СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаки препинания с прямой речью.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания с прямой речью.»

Знаки препинания  в предложениях  с прямой речью  11 класс

Знаки препинания в предложениях с прямой речью 11 класс

Паронимическая разминка  Вставьте на месте пропуска один из паронимов пары  АРОМАТНЫЙ – АРОМАТИЧЕСКИЙ. 1. Свежий берёзовый сок прозрачен, _______________, вкусен и полезен. 2. Воздух в наших лугах душистый, _______________, наполненный медовым запахом трав. 3. _______________ напиток был так горяч, что жёг губы. 4. Древние греки и римляне, как и египтяне, использовали _______________ масла в питании, ритуальных обрядах и лечении.

Паронимическая разминка

Вставьте на месте пропуска один из паронимов пары

АРОМАТНЫЙ – АРОМАТИЧЕСКИЙ.

1. Свежий берёзовый сок прозрачен, _______________, вкусен и полезен.

2. Воздух в наших лугах душистый, _______________, наполненный медовым запахом трав.

3. _______________ напиток был так горяч, что жёг губы.

4. Древние греки и римляне, как и египтяне, использовали _______________ масла в питании, ритуальных обрядах и лечении.

Проверьте! 1. Свежий берёзовый сок прозрачен, АРОМАТЕН , вкусен и полезен. 2. Воздух в наших лугах душистый, АРОМАТНЫЙ , наполненный медовым запахом трав. 3. АРОМАТНЫЙ напиток был так горяч, что жёг губы. 4. Древние греки и римляне, как и египтяне, использовали АРОМАТИЧЕСКИЕ масла в питании, ритуальных обрядах и лечении.

Проверьте!

1. Свежий берёзовый сок прозрачен, АРОМАТЕН , вкусен и полезен.

2. Воздух в наших лугах душистый, АРОМАТНЫЙ , наполненный медовым запахом трав.

3. АРОМАТНЫЙ напиток был так горяч, что жёг губы.

4. Древние греки и римляне, как и египтяне, использовали АРОМАТИЧЕСКИЕ масла в питании, ритуальных обрядах и лечении.

Подготовка к ЕГЭ: задание № 5 В каком предложении вместо слов ПРЕДСТАВИТЬ (ПРЕДСТАВЛЯТЬ) нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ (ПРЕДОСТАВЛЯТЬ)? За большие заслуги перед государством артиста ПРЕДСТАВИЛИ к правительственной награде. Этот дом ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой историческую ценность. На совещании нам ПРЕДСТАВИЛИ нового сотрудника. Русский язык – это громаднейшее богатство, которое ПРЕДСТАВЛЯЕТ нам необычайные возможности. 4

Подготовка к ЕГЭ: задание № 5

В каком предложении вместо слов ПРЕДСТАВИТЬ (ПРЕДСТАВЛЯТЬ) нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ (ПРЕДОСТАВЛЯТЬ)?

  • За большие заслуги перед государством артиста ПРЕДСТАВИЛИ к правительственной награде.
  • Этот дом ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой историческую ценность.
  • На совещании нам ПРЕДСТАВИЛИ нового сотрудника.
  • Русский язык – это громаднейшее богатство, которое ПРЕДСТАВЛЯЕТ нам необычайные возможности.

4

Справка: словарь паронимов

Предоставить

Представить

1. Дать возможность кому-либо обладать, распоряжаться, пользоваться чем-либо. Предоставить отпуск. Предоставить время для тренировки. Предоставить слово

1. Предъявить, сообщить что-либо кому-либо. 2.Познакомить с кем-либо, дать возможность ознакомиться с чем-либо. 3. Признав достойным чего-либо, ходатайствовать о чём-либо (о награде, повышении по службе и т. п.). 4. Воспроизвести в мыслях, вообразить кого-что-либо (обычно со словом «себе»). 5. Изобразить, показать кого-что-либо. Представить: ~1)документы, отчёт, заключение, факты, доказательства, список, справку, рукопись; 2) ~ гостя, нового сотрудника, дебютанта, научный труд, характеристику; 3) ~ к награде, к званию, на соискание премии; 4) ~ мысленно; ~ интересную картину; ~ пейзаж; ~ сложность задачи; 5) ~ сцену из спектакля; ~ чью-либо походку; ~ кого-либо шутником, героем; ~ что-либо пустяком; ~ что-либо или кого-либо в смешном виде.

2. также с неопр. Дать возможность кому-либо делать или сделать что-либо. Поручить кому-либо, возложить на кого-либо исполнение какого-либо дела. Предоставить самому (самим) себе . Дать возможность поступать самостоятельно, по своему усмотрению.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью слова автора прямая речь прямая речь прямая речь внутри внутри  перед после словами автора слов автора прямой речи слов автора Прямая речь А: «П». А: «П!» А: «П?» А: «П…» «П», – а. А: «П», – а. «П!» – а. А: «П!» – а. «П?» – а. А: «П?» – а. «П…» – а. «П, – а. – П». «П, – а, – п». «П? – а. – П». «П! – а. – П». «П, – а : – П». Осень обещала: «Я озолочу». Он произнёс: «Мне что-то сегодня нездоровится», – и умолк. «Славная погода будет», – заметил я. «Суда на пристани есть, – подумал я. – Завтра отправляюсь в Геленджик». Он закричал им: «Вы лжёте!» «Что ты делаешь?» – спросила она. Сержант хрипло прокричал: «Держи лошадей!» – и побежал к переправе. «Рад, – сказал он, – вашему возвращению». Алёнка говорит: «Спорим, не пойдёт?» « Нет, он не англичанин…» – подумал Берлиоз. «Не сердись, – повторил он шёпотом и добавил: – Плакать тоже не надо».  Он тихо произнёс: «А стоит ли…»

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

слова автора

прямая речь

прямая речь

прямая речь

внутри

внутри

перед

после

словами автора

слов автора

прямой речи

слов автора

Прямая речь

А: «П».

А: «П!»

А: «П?»

А: «П…»

«П», – а.

А: «П», – а.

«П!» – а.

А: «П!» – а.

«П?» – а.

А: «П?» – а.

«П…» – а.

«П, – а. – П».

«П, – а, – п».

«П? – а. – П».

«П! – а. – П».

«П, – а : – П».

Осень обещала: «Я озолочу».

Он произнёс: «Мне что-то сегодня нездоровится», – и умолк.

«Славная погода будет», – заметил я.

«Суда на пристани есть, – подумал я. – Завтра отправляюсь в Геленджик».

Он закричал им: «Вы лжёте!»

«Что ты делаешь?» – спросила она.

Сержант хрипло прокричал: «Держи лошадей!» – и побежал к переправе.

«Рад, – сказал он, – вашему возвращению».

Алёнка говорит: «Спорим, не пойдёт?»

« Нет, он не англичанин…» – подумал Берлиоз.

«Не сердись, – повторил он шёпотом и добавил: – Плакать тоже не надо».

Он тихо произнёс: «А стоит ли…»

Расставьте знаки препинания  1. Казбич нетерпеливо прервал его поди прочь безумный  мальчишка где тебе ездить на моём коне    2. Славная погода будет заметил я глядя на светлое небо. 3.Спит ли моя ясноокая Ганна думал он подходя к знакомой  нам хате с вишнёвыми деревьями .

Расставьте знаки препинания

1. Казбич нетерпеливо прервал его поди прочь безумный

мальчишка где тебе ездить на моём коне

2. Славная погода будет заметил я глядя на светлое небо.

3.Спит ли моя ясноокая Ганна думал он подходя к знакомой

нам хате с вишнёвыми деревьями .

Расставьте знаки препинания  4. Золото золото падает с неба дети кричат и бегут  за дождём.   5. Вот на этом поле сказал Ноздрёв русаков такая гибель  что земли не видно.  6. Я только тогда выпрямился и подумал зачем это отец  ходит ночью по саду когда всё утихло вокруг .

Расставьте знаки препинания

4. Золото золото падает с неба дети кричат и бегут

за дождём.

5. Вот на этом поле сказал Ноздрёв русаков такая гибель

что земли не видно.

6. Я только тогда выпрямился и подумал зачем это отец

ходит ночью по саду когда всё утихло вокруг .

Расставьте знаки препинания  7. Послушайте товарищ Ложкин возмутился я вы  где-нибудь учились?   8. Не сердись повторил он и шёпотом на ухо добавил  плакать тоже не надо. 9. Что вы говорите воскликнула Марья Гавриловна как  это странно

Расставьте знаки препинания

7. Послушайте товарищ Ложкин возмутился я вы

где-нибудь учились?

8. Не сердись повторил он и шёпотом на ухо добавил

плакать тоже не надо.

9. Что вы говорите воскликнула Марья Гавриловна как

это странно

Расставьте знаки препинания  10.Отец Василий поднял брови и курил пуская дым из носа потом сказал да так вот как вздохнул помолчал и ушёл   11.Полтысячи недоверчиво протянул Гаврила но сейчас же  испугался и быстро спросил толкая ногой тюки в лодке а  это что же будет за вещь

Расставьте знаки препинания

10.Отец Василий поднял брови и курил пуская дым из носа потом сказал да так вот как вздохнул помолчал и ушёл

11.Полтысячи недоверчиво протянул Гаврила но сейчас же

испугался и быстро спросил толкая ногой тюки в лодке а

это что же будет за вещь

Проверьте!  1. Казбич нетерпеливо прервал его: «Поди прочь, безумный  мальчишка! Где тебе ездить на моём коне!»  А: «П! П!» 2.« Славная погода будет», – заметил я, глядя на светлое небо.  «П», – а. 3.«Спит ли моя ясноокая Ганна?» – думал он, подходя  к знакомой нам хате с вишнёвыми деревьями.  «П?» – а. 4.«Золото, золото падает с неба!» – дети кричат и  бегут за дождём.  «П!» – а. 5.«Вот на этом поле, – сказал Ноздрёв, – русаков такая  гибель, что земли не видно».  «П, – а, – п». 6. Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это  отец ходит ночью по саду?» – когда всё утихло вокруг.  А: «П?» – а.

Проверьте!

1. Казбич нетерпеливо прервал его: «Поди прочь, безумный

мальчишка! Где тебе ездить на моём коне!»

А: «П! П!»

2.« Славная погода будет», – заметил я, глядя на светлое небо.

«П», – а.

3.«Спит ли моя ясноокая Ганна?» – думал он, подходя

к знакомой нам хате с вишнёвыми деревьями.

«П?» – а.

4.«Золото, золото падает с неба!» – дети кричат и

бегут за дождём.

«П!» – а.

5.«Вот на этом поле, – сказал Ноздрёв, – русаков такая

гибель, что земли не видно».

«П, – а, – п».

6. Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это

отец ходит ночью по саду?» – когда всё утихло вокруг.

А: «П?» – а.

7. « Послушайте, товарищ Ложкин, – возмутился я, – вы  где-нибудь учились?»  «П, – а, – п?» 8.«Не сердись, – повторил он и шёпотом на ухо  добавил: – Плакать тоже не надо».  «П, – а: – П».  9.«Что вы говорите? – воскликнула Марья  Гавриловна. – Как это странно!»  «П? – а. – П!» 10.Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа,  потом сказал: «Да, так вот как», – вздохнул, помолчал и  ушёл.  А: «П», – а. 11. «Полтысячи? – недоверчиво протянул Гаврила, но сейчас  же испугался и быстро спросил, толкая ногой тюки в  лодке: – А это что же будет за вещь?»  «П? – а: – П?»

7. « Послушайте, товарищ Ложкин, – возмутился я, – вы

где-нибудь учились?»

«П, – а, – п?»

8.«Не сердись, – повторил он и шёпотом на ухо

добавил: – Плакать тоже не надо».

«П, – а: – П».

9.«Что вы говорите? – воскликнула Марья

Гавриловна. – Как это странно!»

«П? – а. – П!»

10.Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа,

потом сказал: «Да, так вот как», – вздохнул, помолчал и

ушёл.

А: «П», – а.

11. «Полтысячи? – недоверчиво протянул Гаврила, но сейчас

же испугался и быстро спросил, толкая ногой тюки в

лодке: – А это что же будет за вещь?»

«П? – а: – П?»

Используемая литература и интернет-источники С.И. Львова. Схемы-таблицы по русскому языку. – М.: Дрофа, 2007 В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2000 https://yadi.sk/i/vFFXYf0L3EvjaU Картинка «Белые человечки» http:// demiart.ru/forum/uploads8/post-1687242-1314355126.jpg Картинка «Кавычки» http:// www.umiuma.net/wp-content/uploads/2015/07/kalimatlangsung.jpeg Картинка: «Вопросительный знак» http:// blightytraveller.com/wp-content/uploads/2011/02/Question-Mark.jpg Картинка: «Стрелка» http://photostock.ucoz.com/_ph/99/22921691.jpg

Используемая литература и интернет-источники

  • С.И. Львова. Схемы-таблицы по русскому языку. – М.: Дрофа, 2007
  • В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2000
  • https://yadi.sk/i/vFFXYf0L3EvjaU
  • Картинка «Белые человечки» http:// demiart.ru/forum/uploads8/post-1687242-1314355126.jpg
  • Картинка «Кавычки» http:// www.umiuma.net/wp-content/uploads/2015/07/kalimatlangsung.jpeg
  • Картинка: «Вопросительный знак» http:// blightytraveller.com/wp-content/uploads/2011/02/Question-Mark.jpg
  • Картинка: «Стрелка» http://photostock.ucoz.com/_ph/99/22921691.jpg
Шаблон создан на основе клипарта рамки https://img-fotki.yandex.ru/get/9108/39663434.959/0_b158a_67cd5ff1_M.png И возможностей программы Microsoft PowerPoint 2016 Подготовила  учитель русского языка и литературы Тихонова Надежда Андреевна, г. Костанай

Шаблон создан на основе клипарта рамки

  • https://img-fotki.yandex.ru/get/9108/39663434.959/0_b158a_67cd5ff1_M.png

И возможностей программы Microsoft PowerPoint 2016

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Тихонова Надежда Андреевна,

г. Костанай


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!