СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение и проблемы инклюзивного подхода в обучении детей с ЗПР.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описывается состояние дел, по данной теме, в Режевском городском округе: количество детей с рекомендованной адаптированной образовательной программой для обучающихся с задержкой психического развития, плюсы и минусы инклюзивного образования для детей, родителей и учителей, направления деятельности по сопровождению детей с ЗПР.

Просмотр содержимого документа
«Значение и проблемы инклюзивного подхода в обучении детей с ЗПР.»

Значение и проблемы инклюзивного подхода в обучении детей с задержкой психического развития на территории Режевского городского округа.


Учитель-дефектолог: Авдюкова С.О.


Состояние инклюзии для учащихся с ЗПР в Режевском ГО


Говоря об инклюзии, нельзя не сказать о законодательной базе. На территории РФ инклюзивное образование регулируется Конституцией, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», Конвенцией о правах ребёнка. В 2008 г. в России подписана конвенция ООН «О правах инвалидов».

Конечно, переход к инклюзивному образованию требует колоссальных затрат и времени. По этой причине сегодня большинство школ используют другие варианты обучения детей с ограниченными возможностями.

Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни.

Коррекционные классы общеобразовательных школ.

Домашнее обучение – вариант обучения, при котором преподаватели посещают ребёнка и проводят с ним занятие по месту его проживания.

Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды.

В Режевском ГО нет ни интернатов, ни коррекционных классов для обучения детей с ЗПР, поэтому переход к инклюзии актуален и необходим на сегодняшний день.


Количество рекомендованных общеобразовательных программ для детей с задержкой психического развития.


В 17 СОШ, в среднем, 1-2 % уч-ся имеют рекомендацию обучаться по программе для детей с ЗПР.

Преимущественно младшие школьники отправляются на обследование, с целью определения программы дальнейшего обучения.


На интеграцию в культуру сверстников влияет возраст, пол и тип нарушения ребенка. Установлено, что чем старше дети с ограниченными возможностями, тем сложнее интеграция.

Так, при интеграции в среду дошкольников более сильное негативное значение имеют двигательные нарушения, по сравнению с интеллектуальными, а в школьную группу сверстников, наоборот, дети с двигательными нарушениями интегрируются легче, чем с интеллектуальными.


Модели интеграции:

? комбинированная интеграция - интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека воспитываются в массовых группах (классах), получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы (класса);

? частичная интеграция - интеграция, при которой дети, еще не способные на равных с нормально развивающимися сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня (например, на его вторую половину) в массовые группы (классы) по 1-2 человека;

? временная интеграция - интеграция, при которой все воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются с остальными детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера;

? полная интеграция может быть эффективна для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Такие дети по 1-2 человека включаются в обычные группы детского сада или классы школы, при этом они обязательно должны получать коррекционную помощь либо по месту обучения (например, дети с нарушениями речи в логопункте детского учреждения), либо в группе кратковременного пребывания специального детского сада или школы, либо в разнообразных центрах.


Проблемы развития инклюзивного образования в РГО (минусы).

Инклюзивное образование для России находится в стадии становления

Проблема развития инклюзивного образования является одним из сложных направлений образовательной и психологической практики. Проблема образования детей с ограниченными способностями – одна из самых актуальных в современном российском обществе.

Педагоги и администрация ОУ, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок.


- ухудшение здоровья ребенка

- хроническая неуспешность в неблагоприят-ных условиях

- претензии педагогов и нежелание работать индивидуально с учетом ососбенностей ребенка

- не созданы в полном объеме специальные условия

- предвзятость и некорректное отношение общества


Для детей с ограниченными возможностями принцип инклюзивного образования означает, что они будут находиться в такой образовательной среде, в которой им будет комфортно, где появится возможность добиться успеха, где они будут нужны. 

Наши школы ни организационно, ни технологически, ни содержательно к этому не готовы.

Существует проблема неподготовленности специалистов (профессиональной, психологической, методической) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Обнаруживается психологический барьер – страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативных установок и предубеждений, профессиональная неуверенность учителя, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.

Педагоги, имеющие опыт работы в инклюзивном образовании, предлагают следующие способы включения:

- принимать учеников с инвалидностью как любых других ребят в классе;

- включать их в те же активности, при этом ставить разные задачи;

- вовлекать учеников в групповые формы работы;

- использовать активные формы обучения – манипуляции, игры, проекты, лаборатории, исследования.


Инклюзивное пространство подразумевает открытость и доступность не только для детей, но и для взрослых. Чем больше партнеров у ОУ, тем более успешным будет ученик.


Нельзя недооценивать значимость инклюзии для развития не только ребенка с интеллектуальной недостаточностью, но и общества в целом. Вот мнение одного из родителей ребенка со сложной структурой нарушения: «Один день в коллективе здоровых, позитивно настроенных сверстников, дал для развития ребенка больше, чем месяц коррекционной работы. Возможно, это позволило запустить скрытые компенсаторные резервы организма. Ребенок стал увереннее в себе. Начал активно и с интересом взаимодействовать с окружающим миром» (Педагогический Вестник Карелии, 2009).


Интеграция детей с отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения предусматривает специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых, являются контроль за развитием ребенка, успешностью его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников (количество психологов).

Основной недостаток в воспитании и обучении аномальных детей выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский объяснял неумением педагога видеть в дефекте его социальной сущности. Он писал: «Всякий телесный недостаток - будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие - не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект или порок реализуется как социальное ненормальное поведение, ... происходит социальный вывих, перерождение общественных связей, смешение всех систем поведения» (Выготский, 1956).

Формирование мыслительной деятельности способствует продвижению такого ребенка в общем развитии и тем самым создает основу для его социальной адаптации. Важным направлением является совершенствование эмоционально-волевой сферы ребенка, которая играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации детей в образовательном учреждении и за его пределами. Мышление и эмоционально-волевая сфера представляют собой стороны единого человеческого сознания, а весь ход развития ребенка, по утверждению Выготского, основан на изменениях, происходящих в соотношении интеллекта и аффекта.


Оно направлено на то, чтобы позволить учителям и обучающимся не испытывать неудобств в условиях многообразия и рассматривать его скорее не как проблему, а как задачу и фактор, способствующий обогащению среды обучения.


Схема традиционного и специального образования.


Обычное образование нацелено на обычных детей, включает в себя обычных педагогов и обычные школы. Специальное образование включает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги. Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию. И наконец, инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования.

Таким образом, мы видим, что инклюзия больше, чем интеграция. Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.


Для осуществления интегрированного воспитания и инклюзивного обучения необходимо у детей с дошкольного возраста строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой их жизненной позиции должна стать толерантность.


Сопровождение учащихся с ЗПР.

- работа консилиума: контроль за развитием ребенка, успешностью его обучения.

- занятия с педагогом-психологом: оказание помощи в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников.

- составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

- индивидуальные занятия после уроков.

- занятия со специалистами в тренинговом центре интеллектуального развития («Техника чтения. Развитие речи», «Вундеркинд»);

- оказание консультативной помощи специалистами ТОПМПК: учителем-логопедом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом, как обучающимся, так и педагогам, в осуществлении обучения детей с ЗПР.


Оценка значимости инклюзии всеми субъектами коррекционно-педагогического процесса (плюсы).

Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.

Именно родители «особых» детей настаивают на их включение в обычное детское сообщество. Прежде всего, это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного (специального) образования, с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита социальная адаптация «особого» ребенка в реальном мире - он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность. Но до сих пор, открытым остается вопрос, об организации процесса развития и обучения «особых» детей в массовой школе. Это связано со спецификой методик, неподготовленностью кадров, нехваткой специалистов и пр.

Плюсы для ребенка: Развитие в среде сверстников, быстрая адаптация после окончания школы, обучение более эффективно.

Плюсы для родителей: Готовность ребенка к самостоятельной жизни, возможность не отлучаться от ребенка.

Плюсы для учителя: Новый уровень профессиональной компетентности, повышение статуса в коллективе и среди родителей.


Инклюзивная школа - это, прежде всего, демократическая школа, в которой прививают уважение ко всем людям, невзирая на психические и физические недостатки, у некоторых из них, к стилю их жизни. Она призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее потенциала, формирование умения и желания учиться, она закладывает прочный фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимой выпускнику для полноценного включения в жизнь общества.

Для системы отечественного образования, такой подход имеет огромное значение, а положительный опыт, наработанный в каждой образовательной организации, на любой ступени, будет использоваться на благо интеграции и инклюзии.