СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентаци представлен теоретический и практический материал по теме урока.

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания в предложениях с однородными членами»

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Повторение изученного, проверка дз.
  • Повторение изученного, проверка дз.
Запятая ставится Запятая не ставится 1. Перед противительными союзами (а, но, зато, однако, же, да=но): Звони  не днем ,  а   вечером . 1. При одиночных соединительных или разделительных союзах (и, или): 2. При повторяющихся союзах (и…и, ни..ни, или…или, либо..либо, то..то, не то…не то, то ли…то ли): Собираем  марки   и  значки . Собираем  марки   или   значки . Можешь звонить  и   утром ,  и   днем ,  и   вечером.   2. Во фразеологических оборотах: 3. При двойных союзах (не только.., но и; как…, так и; если…, то):      и холод и голод, и смех и горе, и туда и сюда, и стар и млад, и день и ночь; Звони  не только   днем ,  но и   вечером .     ни конца ни края, ни свет ни заря, ни жив ни мертв, ни тот ни другой, ни то ни сё, ни взад ни вперед, ни днем ни ночью, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять.   Приходи  как   днем ,  так и   вечером . Собирай  если   не марки ,  то   значки .  

Запятая ставится

Запятая не ставится

1. Перед противительными союзами (а, но, зато, однако, же, да=но):

Звони  не днем а   вечером .

1. При одиночных соединительных или разделительных союзах (и, или):

2. При повторяющихся союзах (и…и, ни..ни, или…или, либо..либо, то..то, не то…не то, то ли…то ли):

Собираем  марки   и  значки . Собираем  марки   или   значки .

Можешь звонить  и   утром и   днем и   вечером.  

2. Во фразеологических оборотах:

3. При двойных союзах (не только.., но и; как…, так и; если…, то):

     и холод и голод, и смех и горе, и туда и сюда, и стар и млад, и день и ночь;

Звони  не только   днем но и   вечером .

    ни конца ни края, ни свет ни заря, ни жив ни мертв, ни тот ни другой, ни то ни сё, ни взад ни вперед, ни днем ни ночью, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять.  

Приходи  как   днем так и   вечером .

Собирай  если   не марки то   значки .  

Обратите внимание!  Союз  и  может соединять и простые предложения в составе сложного, и однородные члены предложения. 1.[ Врач   перевязал  рану], и [ больной   заснул ].  – сложносочиненное предложение, союз и соединяет простые предложения в составе сложного,  запятая ставится.   2.  Больной   стонал   и  бредил . – простое предложение, союз и соединяет однородные сказуемые,  запятая не ставится.  
  • Обратите внимание! Союз  и  может соединять и простые предложения в составе сложного, и однородные члены предложения.
  • 1.[ Врач   перевязал  рану], и [ больной   заснул ].  – сложносочиненное предложение, союз и соединяет простые предложения в составе сложного,  запятая ставится.  
  • 2.  Больной   стонал   и  бредил . – простое предложение, союз и соединяет однородные сказуемые,  запятая не ставится.  
Перепишите предложения, расставляя необходимые знаки препинания. Объясните их постановку. 1. Туман расходился но еще закрывал вершины леса  2. Яркое солнце заглянуло в наши окна и на улице побежали весёлые ручьи.  3. Деревенские девочки свой первый в жизни венок сплетут не из васильков а из солнечных одуванчиков. 4. Письмо было написано не только нервным но и тонким почерком. 5. Русский народ смышлен и понятлив усерден и горяч ко всему благому и прекрасному. 6. С Гиляровским дружили не только Чехов но и Куприн Бунин. 7. Для Л. Н. Толстого характерно стремление вместить в предложение все богатство и всю сложность и все оттенки мысли или переживания. 8. Ни жив ни мертв стоял он посреди заснеженного поля. 9. И день и ночь по снеговой пустыне лечу к вам голову сломя. 10. За окнами вагона быстро мелькали перелески либо берёзовые рощицы либо густой еловый лес.  11. С наступлением темноты туманы убирались в овраги либо в ущелья, либо в провалы речек.

Перепишите предложения, расставляя необходимые знаки препинания. Объясните их постановку.

  • 1. Туман расходился но еще закрывал вершины леса
  • 2. Яркое солнце заглянуло в наши окна и на улице побежали весёлые ручьи.
  • 3. Деревенские девочки свой первый в жизни венок сплетут не из васильков а из солнечных одуванчиков.
  • 4. Письмо было написано не только нервным но и тонким почерком.
  • 5. Русский народ смышлен и понятлив усерден и горяч ко всему благому и прекрасному.
  • 6. С Гиляровским дружили не только Чехов но и Куприн Бунин.
  • 7. Для Л. Н. Толстого характерно стремление вместить в предложение все богатство и всю сложность и все оттенки мысли или переживания.
  • 8. Ни жив ни мертв стоял он посреди заснеженного поля.
  • 9. И день и ночь по снеговой пустыне лечу к вам голову сломя.
  • 10. За окнами вагона быстро мелькали перелески либо берёзовые рощицы либо густой еловый лес. 
  • 11. С наступлением темноты туманы убирались в овраги либо в ущелья, либо в провалы речек.
Составьте и запишите по приведенным ниже схемам предложения с однородными членами. 1. Ни [О], ни [О], ни [О].  2. [О ]или [ О ].  3. [О, О] и [ О].  4. [О], а [О].  5. Не столько [О], сколько [ О].  6. [О, О, О]. 7. [О] и [ О]. 8. То ли [О] , то ли [О] . 9.Как [О] , так и [О] . 10. [О] , и [О] , [О] .
  • Составьте и запишите по приведенным ниже схемам предложения с однородными членами.
  • 1. Ни [О], ни [О], ни [О]. 2. [О ]или [ О ]. 3. [О, О] и [ О]. 4. [О], а [О]. 5. Не столько [О], сколько [ О]. 6. [О, О, О].
  • 7. [О] и [ О].
  • 8. То ли [О] , то ли [О] .
  • 9.Как [О] , так и [О] .
  • 10. [О] , и [О] , [О] .