Знаки препинания при причастном и деепричастном оборотах.
МОУ Лучинниковская оош Смирнова Ольга Алексеевна
2013
Цели урока:
- продолжать учиться сравнивать и анализировать языковые явления, работать со схемами, составлять алгоритм действия, отрабатывая практические умения выделять причастный и деепричастный оборот;
- уметь выстроить сотруднические отношения при работе в парах и группах, отрабатывать навыки доказательного ответа.
За окном зима, мороз и солнце, день чудесный. Надеюсь, что настроение у всех прекрасное ? Улыбнёмся друг другу и пожелаем успешной работы!
Повторим!
деепричастие
глагол
Причастие
Отвечает на вопрос …
Отвечает на вопрос …
Отвечает на вопрос …
обозначает…
обозначает…
обозначает…
Изменяется по..
Изменяется по..
Изменяется по..
Имеет суффиксы..
Имеет суффиксы..
Имеет суффиксы.
Отрывок из сказки…
Первым говорило Определение:
– Меня возмущают некоторые члены предложения: все мы работаем рука об руку, а они только и думают, как бы обособиться, отгородиться запятыми.
– Отчасти я с вами согласно, – отвечало Подлежащее. – Если мы все обособимся, то перестанем существовать как единое предложение. Но, дорогое Определение, Вы не обратили внимание на то, что Обособленные члены – это почти вторые сказуемые, а не обычные второстепенные члены предложения. Думаю, все со мной согласятся, когда я приведу два примера: Шумели под ветром сосны, высокие и стройные. Шумели под ветром сосны, они были высокие и стройные.
В таком случае нужно договориться о правилах, – предложил Синтаксис. – Личное местоимение, с какой стороны Вы позволите стоять возле Вас Обособленным Определениям?
– С любой.
– А Вы, Существительное?
– Только позади меня; если хотят непременно спереди, пусть приобретут ещё и обстоятельственное значение причины или уступки.
– У нас есть ещё Обособленные Обстоятельства, – продолжал Синтаксис. – Сказуемое, посоветуйте, какие из них могут быть обособлены и где им стоять.
– Пусть обособляются Деепричастия и Деепричастные Обороты, думаю, нужно разрешить им стоять где угодно.
О чём сказка? Изобразите схематически предложения Синтаксиса?
“ Закончи предложение ”
• Определяемое слово – это…
• Причастный оборот – это…
• Деепричастный оборот – это…
• Обособление – это…..
Работа с текстом
Лесной пожар
Спасаясь от огня старый ворон часто замахав крыльями перелетел поляну и уселся на тоненькую рябину. Рябинка зашатавшаяся под тяжёлой птицей согнулась и ворон долго раскрывал крылья стараясь удержаться на ветке. Громкий треск раздавшийся из лесной чащи испугал зайца. Зверёк метнулся в сторону и подпрыгивая скрылся в траве.
- Какова тема текста? Основная мысль? •
- А что такое пожары ? Чем они страшны?
- А кто, по-вашему, является чаще всего виновником пожаров?
- Что же делать, чтобы их было как можно меньше?
- Найдите причастные и деепричастные обороты.
- Запишите текст без них.
Выпишите причастные обороты
Берегите
Жаворонка в голубом зените
Бабочку на листьях повилики
На тропинке солнечные блики
На камнях играющего краба
На могиле тень от баобаба
Ястреба парящего над полем
Полумесяц над речным покоем
Ласточку мелькающую в жите
Берегите землю!
Выпишите деепричастные обороты
Картина «Море» вызывает восхищение, поражая своей красотой. Тишиной, спокойствием веет от этой картины.
Море ещё неподвижно, но лёгкий ветерок уже играет парусами, надувая их и заставляя скользить по морской глади.
Небо, сливаясь с морем, подхватывает его оттенки и настроение. Крича, чайки носятся над безбрежной водяной гладью. Художник постарался передать нам
своё настроение, используя не звуки, а краски.
Дома:
Напишите МИНИ-сочинение на тему «Зимний день».