2) Метапредметные: умеют правильно выражать собственные мысли. умеют оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, умеют определять и формулировать цель на уроке, умеют точно и полно выражать свои мысли; оформлять свои мысли в устной форме, умеют ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя схемы, информацию, полученную на уроке.
3) Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; осознают алгоритм учебного действия
Оборудование: 1. «Русский язык», 4класс, Иванов С.В., Евдокимова А.О; 2. Презентация
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Организационный момент. | Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок. Начинаем наш урок. Работаем старательно, Слушаем внимательно. Садитесь все дружно на свои места. | Приветствие учителя. Посадка за парты. | Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя) Личностные УУД (правильная посадка за партой) |
Минутка чистописания | - Откройте тетради, вспомните правила посадки при письме -Записываем число, классная работа. -Сейчас, ребята, мы приведем минутку чистописания. Работа в парах. Каждой паре дается карточка с пословицами (знаки препинания пропущены). Прочитайте пословицы. - Что общего у пословиц? Задание: найдите пословицы с однородными членами предложения и отметьте знаком +. Расставьте недостающие знаки препинания, вспомните правила. 1. Руки мой перед едой и всегда дружи с водой. 2. В здоровом теле здоровый дух. 3. Быстрого, и ловкого, и сильного болезнь не догонит. 4. Болезнь пристает к слабому. 9.Человека лень не кормит, а его здоровье портит. 10. Чистота и здоровье – родные сёстры. 14. Здоровью цены нет. 13.И солнце, и воздух, и вода – наши лучшие друзья! Проверка. Спишите красиво и аккуратно понравившуюся пословицу. Начертите схему предложения с однородными членами. На доске схемы. Прочитайте пословицу, соответствующую первой схеме и т.д.( или вызвать к доске начертить схему) | - пословицы о здоровье - 1.Быстрого, и ловкого, и сильного болезнь не догонит. 2. И солнце, и воздух, и вода – наши лучшие друзья! 3. Руки мой перед едой и всегда дружи с водой. 4. Человека лень не кормит, а его здоровье портит. 5. Чистота и здоровье – родные сёстры - ребенок чертит схему на доске | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) Регулятивные УУД (умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) |
Словарная работа | Отгадайте ребус.  -Ребята, что такое железо? 1. Химический элемент, серебристо-белый металл, главная составная часть чугуна и стали. 2. Изделия из такого металла. 3. Лекарство, содержащее препараты такого химического элемента -Давайте произнесем слово с ударением. Сколько слогов в этом слове? На какой слог падает ударение. -Ребята, проговорите слово так, как будете писать. Назовите непроверяемую безударную гласную. -Запишите слово «железо» в тетрадь(после слова «Словарь», поставьте ударение и подчеркните орфограмму. - Подберите однокоренные слова и запишите через запятую одно-два слова. | - ЖЕЛЕЗО -3 слога, на 2 слог падает ударение - безударная гласная Е в начале слога и безударная гласная О в конце слога - железный, железяка | Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Постановка учебной задачи | - Сегодня мы работаем по блоку "Как устроен наш язык". - Тема урока "Знаки препинания при однородных членах предложения ". -Прочитайте предложение. А в кузове важные, срочные грузы: цемент, и железо, и изюм, и арбузы. -Какие знаки препинания вы можете объяснить? -А почему в предложении поставлено двоеточие? -Переставим слова в предложении. Что получилось? Прочитайте. Цемент, и железо, и изюм, и арбузы - важные, срочные грузы лежат в кузове. Изменились ли знаки препинания? Почему? - Как вы думаете, что же мы будем выяснять на нашем уроке? Какие задачи поставим? | - запятые при однородных членах -НЕ ЗНАЕМ - да, не знаем - где и когда ставятся тире и двоеточие. - Повторить правило о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами; Познакомиться с постановкой знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. | Регулятивные УУД: Выделение и осознание учащимися того, что уже освоено. Познавательные УУД: Умение строить речевое высказывание. |
Построение проекта выхода из затруднений: а) Раскрытие сущности правила, б)выведение правила самими учащимися; в) работа над формулировкой правила в учебнике | - Ребята, откройте стр. 75 и прочитайте рубрику «Давай подумаем». Что предположил Витя? Как вы думаете, какое слово называем обобщающим? Найдите среди групп слов обобщающие слова: а) грачи, воробьи, птицы, сороки; б) куртка, платье, юбка, одежда в) всё, конфеты, леденцы. мороженое. Найдите во втором предложении обобщающее слово. Именами цветов называются даже улицы: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. Где стоят однородные члены в этих предложениях: до или после обобщающего слова? Теперь мы сможем с вами сформулировать первое правило постановки двоеточия при однородных членах? Начните так: если однородные члены стоят……. -На 76 странице найдите рубрику «Тайна языка», прочитаем первую часть правила. - Когда же в предложении ставится двоеточие? Как обозначается обобщающее слово? Прочитайте пример к правилу. Назовите обобщающее слово. Почему в предложении стоит двоеточие? Рассмотрите схему. - Прочитайте следующую часть правила и расскажите. В каком случае при однородных членах ставится тире? -Рассмотрим пример. Назовите обобщающие слово? Почему стоит тире? Работа с третьей частью правила. - Прочитай следующее часть правила. В каком случае при однородных членах ставится двоеточие и тире? Рассмотрите схему. | Открывают учебник. - Витя предложил, что слово цветы это обобщающее слово. - то, которые называет общее понятие) - а) птицы б) одежда в) всё - улицы - однородные члены стоят после обобщающего слова - да - Если однородные члены стоят после обобщающего слова , то перед ним ставится двоеточие.  - - звуки -однородные члены стоят после обобщающего слова - Все. Однородные члены стоят перед обобщающим словом. - Если однородные члены стоят после обобщающего слова и не заканчивается предложение, то перед ними ставится двоеточие, а после них тире. | Познавательные УУД(умение строить речевое высказывание) Регулятивные УУД (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно) Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) |
Физминутка | Милым детям нужно (встать), Руки медленно (поднять), Пальцы (сжать), потом (разжать) Так секунду (постоять). Руки плавно (опустить), Все еще раз (повторить). | | |
Первичное закрепление Самостоятельная работа. | - На стр. 77 давайте выполним упражнение номер 1 устно. - Давайте прочитаем задание . Найдите обобщающее слово в каждом предложении. Докажите, что оно обобщающее. Объясните, почему во всех предложениях есть двоеточие? Спишите первое предложение. Начертите схему. У доски два ученика списывают другие предложения и чертят схему. Проверка. - Молодцы! - А теперь упражнение номер 2 . Прочитайте задание. ( Дети по очереди выходят к доске, остальные выполняют в тетради) . ВЫПОЛНЯЮТ ПИСЬМЕННО -Начертите 1,2, 5 предложения схемы. 1. Сады, луга, леса- все зазеленело в майские дни. 2. Все мои родные: мама, папа, брат и сестра- ждали моего возвращения. 3. Шапка, куртка, брюки - вся одежда была мокрой от дождя. 4. Удивительные звуки: громкий перезвон колоколов, чудесное пение - раздавались совсем рядом. 5. Пете понравилось всё: и пирожки, и ватрушки, и кексы, и леденцы. - Молодцы! - У вас на столах есть лежат карточки. Вам нужно расставить знаки препинания и начертить схему. Задание: расставьте знаки препинания. Начертите схемы. Поручни, компасы, бинокли- всё было медное. В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда,и душа, и мысли. Нигде: ни в кино , ни в школе , ни в парке — я не встретился с друзьями | Читают задание. - вода, разноцветная, пестрые, яркие - потому что однородные члены стоят после обобщающего слова.     - : , , . - Выполняют в тетрадях, чертят схемы | |
Рефлексия | - Молодцы!  Спасибо за работу! -На этом наш урок окончен. благодарю всех за работу на уроке. | Слушают задание, записывают. - о синтаксическом разборе Оценивают деятельность. | Регулятивные УУД (осознание качества и уровня освоения) |