Знай правила движения, как таблицу умножения.
О правилах движения помним всегда,
Чтоб не случилась с нами беда!
Вед.: Здравствуйте, дорогие ребята и наши уважаемые гости!
Определите, о чем сегодня поговорим:
Город, в котором с тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём,
Вот она, азбука над головой,
Знаки развешены вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
- О чем пойдет речь сегодня? (о правилах дорожного движения)
–А зачем нам нужно знать и изучать эти правила? (Изучать и знать правила дорожного движения необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта.)
Правил дорожных на свете немало.
Все бы их выучить нам не мешало.
На улице будьте внимательны, дети!
Твердо запомните правила эти.
- Сегодня мы проводим мероприятие « Знай правила движения, как таблицу умножения», на котором повторим всё, что изучили ранее. Проверим, хорошо ли вы знаете правила дорожного движения. Девизом нашего мероприятия будут слова: «О правилах движения помним всегда, чтоб не случилась с нами беда». Какие цели поставим перед собой? Чему будем учиться? (повторим изученные правила, развивать внимание и наблюдательность, чтобы видеть всё, что представляет опасность для жизни и здоровья, контролировать своё поведение, проверим знания основ поведения на улице)
- Отгадайте загадки:
В два ряда дома стоят- десять, двадцать, сто подряд
И квадратными глазами друг на друга глядят. (улица)
Неживая, а ведёт, неподвижна, а идёт.( дорога)
В школе вы - ученики, а в театре –зрители,
А в музее, в зоопарке - все мы посетители.
Коль на улицу ты вышел, знай, приятель, наперед:
Всех названий стал ты выше, стал ты сразу… (Пешеход)
- Что объединяет эти слова? (Все слова имеют отношение к ПДД) .
- Кого мы считаем участниками дорожного движения?
-Правила для пешеходов и водителей транспорта одинаковы?
- Какой девиз вы бы предложили общий для пешеходов и автомобилистов?
РАЗМИНКА
Вед.: -Высокий рост автомобильного транспорта, увеличение интенсивности движения на улицах и дорогах требуют строгого выполнения Правил дорожного движения. А ведь ежедневно каждый из нас оказывается участником движения в качестве пассажиров, пешеходов, а в летнее время и в качестве водителей велосипедов. От дисциплины всех участников движения зависит спокойствие и порядок на улицах, а также работа транспорта в целом. Недисциплинированное поведение детей является основной причиной дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями. Знать и соблюдать дисциплину, Правила дорожного движения должны не только водители всех автотранспортных средств, но и пешеходы, и пассажиры. Правила движения — закон улиц и дорог для всех. И этот закон надо строго выполнять.
Правила являются едиными для всей территории Российской Федерации и помогают установить порядок движения по улицам, а также по дорогам.
Соблюдение Правил обязательно для всех граждан.
Давайте поиграем с вами в такую игру: «Будь внимателен на дороге».
А теперь я всё проверю
И игру для вас затею.
Вам задам сейчас вопросы –
Отвечать на них не просто.
Мне позвольте на разминке
Вам загадки загадать.
Вы должны, ребята, прочно
Правила движенья знать,
Дружно все мне отвечать
Или, затаясь, молчать.
- Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если какое-либо из правил не соответствует норме, тогда молчите, значит, оно попало к нам в игру ошибочно, случайно.
- Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой? (Учащиеся молчат).
- Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход? (Это я, это я, это все мои друзья!)
- Кто бежит вперёд так скоро,
Что не видит светофора? (Учащиеся молчат).
- Знает кто, что свет зелёный
Означает: путь открыт? (Это я, это я, это все мои друзья!)
- А что жёлтый свет всегда нам
О вниманье говорит? (Это я, это я, это все мои друзья!)
- Кто, пусть честно говорит,
На трамвае не висит? (Это я, это я, это все мои друзья!)
- Знает кто, что красный свет –
Это значит: хода нет? (Это я, это я, это все мои друзья!)
- Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место? (Это я, это я, это все мои друзья!)
- Кто торопится, бежит
Перед знаком «Путь закрыт!»? (Учащиеся молчат)
Вед.: Закон улиц и дорог - строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон в тоже время и очень добрый: он сохраняет людей от страшного несчастья, бережёт их жизнь. Поэтому только отличное знание правил позволяет нам уверенно переходить улицу. Сегодня мы покажем, как знаем эти правила.
Много-много лет назад
Человек коню был рад,
Чтобы не ходить пешком,
Ездил на коне верхом.
И в телеге, и в арбе
Тоже ездил на коне.
Пешеходы не ругались –
Ведь коней-то не боялись.
Вот года текли, летели,
Люди вскоре поумнели,
Посидели, посчитали
И машины делать стали.
- С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Очень много! Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными. Машины ездят по строгим правилам. Для пешеходов тоже есть правила. Если их не знать, ни за что не стать хорошим пешеходом.
1-й ученик.
Движенья полон город! Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры –
И день, и ночь горят. Шагая осторожно,
За улицей следи.
И только там, где можно, Её переходи!
2-й ученик.
Делаем ребятам предостережение:
Выучите срочно правила движения,
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойны были за рулём водители.
3-й ученик.
Правил дорожных на свете немало.
Все бы их выучить нам не мешало.
Но основные из правил движенья –
Знать как таблицу должны умноженья.
Вед.:- Сегодня каждый школьник должен знать, что улица очень опасна для того, кто не умеет правильно ходить по ней. Но тот, кто твёрдо знает и точно выполняет строгие правила дорожного движения, может не опасаться самой быстрой машины. Давайте повторим эти правила (ребята хором дают ответы).
Правило 1: Пешеходы должны ходить только по ...тротуару. И идти по нему нужно, придерживаясь правой стороны, чтобы не сталкиваться со встречными людьми.
Правило 2: Если дорога небольшая, пешеходы по обочинам идут ...навстречу транспорту.
Правило 3: При переходе улицы обязательно надо посмотреть сначала ...налево, а потом направо.
Правило 4: Где попало и как попало дорогу переходить нельзя! А где можно переход улицу?... по пешеходным переходам.
Правило 5: Правильно переходить дорогу на перекрёстке помогает «трёхглазый командир улицы» ...светофор.
Вед.- На посту в любое время,
Внимание, глядит в упор
На вас трехглазый светофор –
Зеленый, желтый, красный глаз.
Он каждому дает приказ!
А вы знаете, где и когда появился первый светофор?
Рассказ ученика
Первый светофор появился в Англии, в центре Лондона в 1868 году. Это было что-то вроде газового фонаря. День, когда на улицах громадного города появились разноцветные фонари, считается днём рождения светофора. Первый светофор имел только два цвета: красный и зелёный. Полицейский вручную верёвкой передвигал цветные стёкла, меняя цвет сигнала. Такой же двухцветный только электрический фонарь появился на улицах 50 лет спустя. Третий цвет (жёлтый) заменял регулировщик. В нужную минуту он свистел, давая знать, что один сигнал сменяется другим. И только через 12 лет светофор стал трёхцветным. В нашей стране 3-х цветный светофор появился в 1929 году в Москве.
Практическое задание.
Вед.- Ребята, а в каком порядке расположены сигналы светофора сверху вниз? Ответ на этот вопрос вы мне сейчас изготовите и покажите.
На каждом столе лежат светофоры и наборы цветных кружков. Вам предстоит их сейчас зажечь. Расположите цвета правильно.
Стихотворение « Пешеход»
1.Пешеход, пешеход!
Помни ты про ПЕРЕХОД! Подземный, наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только ПЕРЕХОД –
От машин тебя спасёт!
2. Красный, жёлтый и зелёный,
Он на всех глядит в упор.
Перекрёсток оживлённый,
Неспокоен светофор.
Старики идут и дети –
Не бегут и не спешат.
Светофор для всех на свете
Настоящий друг и брат.
3.По сигналу светофора -Через улицу идём.
И кивают нам шофёры: «Проходите, подождём».
4.На красный свет - дороги нет,
На жёлтый - подожди
Когда горит зелёный свет,
Счастливого пути!
Вед.- Мы повторили основные правила дорожного движения, а теперь мы проведём вы конкурс-игру « Есть сигналы светофора, подчиняйся им без спора». Я буду читать вам стихи из “Азбуки безопасности” Олега Бедарева, а вы светофориками показывайте нужный свет.
1. Есть сигналы светофора,
Подчиняйтесь им без спора.
Бурлит в движении мостовая-
Бегут авто, спешат трамваи.
Скажите правильный ответ:
Какой для пешехода свет?
Правильно! Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт.
2. Особый свет – предупрежденье!
Сигнала ждите для движенья.
Скажите правильный ответ:
Какой горит при этом свет?
Правильно! Жёлтый свет – предупрежденье!
Жди сигнала для движенья.
3. Иди вперёд! Порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь.
Скажите правильный ответ:
Какой для пешеходов свет?
Правильно! Зелёный свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут.
Сценка «Светофор в лесу»
В лесу, где все без правил
Ходили до сих пор,
Однажды появился
Дорожный светофор.
Откуда-то с дороги
Принёс его Медведь.
И звери прибежали
На технику смотреть.
И первым начал Ёжик:
– Какая ерунда!
Нужны для светофора
И ток, и провода.
А если он не будет
Как следует гореть,
То нам на эту штуку
Не стоит и смотреть!
– Я с Ёжиком согласен! –
Сказал зевая Волк. –
– А если б он работал,
Какой в нём был бы толк?
Когда гоню я зайца,
Мне просто смысла нет
Бежать на свет зелёный,
Стоять на красный свет!
– И я, – сказал Зайчишка, –
Когда уже бегу,
Следить за светофором,
Простите, не могу!
– У нас, – Лиса сказала, –
Порядки здесь свои,
И нам на перекрёстке
Не нужен пост ГАИ!
– Мне тоже он не нужен! –
Сказал из норки Крот, –
Я сам себе пророю
Подземный переход!
Услышав под собою
Разумные слова,
– Я вообще летаю! –
Прогукала Сова. –
И мне совсем не нужно
На красный свет глядеть,
Когда я перекрёсток
Могу перелететь.
Осталось всё, как было.
Шумит дремучий бор.
Качается на ёлке
Бездельник-светофор...
Но мы с тобой не зайцы,
Не волки и кроты –
Хожу я на работу,
И в школу ходишь ты.
А мимо мчат машины,
Стальные муравьи.
И нам на перекрёстках
Нужны посты ГАИ!
Они нам помогают,
Нас учат с малых лет
Шагать на свет зелёный,
Стоять на красный свет!
- А теперь споем песню (на мотив песни «33 коровы» из к/ф «Мэри Поппинс, до свидания»)
1.В центре города большого очень много есть дорог,
И, конечно, важно, чтобы перейти их каждый мог.
И поэтому придумал кто-то правила, друзья,
Эти правила движенья, и хожденья, и вожденья
Забывать никак нельзя.
Припев:
Правила движенья, правила движенья
Все без исключенья дети знать должны.
Правила движенья с самого рожденья
Каждому полезны и нужны
2. Мы по городу шагаем, мы по улице идем,
Никому мы не мешаем - нашу песенку поем,
Мы идем по тротуару, светофора рядом нет
На дороге оказались, но ничуть не растерялись
Ведь для всех нас не секрет:
Вед.:А когда в России появились первые правила дорожного движения?
- В XVIII в. В России до сведения широкой публики были доведены вот такие правила:
1. В городе и в предместьях кучерам ездить только на взнузданных лошадях малой рысью, а скоро отнюдь не ездить.
2. Когда случится подъехать к перекрёстку, тогда ехать ещё тише и осматриваться во все стороны, дабы не с кем не съехаться.
3. На мостах через реки карет не обгонять, а ехать напротив, порядочно и не скоро.
4. Для хождения пеших подле домов положены большие плашки каменные. Конным на оных камнях отнюдь не становиться, тоже и подле самих стен, где пеший люд ходит, дабы тем не мешать ходить пешком.
Самый малый знак дорожный,
Он стоит не просто так,
Будьте, люди, осторожны,
Уважайте каждый знак!
- А вот Первые дорожные знаки заменяли вешки из сучьев, зарубки на деревьях, камни и столбы. Они служили в основном для ориентировки путешественников. Теперь дорожные знаки очень разнообразны, окрашены в разные цвета и видны издалека.
Ученик:
Ты налево повернись —Что нет автомобиля - убедись.
А теперь направо поворот -Будь внимательней пешеход!
Переходим дорогу скоро,Соблюдая знаки или сигнал светофора.
Вед.:- Итак, давайте вспомним дорожные знаки, без которых на дороге никак не обойтись. Дорожные знаки разные. Чтобы их не путать, каждый из них имеет свою и цвет. На знаки нанесены различные рисунки, буквы, слова.
Ученик: Знаки мы дорожные,
Запомнить всем положено,
Кто из нас что говорит:
Здесь направо поворот,
А здесь совсем наоборот.
Чтоб машины не спешили,
Шел спокойно пешеход,
Помогать мы им решили
И дежурим круглый год.
Будьте очень осторожны,
Уважайте каждый знак,
Ведь без знаков на дороге
Вам не обойтись никак!
Выходят дети с изображениями дорожных знаков.
Двое: школьница и школьник Забежали в треугольник.
И шофер, и все на свете Понимают: близко...дети. (Знак «Дети!»)
Человечек в синем круге –
Это ясно всей округе:
Здесь машины не пойдут,
Пешеходы — в добрый путь.
(Знак «Пешеходная дорожка»)
Увидишь знак такой и знай: Будь осторожен, не зевай.
А скажет этот знак одно:
Движенье пешеходов запрещено.
Если кто сломает ногу,
Здесь врачи всегда помогут. Помощь первую окажут,
Где лечиться дальше, скажут.
(Знак «Пункт первой медицинской помощи»)
Коль водитель вышел весь, ставит он машину здесь, чтоб, не нужная ему,
Не мешала никому.(Знак "Место стоянки")
Вот он знак, каких немного - это главная дорога!
Если едешь ты по ней,
Всех становишься главней,
И тебе, как будто Богу, уступают все дорогу!
(Знак "Главная дорога")
Ты, шофер, не торопись, Видишь знак, остановись! Прежде чем продолжить путь, Осмотреться не забудь
(Знак "Движение без остановки запрещено")
Знак "дорожные работы". Чинит здесь дорогу кто-то. Скорость сбавить нужно будет, Там ведь на дороге люди.
(Знак "дорожные работы")
Не доедешь без бензина
До кафе и магазина.
Этот знак вам скажет звонко: "Рядышком бензоколонка!"
(Знак "Автозаправочная станция")
А это что за знак? (Дети отвечают.)
Вместе: Все мы знаки разные,
Но одним мы связаны:
Верно служить должны мы друзьям
Днем и даже по ночам.
Физминутка «Пешеходы»
Постовой стоит упрямый (Ходьба на месте).
Людям машет: Не ходи!
(Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо (Руки перед собой)
Пешеход, ты погоди! (Руки в стороны)
Посмотрите: улыбнулся (Руки на пояс, улыбка)
Приглашает нас идти (Шагаем на месте)
Вы, машины, не спешите (Хлопки руками)
Пешехода пропустите! (Прыжки на месте)
ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ
А)У вас на столе лежат конверты с частями дорожного знака. Сложите дорожный знак.
Работа в группах
- Какой же знак у вас получился? Что вы можете рассказать о нём?
- запрещающий знак: запрещают какое-либо действие.
- предупреждающий знак: предупреждают о какой-либо опасности. Будь осторожен на этом участке дороги.
- предписывающий знак: разрешают какое-либо действие.
Б) По классу развешены различные знаки. Соберите их. Каждая группа собирает те знаки, которые относятся к группе, знак которой у вас сейчас получился.
- Как вы определяли, какой знак относится к какой группе?
- Предупреждающие знаки треугольной формы с красной окантовкой.
- Запрещающие знаки круглой формы с красной окантовкой.
- Предписывающие знаки круглой формы голубого цвета.
Вед.:- Знать дорожные знаки – это хорошо, но нужно уметь пользоваться ими в различных ситуациях.
СИТУАЦИИ.
Вед.: Что делать, если рядом с дорогой нет тротуара?
- За городом, рядом с дорогой нет тротуаров, надо идти по левой стороне дороги по обочине навстречу движущемуся транспорту и ни в коем случае не выходить на проезжую часть.
Как правильно обходить автобус?
- Машины, автобусы или троллейбусы нужно обходить сзади. Но лучше всего не торопиться, а подождать, когда транспорт отъедет от остановки, тогда дорога будет хорошо видна в обе стороны.
Как правильно переходить дорогу на нерегулируемом пешеходном переходе? - Сначала нужно посмотреть налево. Если все машины остановились и пропускают тебя, иди до середины дороги, которая обозначена белой линией. Затем посмотри направо – если машины стоят на месте, переходи дальше.
Автомульти
Вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.
На чём ехал Емеля к царю во дворец?
(На печке)
Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда?
(Велосипед)
Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живёт на крыше?
(Вареньем)
Какой подарок сделали родители дяди Фёдора почтальону Печкину?
(Велосипед)
Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки?
(В карету)
На чём летал старик Хоттабыч?
(На ковре – самолёте)
Личный транспорт Бабы – Яги?
(Ступа)
На чём поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной?
(Поезд)
На чём летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре)
На чём катался Кай из сказки Г.Х. Андерсна?
(На санках)
РЕГУЛИРОВЩИК
Отгадайте загадку.
Посмотри силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.(регулировщик)
- У вас на столах лежат памятки «Сигналы регулировщика». Прочитайте, расскажите друг другу.
Проверка. 1 ученик в фуражке и с жезлом показывает
Регулировщик обращен к водителям и пешеходам спиной или грудью, а руки вытянуты в стороны или опущены. (Такое положение регулировщика соответствует красному сигналу светофора, поэтому двигаться всем транспортным средствам и пешеходам запрещено.)
Регулировщик поднял руку с жезлом вверх. (Сигнал означает внимание, всем остановиться. Можно считать, что этот сигнал регулировщика соответствует желтому сигналу светофора.)
Регулировщик обращен к водителям и пешеходам боком, руки у него вытянуты в стороны или опущены. (Включился зеленый сигнал светофора – автомобилям можно ехать прямо и направо, а пешеходам разрешается переходить проезжую часть.)
Правая рука регулировщика вытянута вперед. (Пешеходам разрешено переходить проезжую часть только сзади регулировщика, за его спиной, а спереди путь закрыт.)
Игра «Запрещается- разрешается»
Вед.: -А теперь ребята, слушайте внимательно
стихотворение «Запрещается- разрешается» З.Семерника
И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару
Только с правой стороны.
Тут шалить, мешать народу
За-пре-ща-ет-ся! (хором)
Быть примерным пешеходом
Раз-ре-ша-ет-ся! (хором)
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей в перёд.
Ехать зайцем, как известно,
За-пре-ща-ет-ся! (хором)
Уступить старушке место
-Раз-ре-ша-ет-ся! (хором)
Если ты гуляешь просто,
Всё равно вперёд гляди.
Через шумный перекрёсток
Осторожно проходи.
Переход при красном свете
-За-пре-ща-ет-ся! (хором)
При зелёном даже детям
Раз-ре-ша-ет-ся! (хором)
Рефлексия:
Вед.:1. - Продолжите фразу:
а)Я буду соблюдать правила безопасности потому, что…
б)Я изучаю правила дорожного движения для того, чтобы…
Предлагается с помощью цветных кругов оценить значимость занятия для каждого ученика:
Зелёный – мне было интересно, я узнал много нового для себя.
Жёлтый – я уже об этом знал, но было интересно.
Красный – эти советы мне не пригодятся, было неинтересно.
Итог.
Вед.:- Вот и подошёл к концу наше мероприятие. Сегодня мы повторили Правила дорожного движения.
- Какой же вывод можно сделать?
Если правила движенья
Выполняют все вокруг,
Будем живы, будем целы
Я и ты, мой юный друг.
Всем на свете,
Всем на свете
Эти правила нужны.
Помнить взрослые и дети
Эти правила должны!
- Все ребята сегодня были активны, давали правильные ответы на сложные, но интересные вопросы. МОЛОДЦЫ! И я надеюсь, это время не прошло для вас даром. Никогда не забывайте правила дорожного движения, ведь, как я уже сказала в начале, они спасут ваши жизни!
- А сейчас давайте вместе споём песню.
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто знает правила дороги,
Не грозят ни травмы, ни тревоги – 2 раза.
Если виды транспорта ты знаешь,
То под них ты реже попадаешь.
Обойдешь автобус ты как надо,
И не встретишь никакой преграды – 2 раза.
Выучив таблицу умноженья,
Не забудь про правило движенья.
Если ж знаки предупреждают,
Значит – нас они оберегают – 2 раза.
- А теперь споем песню (на мотив песни «33 коровы» из к/ф «Мэри Поппинс, до свидания»)
1.В центре города большого очень много есть дорог,
И, конечно, важно, чтобы перейти их каждый мог.
И поэтому придумал кто-то правила, друзья,
Эти правила движенья, и хожденья, и вожденья
Забывать никак нельзя.
Припев:
Правила движенья, правила движенья
Все без исключенья дети знать должны.
Правила движенья с самого рожденья
Каждому полезны и нужны
2. Мы по городу шагаем, мы по улице идем,
Никому мы не мешаем - нашу песенку поем,
Мы идем по тротуару, светофора рядом нет
На дороге оказались, но ничуть не растерялись
Ведь для всех нас не секрет: