Тема: Знаки препинания в конце предложений
Цель: продолжить знакомство со знаками препинания в конце предложения: точкой, вопросительным и восклицательным знаками.
Материал: компьютер, проектор, карточки с заданиями для детей, рисунки кораблей со схемами предложений, разноцветные рыбки со словами, карточки со слогами слова пред-ло-же-ни-е, поощрительные призы – закладки со знаками препинания.
Ход занятия.
Организационный момент
- Ребята, сегодняшнее занятие я бы хотела начать с притчи:
Один странствующий искатель увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул камень и прочел надпись на другой стороне: «Зачем ты ищешь новые знания, если не обращаешь внимание на то, что уже знаешь?»
- Как вы думаете, что он имел в виду? (ответы детей)
- Сегодняшнее наше занятие будут нацелено на то, что мы уже знаем с вами.
Колокольчик зазвенел звонкий и веселый,
Он сегодня всех ребят приглашает в школу.
Что это за колокольчик?
Куда он пригласил ребят?
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре, смело, четко говорим,
И тихонечко сидим.
О чем эти стихи?
- Мы знаем с вами что, взрослые трудятся, а дети ходят в школу. Сегодня мы поговорим о том, что вы тоже трудитесь, ходите в предшколу , для чего?
- Собираетесь идти в первый класс.
Основная часть:
- Помните свой первый день в нашем классе? (ответы детей)
Работа с иллюстрацией.
- Давайте рассмотрим картинку
- Что мы видим на картинке?
- Что говорит учитель?
- Как плачет горе первоклассник?
- Как вы думаете, кто из ребят не хочет учиться в школе?
- Кто боится?
- Давайте составим предложения и применим знаки .?!
- Расскажите, когда ставятся эти знаки. (Точка ставится в конце предложения, если в предложении просто о чем-то сообщается, вопросительный знак ставится в конце предложения, если в предложении о чем-то спрашивается, восклицательный знак ставят в конце предложения, передающего радость, удивление, возмущение).
Дети составляют и записывают предложения у доски
- Давайте еще составим предложения и применим знаки.?!
Звуковой анализ «Школа»
- Разберем слово школа. (разбор слова у доски и в азбуках – тетрадях на месте)
- Сколько букв?
- Сколько звуков?
- Сколько согласных звуков?
- Сколько гласных?
- Сколько слогов?
- Какой слог ударный?
- Видите ребята, сколько раз я вас спросила, а вы мне правильно ответили.
Динамическая пауза «Любопытная Варвара».
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
А потом вперед,
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена,
А расслаблена.
А Варвара смотрит вверх,
Выше всех и дальше всех.
Возвращается обратно,
Расслабление приятно.
Шея не напряжена,
А расслаблена.
Работа над предложением.
Наступило первое сентября.
- Из чего состоит предложение? (из слов)
- Какое первое слово?
- Второе?
- Третье?
- Сколько всего слов в этом предложении? (3)
Игра «Собери портфель».
- Послушайте стихотворение А. Барто о девочке, которая, став ученицей, решила подарить свои игрушки малышу, и что из этого получилось.
Мне теперь не до игрушек -
Я учусь по букварю,
Соберу я все игрушки
И Сереже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой-
Ничего, что он хромой,
А медведь измазан слишком…
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса…
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
Я учусь по букварю…
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю!
- Как написано это стихотворение? (с юмором)
- Что оно у вас вызывает? (улыбку, смех)
- Для ребят, которые изображены в азбуке – тетради, тоже прозвенел первый школьный
звонок. Помогите им собрать портфель. Проведите линии от предметов, которые им понадобятся в школе, к портфелю.
- Что вы не положили в портфель? (ответы детей)
- Почему? (ответы детей)
Пальчиковая гимнастика.
Пальчики уснули, (Сжать пальцы правой руки в кулак.)
В кулачок свернулись. (Отогнуть пальцы один за одним на
счет)
Один! Два! Три! Четыре! Пять!
Захотели поиграть. (Пошевелить всеми пальцами)
Разбудили и соседей, (Поднять левую руку, пальцы сжаты в
кулак, отогнуть пальцы один за другим на счет.)
Там проснулись шесть и семь,
Восемь, девять, десять -
Веселиться стали все. (Покрутить обеими руками)
Но пора обратно всем: (Загнуть пальцы левой руки один за
другим. Загнуть пальцы правой руки.)
Десять, девять, восемь, семь!
Шесть калачиком свернулся,
Пять зевнул и отвернулся.
Четыре, три, два, один,
Снова в домиках мы спим. (Поднять обе руки, сжатые в ку-
лаки).
Письмо. Вспомнить гигиенические требования к письму, как
правильно держать карандаш.
Дети выполняют задания в тетради.
Итог:
По одной простой примете мы узнаем этот день:
По идущим в школу детям городов и деревень.
По весеннему волненью на лице учеников,
По особому смущенью шестилетних новичков…
И пускай немало славных, разных дней в календаре,
Но один из самых главных – самый первый в сентябре.
(С. Михалков)
- Почему первое сентября называют самым главным днем?
- Для чего дети идут в школу?
- Нарисуйте улыбку смайлику.
- Объясните свой выбор.