическая психология». Серия «Учебники и учебные пособия». – 2-е изд., перераб. и доп.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 544 с.
3. Червова И.В. «Особенности «клипового» мышления школьников и способы преодоления его последствий в процессе преподавания биологии», материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Информатизация образования», организаторы: ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия»(2013 г.)
4. Климов Е.А. «Потемки» и « светильники» в становлении профессионала. Пособие для занятых трудовым и профессиональным самовоспитанием. — М. МПСИ, 2007.
5. С.Кириллова «Большинство студентов педвузов хотят... работать в школе?». – Издательский дом «Первое сентября», №16, 2011 г.