СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Знаки препинания при однородных членах предложения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку на тему: «Знаки препинания при однородных членах предложения»

Просмотр содержимого документа
««Знаки препинания при однородных членах предложения»»

УМК: «Начальная школа 21 века»

Тема: «Знаки препинания при однородных членах предложения»

Класс: 4 Б

Тип урока: Открытие новых знаний

Форма урока: Традиционный урок

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами; познакомить с постановкой знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.

Планируемые результаты:

1) Предметные: Наблюдать за предложениями с обобщающими словами при однородных членах, формулировать результаты наблюдения. Доказывать постановку знаков препинания в предложениях. Находить в тексте предложение, соответствующее схеме

2) Метапредметные: умеют правильно выражать собственные мысли. умеют оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, умеют определять и формулировать цель на уроке, умеют точно и полно выражать свои мысли; оформлять свои мысли в устной форме, умеют ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя схемы, информацию, полученную на уроке.

3) Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; осознают алгоритм учебного действия



Оборудование: 1. «Русский язык», 4класс, Иванов С.В., Евдокимова А.О; 2. Презентация



Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок.

Начинаем наш урок.

Работаем старательно, Слушаем внимательно.

Садитесь все дружно на свои места.

Приветствие учителя. Посадка за парты.

Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя)



Личностные УУД

(правильная посадка за партой)

Минутка чистописания

- Откройте тетради, вспомните правила посадки при письме

-Записываем число, классная работа.

-Сейчас, ребята, мы приведем минутку чистописания.

Работа в парах. Каждой паре дается карточка с пословицами (знаки препинания пропущены).

Прочитайте пословицы.

- Что общего у пословиц?

Задание: найдите пословицы с однородными членами предложения и отметьте знаком +. Расставьте недостающие знаки препинания, вспомните правила.

1. Руки мой перед едой и всегда дружи с водой. 2. В здоровом теле здоровый дух. 3. Быстрого, и ловкого, и сильного болезнь не догонит. 4. Болезнь пристает к слабому. 9.Человека лень не кормит, а его здоровье портит. 10. Чистота и здоровье – родные сёстры. 14. Здоровью цены нет. 13.И солнце, и воздух, и вода – наши лучшие друзья!

Проверка.

Спишите красиво и аккуратно понравившуюся пословицу. Начертите схему предложения с однородными членами.

На доске схемы. Прочитайте пословицу, соответствующую первой схеме и т.д.( или вызвать к доске начертить схему)







- пословицы о здоровье



- 1.Быстрого, и ловкого, и сильного болезнь не догонит. 2. И солнце, и воздух, и вода – наши лучшие друзья! 3. Руки мой перед едой и всегда дружи с водой. 4. Человека лень не кормит, а его здоровье портит. 5. Чистота и здоровье – родные сёстры


- ребенок чертит схему на доске


Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

Регулятивные УУД

(умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)


Словарная работа





Отгадайте ребус.

-Ребята, что такое железо?

1. Химический элемент, серебристо-белый металл,

главная составная часть чугуна и стали.

2. Изделия из такого металла.

3. Лекарство, содержащее препараты

такого химического элемента

-Давайте произнесем слово с ударением. Сколько слогов в этом слове? На какой слог падает ударение.

-Ребята, проговорите слово так, как будете писать. Назовите непроверяемую безударную гласную.

-Запишите слово «железо» в тетрадь(после слова «Словарь», поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

- Подберите однокоренные слова и запишите через запятую одно-два слова.




- ЖЕЛЕЗО











-3 слога, на 2 слог падает ударение


- безударная гласная Е в начале слога и безударная гласная О в конце слога

- железный, железяка

Коммуникативные УУД:

Умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками.


Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Постановка учебной задачи


- Сегодня мы работаем по блоку "Как устроен наш язык".

- Тема урока "Знаки препинания при однородных членах предложения ".

-Прочитайте предложение.

А в кузове важные, срочные грузы: цемент, и железо, и изюм, и арбузы.

-Какие знаки препинания вы можете объяснить?

-А почему в предложении поставлено двоеточие?

-Переставим слова в предложении. Что получилось? Прочитайте.

Цемент, и железо, и изюм, и арбузы - важные, срочные грузы лежат в кузове.

Изменились ли знаки препинания? Почему?

- Как вы думаете, что же мы будем выяснять на нашем уроке?

Какие задачи поставим?







- запятые при однородных членах


-НЕ ЗНАЕМ


- да, не знаем



- где и когда ставятся тире и двоеточие.

- Повторить правило о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами; Познакомиться с постановкой знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.

Регулятивные УУД:

Выделение и осознание учащимися того, что уже освоено.

Познавательные УУД:

Умение строить речевое высказывание.

Построение проекта выхода из затруднений:


а) Раскрытие

сущности правила,









б)выведение правила

самими учащимися;






в) работа над

формулировкой правила в учебнике










- Ребята, откройте стр. 75 и прочитайте рубрику «Давай подумаем».

Что предположил Витя?

Как вы думаете, какое слово называем обобщающим?

Найдите среди групп слов обобщающие слова:

а) грачи, воробьи, птицы, сороки;

б) куртка, платье, юбка, одежда

в) всё, конфеты, леденцы. мороженое.

Найдите во втором предложении обобщающее слово.

Именами цветов называются даже улицы: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков.

Где стоят однородные члены в этих предложениях: до или после обобщающего слова?

Теперь мы сможем с вами сформулировать первое правило постановки двоеточия при однородных членах?

Начните так: если однородные члены стоят…….

-На 76 странице найдите рубрику «Тайна языка», прочитаем первую часть правила.

- Когда же в предложении ставится двоеточие?

Как обозначается обобщающее слово?

Прочитайте пример к правилу. Назовите обобщающее слово. Почему в предложении стоит двоеточие? Рассмотрите схему.

- Прочитайте следующую часть правила и расскажите. В каком случае при однородных членах ставится тире?

-Рассмотрим пример. Назовите обобщающие слово? Почему стоит тире?

Работа с третьей частью правила.

- Прочитай следующее часть правила. В каком случае при однородных членах ставится двоеточие и тире? Рассмотрите схему.

Открывают учебник.

- Витя предложил, что слово цветы это обобщающее слово.

- то, которые называет общее понятие)

- а) птицы

б) одежда

в) всё


- улицы



- однородные члены стоят после обобщающего слова

- да

- Если однородные члены стоят после обобщающего слова , то перед ним ставится двоеточие.



-


- звуки

-однородные члены стоят после обобщающего слова

- Все. Однородные члены стоят перед обобщающим словом.


- Если однородные члены стоят после обобщающего слова и не заканчивается предложение, то перед ними ставится двоеточие, а после них тире.

Познавательные УУД(умение строить речевое высказывание)

Регулятивные УУД

(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно)

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

Физминутка

Милым детям нужно (встать),

Руки медленно (поднять),

Пальцы (сжать), потом (разжать)

Так секунду (постоять).

Руки плавно (опустить),

Все еще раз (повторить).



Первичное закрепление
























Самостоятельная работа.

- На стр. 77 давайте выполним упражнение номер 1 устно.

- Давайте прочитаем задание .

Найдите обобщающее слово в каждом предложении. Докажите, что оно обобщающее.

Объясните, почему во всех предложениях есть двоеточие?

Спишите первое предложение. Начертите схему.

У доски два ученика списывают другие предложения и чертят схему.

Проверка.

- Молодцы!

- А теперь упражнение номер 2 . Прочитайте задание. ( Дети по очереди выходят к доске, остальные выполняют в тетради) . ВЫПОЛНЯЮТ ПИСЬМЕННО

-Начертите 1,2, 5 предложения схемы.

1. Сады, луга, леса- все зазеленело в майские дни.

2. Все мои родные: мама, папа, брат и сестра- ждали моего возвращения.

3. Шапка, куртка, брюки - вся одежда была мокрой от дождя.

4. Удивительные звуки: громкий перезвон колоколов, чудесное пение - раздавались совсем рядом.

5. Пете понравилось всё: и пирожки, и ватрушки, и кексы, и леденцы.

- Молодцы!

- У вас на столах есть лежат карточки. Вам нужно расставить знаки препинания и начертить схему.

Задание: расставьте знаки препинания. Начертите схемы.

  1. Поручни, компасы, бинокли- всё было медное.

  2. В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда,и душа, и мысли.

  3. Нигде: ни в кино , ни в школе , ни в парке — я не встретился с друзьями

Читают задание.



- вода, разноцветная, пестрые, яркие

- потому что однородные члены стоят после обобщающего слова.

- : , , .






- Выполняют в тетрадях, чертят схемы














Рефлексия

- Молодцы!

Спасибо за работу!

-На этом наш урок окончен. благодарю всех за работу на уроке.

Слушают задание, записывают.

- о синтаксическом разборе



Оценивают деятельность.

Регулятивные УУД

(осознание качества и уровня освоения)