СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаки препинания в БСП

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводился в 11 классе при подготовке к ЕГЭ. Цели этого урока: повторить виды бессоюзного сложного предложения; закрепить навыки постановки знаков препинания в нём, совершенствовать  умения учащихся последовательно производить синтаксический и пунктуационный разборы бессоюзного сложного предложения; закрепить орфографические и пунктуационные навыки; продолжить работу по подготовке к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания в БСП»

Тема урока: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Дата: 16 марта 2012 года

Цели урока:

1) повторить виды бессоюзного сложного предложения; закрепить навыки постановки знаков препинания в нём, совершенствовать умения учащихся последовательно производить синтаксический и пунктуационный разборы бессоюзного сложного предложения; закрепить орфографические и пунктуационные навыки; продолжить работу по подготовке к ЕГЭ.

2) способствовать развитию эмоционально-образного мышления, эстетического восприятия мира через совершенствование речи;

3) воспитывать любовь к родному языку.


Тип урока: закрепление


  1. Организация начала урока

Проверка готовности учащихся. Приветствие.

  1. Повторение ранее изученного материала

  1. Орфоэпическая разминка. Расставить ударения (слайд 2).


Бензопровод, вербовщик, избалованный, засоренный, безудержный, без умолку, блокировать, знамение, откупоренный, ходатайство, намеренный, принудить, цепочка, апостроф, гастрономия.

  1. Подберите синонимы к данным словам (слайд 3):

Минувший – прошедший, истекший, былой, исполнившийся

Гуманный – человеколюбивый, отзывчивый, человечный

Неминуемый – неизбежный, неотвратимый

Неистовый – буйный, безудержный, яростный, дикий

Незадачливый – несчастливый, неудачливый, злополучный

Изолированный – отдельный, обособленный, отгороженный, отъединенный

Неизменный – постоянный, обычный, обязательный, стабильный, устойчивый, вечный.

Работа по карточкам (2человека)

  1. Определите средства выразительности (слайд 4):

1. …Только в спальне горели свечи

Равнодушно – желтым огнём. (эпитет)

2. И с каждой буквой из моей строки

Крапивой лезет жгучая досада… (сравнение)

3. Ольха цветёт, надеется, зовет,

Ещё не зная страшного подвоха… (олицетворение)

4. И там, светясь, в тумане тонет

Глава безмолвного кремля… (метафора)

5. Что такое парцелляция? Анафора? Эпифора?


  1. Объяснение нового материала.

Интерактивные таблицы «Бессоюзные сложные предложения», «Как составить схему бессоюзного сложного предложения»

  1. Закрепление.

  1. Работа с учебником.

Упр. 457 (комментированное чтение)


  1. Составьте четыре БСП, соединяя попарно данные простые предложения: (слайд 5)

Стоит жара.

День будет жаркий.

Все краски в природе поблёкли.

Дождик прошёл по садовой дорожке.

К вечеру, по-видимому, соберется гроза.

Солнце сильно палит.

Всё ожило и засмеялось.

К полудню на горизонте появились тучи.


  1. Лингвистическая разминка (слайд 6).

Проверь себя! (слайд 7)

Всё ожило и засмеялось: дождик прошёл по садовой дорожке.

( = Все ожило и засмеялось, потому что дождик прошел по садовой дорожке.)

Солнце сильно палит - день будет жаркий.

( = Солнце сильно палит, так что день будет жаркий.)

К полудню на горизонте появились тучи - к вечеру, по-видимому,

соберётся гроза.

( = К полудню на горизонте появились тучи, так что к вечеру, по-видимому, соберется гроза.)

Все краски в природе поблёкли: стоит жара.

( = Все краски в природе поблекли, потому что стоит жара.)


  1. Найдите в тексте БСП, проанализируйте их значения, составьте схемы.

Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью.// Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

Предложение №2.

[ ] , [ ] , [ ] , [ ].

Состоит из четырех частей, описывающих те приятные впечатления (осязательные, зрительные, слуховые), которые автор получает во время езды на беговых дрожках по полю ржи. Эти части рисуют общую картину радостного, веселого движения, сообщают о впечатлениях, тесно связанных между собой по смыслу. Простые предложения имеют сходную структуру (прямой порядок слов), что задает единый ритм движения дрожек. Предложения содержат перечисление одновременных ощущений автора и произносятся с перечислительной интонацией. Вот почему они разделены запятой.

Предложение №5.

[ ] ; [ , ] ; [ , , ].

Состоит из трех частей, в которых описываются явления, не имеющие тесной смысловой связи (статные осины, длинные ветки берез, могучий дуб), однако они объединены в одно сложное предложение тематически, так как рисуют общую картину великолепия леса, спокойно созерцаемого автором. Все три части в нем распространены, вторая и третья осложнены, имеют внутри свои запятые. Части этого БСП разделены точкой с запятой, что позволяет читающему легко и точно определить границы между простыми предложениями в сложном, облегчает понимание предложения и придает этой части в соответствии с замыслом автора некоторую замедленность, плавность, спокойную тональность.


  1. Разбор заданий А23

  1. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Хочешь добиться уважения – начинай с себя.

  1. Части бессоюзного сложного предложения тесно связаны между собой по смыслу.

  2. Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит в себе условия того, о чём говорится во второй части предложения.

  3. Части бессоюзного сложного предложения значительно удалены по смыслу друг от друга.

  4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

  1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Жизнь подобна театру: в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места.

  1. Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части.

  2. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

  3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет содержание первой части.

  4. Во второй части бессоюзного сложного предложения содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий.

  1. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Нужно идти в одну сторону – он непременно повернёт в другую.

  1. Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

  2. Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

  3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

  4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.


  1. Тестирование. (2 варианта)


  1. Итог урока.


- Что такое БСП?

-Расскажите о постановке знаков препинания в БСП?

Выставление оценок


  1. Домашнее задание.



Сочинение – рассуждение по высказыванию


Одномоментно запомнить и выучить весь русский язык невозможно, сегодня на уроке мы с вами не изучали новую тему, а повторили ранее изученный материал; кто-то из вас запомнил лучше одно, кто-то – другое, но я надеюсь из сегодняшнего урока что-то новое для себя вынесет каждый из вас. В качестве домашнего задания я предлагаю вам написать сочинение-рассуждение по высказыванию Станиславского Константина Сергеевича:


Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.

СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич