СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Знаки препинания при вводных словах" (Конспект урока по русскому языку в XI классе)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематизация и углубление знаний обучающихся об основных группах вводных слов по их значению

Просмотр содержимого документа
«"Знаки препинания при вводных словах" (Конспект урока по русскому языку в XI классе)»

Подготовила

Аксенова Лариса Ивановна

учитель русского языка и литературы


Знаки препинания при вводных словах

(конспект урока русского языка в XI классе)


Цель - систематизация и углубление знаний об основных группах вводных слов по их значению, постановке знаков препинания в зависимости от интонационного выделения и места в предложении.

Задачи: 1) отработать знания по употреблению знаков препинания при вводных словах; 2) способствовать развитию коммуникативных и учебно-познавательных компетенций; 3) воспитывать любовь и интерес к родному языку.

Оборудование: «Русский язык. 10-11 классы» Учебник для общеобразовательных учреждений. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко, Москва, «Просвещение», 2012; «Современный словарь иностранных слов». Москва, «Русский язык», 1999.

Технические требования к уроку: программа Power Point, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I. Словарный диктант.

Интеллектуальный роман, классовый антагонизм, мятежный дух, писатель-беллетрист, идеологический роман, мировоззренческие проблемы, плеяда поэтов, созерцательный романтизм, экспансивный человек, феноменальная память, кольцевая композиция, изящная утонченность, оказаться за рубежом, путешествовать за границей, по-видимому, пожалуйста, впрочем, во-первых, во-вторых, в-третьих.

  1. Проверяем диктант.

  2. Уточняем значение слова «плеяда» по толковому словарю.

(Плеяда – группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления).

  1. Найдите в диктанте вводные слова.

II. Повторение теоретических сведений.

  1. Дать определение вводных слов.

  2. Назвать разряды вводных слов по значению. (Степень достоверности, источник сообщения и др.)

  3. Устно привести примеры на все разряды вводных слов.

(Вариант ответа: Он, конечно, не сомневался в ее искренности. Говорят, лето будет дождливым. К счастью, путешествие закончилось благополучно и др.)

III. Знаки препинания при вводных словах.

  1. (Слайд №1) Расставьте знаки препинания в следующих предложениях:

  • Кстати он был замечательно хорош собою.

  • Мещанин верно тут где-нибудь притаился в углу.

  • Может впрочем она и всегда такая да я в этот раз не заметил.

  • Стало быть этот немец теперь выезжает и стало быть в четвертом этаже остается на некоторое время только одна старухина квартира заклятая.

  • Жизнь полная страданий и лишений не ожесточила Соню а напротив сделала ее отзывчивее к чужому страданию.

  • А Катерина Ивановна в общем молодец!

  1. (Слайд №2). Проверяем, исправляем ошибки. Из какого произведения данные предложения? (Ф.М.Достоевский ««Преступление и наказание»).

  2. Место вводных слов в предложении. (В начале предложения, внутри, в конце).

  3. Какие значения могут иметь вводные слова? (Уверенность, неуверенность, выражение того или иного чувства и др.).

  4. Как следует произносить вводные слова? ( Сравнительно быстро).

  5. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

  6. Являются ли вводные слова членами предложения? Связаны ли они с другими членами предложения?

  7. Как можно отличить вводные слова от членов предложения? (Члены предложения имеют грамматическое значение, а вводные слова выражают отношение говорящего к тому, что он сообщает. Например: «Мир кажется мне книгой бесконечной». (Р.Гамзатов). Но: «Кажется, шепчут колосья друг другу». (Н.Некрасов).

IV. Дополнительный теоретический материал.

1. (Слайд №3) Никогда не бывают вводными и не выделяются запятыми слова: непременно, обязательно, авось, буквально, будто, бишь, в дополнение, вдобавок, ведь, вдруг, вот, впереди, все-таки, даже, едва ли, как бы, как раз, никак, почти, поэтому, приблизительно, примерно, исключительно, именно, причем, просто, решительно, словно, якобы, в конечном счете, притом, как будто, между тем; конструкция «вообще и в частности».

Например: Вряд ли лето будет дождливым. – Лето едва ли будет дождливым. – Лето как будто будет жарким. – Лето непременно будет жарким. – Лето все-таки будет жарким.

2. (Слайд №4) Отличие вводных слов от существительных: «к счастью», «правда».

Например: Эта дорога ведет к счастью. Но: К счастью, на всем своем протяжении река имеет большую глубину.

Правда в огне не горит и в воде не тонет. Но: Он, правда, был честным человеком.

3. (Слайд №5) Слово «наконец» в значении «наконец-то», «под конец», «напоследок», «после всего», «в результате всего» не является вводным.

Например: Наконец все дела были кончены (наконец-то). Но: Можно, наконец, отправиться в путешествие.

  1. (Слайд №6) Слово «однако» не является вводным, если в предложении стоит первым и имеет значение противительного союза.

Например: Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились.

Проверяем способом замены: Мы не надеялись никогда более встретиться, но встретились.

Но: Изредка, однако, скворцы возвращаются на минутку к своим покинутым отчим домам.

5. (Слайд №7) К вводным словам обычно относят слова, служащие для привлечения внимания собеседника: знаешь (знаете), понимаешь (понимаете), послушай (послушайте), видишь (видите) и т.п. Такие слова нередко лишь засоряют речь (особенно при частом повторении), так как ничего не прибавляют к ее содержанию.

Например: Я, знаешь ли, слышал, что лето будет жарким.

V. Закрепление


1. Ознакомление с материалом на стр.224-225. Укажите значение вводных слов и словосочетаний, расскажите о знаках препинания при вводных словах.

2. Выполнение упр.385 (устно).

  1. Составьте с данными ниже словами предложения так, чтобы в одном данное слово было членом предложения, а в другом – вводным словом: По-моему, к несчастью, скажем, вероятно.

4. (Слайд №8) Интерактивный тест. Укажите предложение, в котором выделенное слово является вводным и требует обособления (знаки препинания не расставлены).

А. Ночью весь мир кажется много проще.

Б. Болото похоже было бесконечным.

В. Только звезды как будто рады морозу.

Г. Что может быть приятнее прогулок в бору.

5. Иногда предложения бывают насыщены вводными компонентами разной структуры, которые следуют друг за другом, употребляются неуместно, что создает комический эффект. (Слайд №9) Найдите ошибку в речи героя пьесы «Вишневый сад» – Епиходова: «Несомненно, может, вы и правы» (Слова «несомненно» и «может быть» выражают различную степень уверенности).

Давайте же следить за своей речью, чтобы не выглядеть смешными.

VI. Итоги урока. Оценки. Домашнее задание: Стр.224, п.78, упр.386.