Косулина Ю.С., Учитель ИЗО, МБОУ СШ №37 г. Липецка
Значение занятий лепкой в развитии обучающихся
младшего школьного возраста
Овладение языком объемной пластики дает детям возможность более глубокого понимания красоты и гармонии, пробуждает желание привнести их в свою повседневную жизнь. Н.С. Боголюбов писал: «… Работа с объемными предметами является прекрасным средством воспитания эстетического и художественного вкуса, формирует образное мышление, столь необходимое в любой работе человека, развивает у школьников пространственное мышление, необходимое им при изображении тех же предметов на плоскости. Как показала практика, после приобретения навыка в лепке объемных форм учащиеся значительно легче овладевают конструктивным построением в рисунке» [1, С.51].
Изобразительное искусство обладает своим «языком», который помогает художнику выразить свои мысли, чувства, своё отношение к действительности. «Язык» изобразительного искусства многообразен, каждый вид искусства имеет свою специфику.
Скульптура – одно из самых непростых для восприятия зрителей искусство. В окружающей действительности дети встречаются с произведениями скульптуры разных видов (монументальной, станковой, скульптурой малых форм). При восприятии пластического образа они учатся понимать специфику «языка» скульптуры, так как она даёт трёхмерное изображение предмета в реальном пространстве, обогащает ребёнка новыми способами художественного видения. В отличие от живописи, графики, образы скульптуры имеют реальный объём и специфический материал. Это вызывает у воспринимающего ощущение весомости, тяжести, желания прикоснуться к скульптуре, понять пластическую позу, ритмическую композицию. Скульптура относится к пространственным видам изобразительного искусства: её образы требуют кругового осмотра с разных точек зрения.
Элементарные знания о скульптуре дают возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы. Разнообразие скульптурных материалов (камень, дерево, металл, керамика) значительно обогащает сенсорный опыт детей, а небольшие размеры скульптуры малых форм делают её доступной восприятию каждым ребёнком. Скульптура анималистического жанра не только эстетически обогащает школьников, но и даёт им возможность получать новые знания о животных, бережно и неравнодушно относиться к природе. В значительной степени этому способствуют занятия по лепке, составление творческих рассказов по скульптуре, в процессе которых происходит формирование у детей собственных суждений, эстетической оценки.
Занятия скульптурой также служат воспитанию чувства радости творческой работы, уважительного отношения к рукотворным произведениям, приобщает детей к духовным ценностям. Одним из наиболее важных аспектов является формирование у детей образного, композиционно-пространственного, фактурного и колористического мышления, развитие мелкой моторики руки, а также овладение скульптурными приемами.
При лепке орнаментов у детей очень быстро развивается мелкая моторика. Чем раньше педагог знакомит детей с национальными орнаментами, тем они раньше начинают чувствовать характер, колорит изделия. Изделия народных мастеров оказывают положительное влияние на композиционное построение сюжетов, создаваемых детьми, работы школьников, выполненные под их влиянием, приобретают стройность и ритм. Чем чаще ребёнок наблюдает предметы декоративно – прикладного искусства, тем быстрее у него накапливается опыт в решении зрительных образов. В декоративной лепке большое значение имеет работа над формой. Дети с удовольствием рассматривают кружки, вазы, чашки, ковши и народные игрушки, анализируют их форму, пропорции, детали. Лепка этих предметов по памяти учит ребёнка самостоятельно создавать интересную по очертаниям и украшениям посуду и другие предметы. Творческие способности ребёнка во время лепки могут проявиться в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объёмном предмете; в создании предметов декоративного характера для украшения помещения; в умении найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении навыков декоративной лепки на изображение недекоративного характера и сюжетную лепку.
Хотя дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия, но в учебной деятельности оно сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета. У детей ещё отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств. Возможности ребёнка анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы связаны с формированием у него более сложного вида деятельности, чем ощущение и различение отдельных свойств предметов. Этот вид деятельности – наблюдение – особенно интенсивно складывается в процессе школьного учения.
Художественные работы младших школьников различаются не столько по содержанию, сколько по качеству. Эти различия объясняются разными задатками и способностями детей. Но способности могут быть уже раскрытыми и развитыми или ещё не сформированными по независящим от ребёнка причинам. На первых порах уже важно, что дети мотивированы к художественной деятельности. Так, известный психолог С.Л. Рубинштейн писал: «Между развитием способностей и интересом существует теснейшая взаимосвязь: с одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересом, с другой – интерес к той или иной деятельности поддерживается ее успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями». По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества.
Детское художественное творчество имеет особую ценность. Для взрослых оно ценно тем, что отражает своеобразие детского отношения к миру. Для самого ребёнка – это свидетельство его возможностей и достижений, которое можно поставить на полку, повесить на стену и показывать другим, что он умеет делать сам. При внимательном отношении взрослых увлечение лепкой перерастает в художественное творчество, в котором может ярко проявиться индивидуальность ребёнка [2, С.70].
Нередко скульптурные работы детей не содержат никаких необычных комбинаций и передают вполне реальные события, но особая характерность изображений прямо говорит о том, что ребёнок проник глубже видимого, во внутренний мир своих персонажей. При равной оригинальности комбинации одни скульптуры «живут», а другие – только обозначают жизнь. Эффект «оживления» изображений зависит не от умения ребёнка детально изображать, а от выразительной силы его творческого воображения.
Таким образом, занятия лепкой с обучающимися младшего школьного возраста способствуют развитию образного и пространственного мышления, обогащается сенсорный опыт детей, происходит развитие мелкой моторики руки, а также овладение скульптурными приемами. Овладение языком объемной пластики дает детям возможность более глубокого понимания красоты и гармонии, пробуждает желание привнести их в свою повседневную жизнь. Занятия скульптурой также служат воспитанию чувства радости творческой работы, уважительного отношения к рукотворным произведениям, приобщает детей к духовным ценностям.
Список литературы
Боголюбов Н.С. Место и роль скульптуры в художественном воспитании детей // Творчество юных. – 2013. – №2. – С.75-81.
Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М.: Просвещение, 2000. – 223с.