Тема: «Знаки препинания в конце предложения.»
Цели:
1.Познакомить с пунктуацией в конце предложения. Учить анализировать, сопоставлять и рассуждать.
2. Закрепить знания о видах и составе речи; развивать умение правильно оформлять предложение в письменной речи, развивать творческие возможности детей.
3. Воспитывать желание самостоятельно добывать знания, любовь к русскому языку.
Оборудование:
Ноутбук
Мульмедийный комплекс
Спокойная музыка
Необычный шум (фанфары для превращения)
Сказочные точка, вопросительный знак, восклицательный знак.
Листочки для рисунков детей.
План урока:
Организационный момент (настрой детей).
Постановка темы урока, целей.
Повторение пройденного материала о речи.
Словарно – орфографическая работа.
Минутка чистописания.
Физминутка.
Новый материал (подготовка к восприятию – деформированные предложения)
Творческая работа.
Закрепление знаний нового материала.
Домашнее задание.
Обобщение.
Итог урока.
План – конспект урока.
Организационный момент (настрой детей).
-- Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок.
Улыбнитесь мне… друг другу…
Сядьте…. НОЧЬ. (под медленную музыку повторяют все за учителем)
-- Я настроюсь на урок…
Отвечать я буду в срок.
Слушать, мыслить, говорить,
Помнить, радовать, творить. (ДЕНЬ)
2слайд презентации.
Учите русский годы к ряду
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда
И та награда в нём самом.
Постановка темы урока, целей.
Прочитайте тему урока, записанного на доске ( Предложение Предложение Предложение) Как вы думаете, чего не хватает в конце каждого предложения?
Тема нашего урока: «Знаки препинания в конце предложения.»
Сегодня мы будем творчески работать, сочинять, играть, рисовать, и даже…, но это потом. А так же ответим на вопрос Почемучки (учебник с.63) Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа.
Повторение пройденного материала о речи.
Для начла вспомним то, что вы уже знаете с предыдущих уроков.
-- С помощью чего общаются животные? (Звуков)
-- При помощи чего общаются люди между собой? (речи)
-- Какая бывает речь? (устная и письменная)
Давайте вспомним из чего состоит речь. У меня на доске уже составлена схема речи. Всё ли здесь верно…
РЕЧЬ – СЛОВА—ЗВУКИ (БУКВЫ) – ПРЕДЛОЖЕНИЕ
3 слайд презентации
РЕЧЬ—ПРЕДЛОЖЕНИЕ—СЛОВА—ЗВУКИ (БУКВЫ)
Словарно – орфографическая работа.
Раздаю карточки для индивидуальной работы – 3шт.
А сейчас поиграем в игру «Молчащие слова»
Я показываю слова молча, а вы записываете их и подчёркиваете пропущенные буквы.
4 слайд презентации
П.тух, з.вод, в.р.бей, с.рока, р.бочий, д.журный, т.варищ, п.суда, м.ш.на, р.бота, к.р.ндаш, л.сица, дев.чка, уч.ник.
-- На какие две группы можно разделить слова? (кто? и что?)
5 слайд презентации
-- Проверьте, правильно ли вы записали слова…
-- Составьте с одним из слов предложение. Как в устной речи мы выделяем предложение? Запишите…
-- Из записанных ранее слов найдите слова, в которых есть мягкий
шипящий звук. (девочка, товарищ)
-- Назовите букву, которая стоит раньше по алфавиту? (Ч)
Проверка индивидуальной работы по карточкам)
Минутка чистописания.
6 слайд презентации
ЧОЧ ЧОЧ ЧОЧ ЧОЧ
Часовщик чинил часы.
-- Как двумя чёрточками букву О превратить в часы, которые показывают три часа дня, а ночи?..
-- Что записано на второй строчке? (скороговорка)
-- Можно ли сказать, что это предложение? Докажите…
Физминутка. (пальчиковые игры)
Новый материал.
Подготовка к восприятию нового материала.
Деформированные предложения:
Воробей обедал где?
В красиво лесу как осенью!
Щебечут в птицы саду.
---------- Необычный звук для превращения…
-- Что произошло? Сказочная точка ожила…
7 слайд презентации
УЧЕНИЦА:
У меня особый пост в самой малой строчке.
Если Точка – вывод прост: это значит – Точка.
Фразу Следует кончать, если точка рядом.
Меня надо уважать. Меня слушать надо.
И хотя я твердыня в книге и в тетради,
Без особого труда можно со мной ладить,
Если только мысли нить от воды избавить,
И меня не позабыть вовремя поставить.
-- Когда же ставится точка? (с. 64 первая часть правила)
-- Как читаются такие предложения? Прочитайте из учебника… Приведите свои примеры…
------------- Необычный звук для превращения…
Появляется живой сказочный восклицательный знак.
8 слайд презентации
УЧЕНИК.
Ребята! В произведениях стою я для того,
Чтоб выразить волнение, тревогу, восхищение,
Победу, торжество! Не зря я от рождения противник тишины!
Где я, те предложения с особым восхищением
Произнестись должны!
-- Правило с. 64 вторая часть правила. Как правильно прочитать предложение из учебника? Приведите свои примеры восклицательных предложений…
----------- Необычный звук для превращения…
Появляется сказочный живой вопросительный знак…
9 слайд презентации
УЧЕНИИК:
Разные вопросы задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?
Что? Кому? Который? Чья? Какие? В чём?
Вот какой я мастак – вопросительный знак!
-- Правило на с. 64, третья часть… Прочитайте вопросительные предложения из учебника… Приведите свои примеры…
МИНИ ИТОГ: Ответ на вопрос Почемучки из учебника…
-- Как вы думаете, какой знак препинания важнее?
10 слайд презентации
Сценка: ведущий, восклицательный знак, вопросительный знак, точка.
В: У последней точки на последней строчке
Собралась компания знаков препинания.
Прибежал чудак восклицательный знак.
Никогда он не молчит, оглушительно кричит.
!: УРА! ДОЛОЙ! КАРАУЛ! РАЗБОЙ!
В: Притащился кривоносый вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы.
?: КТО? КОГО? ОТКУДА? КАК?
В: И сказала Точка, Точка – одиночка:
.: Мной кончается рассказ,
Значит я важнее вас!
В: Но права ли Точка, Точка – одиночка?
Что вы скажете в ответ? Всех важнее точка?
Все:
Нет! Знаки всякие нужны!
Знаки всякие важны!
Творческая работа.
11 слайд презентации
Вот перед вами листки бумаги. Нарисуйте из них цветок, используя знаки препинания: точку, восклицательный знак и вопросительный знак.
Пусть у вас получатся красивые и оригинальные цветы… (2 минуты)
Закрепление изученного материала:
-- Прочитайте предложения, определите, какой знак надо поставить в конце.
12 слайд презентации
СМИЛУЙСЯ, ГОСУДАРЫНЯ РЫБКА (Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке)
ДА ТОЛЬКО ВОЗ И НЫНЕ ТАМ (Крылов «Лебедь, рак и щука»)
КТО НАУЧИЛ ТЕБЯ ЧИТАТЬ (Толстой «Филиппок»)
-- Из каких произведений эти предложения? Спишите. Поставьте нужный знак.
Домашнее задание:
Найдите на с. 65 упр. 125. Что не понятно? Будите ли списывать весь текст. Запишите задание в дневник.
Обобщение:
13 слайд презентации
-- Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения?
ЗАГОРАЖИВАЕТ ПУТЬ, ПРЕДЛАГАЕТ ОТДОХНУТЬ. (точка)
ВЕЧНО ДУМАЯ НАД СМЫСЛОМ, ИЗОГНУЛСЯ КОРОМЫСЛОМ (?)
ПОЛНЫМ ЧУВСТВАМ НЕТ КОНЦА, БУРНЫЙ НРАВ У МОЛОДЦА (!)
Итог:
--Что узнали нового? Что понравилось? Оценки. (попробуйте себя сами оценить.)
14 слайд презентации