Значимость гендерного воспитания в рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта
Современное российское общество находится сегодня на этапе демократического развития. Один из основных принципов демократического общества – это признание равных прав женщин и мужчин во всех областях, которое должно формироваться с раннего возраста. Этому могут способствовать принципы гендерного подхода к образованию.
Просмотр содержимого документа
«Значимость гендерного воспитания в рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта»
Значимость гендерного воспитания в рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта
Современное российское общество находится сегодня на этапе демократического развития. Один из основных принципов демократического общества – это признание равных прав женщин и мужчин во всех областях, которое должно формироваться с раннего возраста. Этому могут способствовать принципы гендерного подхода к образованию. Проблема гендерного подхода к обучению и воспитанию личности обретает актуальное значение в условиях обновления содержания образования и модернизации общеобразовательной школы. Гендерное образование помогает решать множество важных социальных задач, и необходимость его развития все чаще обсуждается в педагогическом сообществе. Однако в нашем государстве в целом и системе образования в частности гендерный подход является еще большой редкостью. На Западе же гендерное образование и воспитание начинаются уже с детского сада .
И это не случайно, так как только воспитание, ориентированное на равноправие полов, способно сформировать у подрастающего поколения эгалитарное сознание (эгалитаризм [фр. е’galitarisme, от е’galitе’ – равенство] – концепция, предлагающая создание общества с равными возможностями по управлению и доступу к материальным благам всем его членам).
Внедрение гендерного подхода в практику российского образования сталкивается с рядом трудностей: неоднозначное отношение в обществе и в профессиональной среде педагогов; отсутствие у педагогов специальных знаний в области гендерной педагогики; программы и УМК разработаны без учета гендерных принципов обучения.
Л.П. Окулова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика и управление» АНО «Институт экономики и антикризисного управления» в статье «Гендер в системе отечественного образования» высказывает мнение о том, что гендерный подход необходимо внедрять в целом в систему «дошкольное образование – школа – вуз – повышение квалификации» на основе преемственности, т.е. гендерное образование должно продолжаться всю жизнь. Это позволит, по ее словам, создать эффективно действующую систему гендерного просвещения населения. Она считает целесообразным ввод гендерной составляющей в учебные программы всех уровней образования.
Е.Г. Луковицкая, кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, и А.М. Осипов, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, полагают, что на уровне образовательной политики и управления образовательными учреждениями необходимо стремиться: повышать престижность работы в сфере образования; вводить занятия по гендерной проблематике; проводить гендерные экспертизы и коррекции программ и УМК; проводить тренинги и осваивать такие стили преподавания и общения в системе образования, которые подразумевают преодоление ложных и несправедливых гендерных стереотипов.
В настоящее время в теории образования уже происходят изменения. Л.П. Шустова, кандидат педагогических наук, доцент УИПКПРО (г. Ульяновск), считает, что одним из важных направлений развития педагогической науки на современном этапе является становление новой отрасли научных знаний – гендерной педагогики. Гендерная педагогика – это проектирование учебно-воспитательного процесса и создание условий для реализации возможностей мальчиков и девочек. Образование нового века должно стать эффективным механизмом, который дает людям возможность самим планировать свою жизнь на принципах активного гражданства. Это возможно только при смещении акцента на модель гендерно-ориентированного обучения. Необходимо, чтобы государство и общество обозначили свою позицию по вопросу гендерного образования, что дало бы толчок дальнейшим исследованиям в этом направлении.
По мнению специалистов, реализация гендерной концепции реальна только при пересмотре всей программы обучения и тщательном подборе преподавателей. В гендерном образовании много неоднозначного, и действовать надо очень осторожно. Главное – чтобы интерес к проблеме стал общественным. При этом, многие институты общества укрепляют традиционные гендерные стереотипы. В средствах массовой информации, например, женщины, главным образом, показываются в качестве объектов действия, жертв и заботящиеся о других, в то время как мужчины обычно изображаются изобретательными, сильными, умными и инициативными. В то время как средства массовой информации подчеркивают силу и успех мужчин, женщина, даже состоявшаяся, обычно оценивается, в первую очередь, по внешнему виду. Таким образом, средства массовой информации, включая телевидение, радио, школьные учебники, детские книги, журналы, фильмы и многие формы электронной коммуникации, сохраняют и распространяют стереотипы о мужчинах и женщинах.