СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаки препинания в конце предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка для 1 класса по теме "Знаки препинания в конце предложения"

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания в конце предложения»

Конспект урока в 1 классе по русскому языку

Тема: Знаки препинания в конце предложения.

Чтение предложений с различной интонацией.

Тип урока: Урок открытия нового знания

Дидактическая цель: Дать первичное представление о разных по цели высказывания и интонации предложениях

Планируемые результатыПредметные:

-Выбирать знак препинания в конце предложения;

-Выбирать интонацию при чтении предложений в зависимости от знака препинания;

-Списывать с печатного текста;

-Делить текст на предложения

Личностные:

-Проявлять интерес к процессу письма

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; (Регулятивные УУД).

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).

Основные понятия: «предложение», « знаки препинания»

Ресурсы:

-Набор знаков препинания для каждого ученика;

-Индивидуальные карточки с текстом, с пропущенными знаками препинания. Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.


Ход урока:

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть.

- Какой урок мы начинаем?

- Как мы будем работать, чтобы наш урок прошёл успешно?

(Вместе, дружно, слушать друг друга и учителя, быть внимательными, не повторяться, не ссориться, уметь договариваться.)


- Какое сегодня число?

- Все успели его записать?

- Назовите орфограммы в слове двадцатое.

(- Заглавная буква в начале предложения и точка в конце;

ДВАДЦАТОЕ

-безударная гласная А в 1-ом слоге, проверочное слово – два;

- непроизносимый согласный Д. Слово «двадцать» значит «два десятка»,

в старину говорили «дцать».

- безударное окончание –ОЕ, можно проверить вопросом: КАКОЕ?

АПРЕЛЬ

-безударная гласная А в первом слоге, не проверяемая ударением.

Название месяца пришло к нам из Древнего Рима. На латинском языке

«АПРИКУС»- значит «согретый солнцем», а «АПРИРЕ» - открывать,

расцветать.)

- Назовите орфограммы во втором предложении.

(- Заглавная буква в начале предложения и точка в конце;

КЛАССНАЯ

- удвоенный согласный С в корне слова;

- безударное окончание –АЯ, проверим вопросом: КАКАЯ?

РАБОТА

- Безударная гласная А в 1-ом слоге, непроверяемая ударением, словарное слово.)

- Молодцы!


2. Минутка чистописания.

- С чего мы начинаем каждый урок?

- Зачем мы это делаем?

- Прочитайте буквы, записанные на доске:

л м я

- Что между ними общего? (в написании этих букв есть одинаковые элементы: прямые наклонные линии и линии с закруглением вправо)

- На какие группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные)

- Какую букву я выбрала для чистописания, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Поглядите-ка, друзья,

Смастерил скворечник я.

А в скворечник залетела

Вместо птички – буква… (я)

(рисунок)

- Что вы знаете о букве Я?

Она гласная; если стоит вначале слова, после гласной или после разделительных твёрдого и мягкого знаков, то обозначает два звука: [йа], а после согласного – один звук [а] и показывает, что перед ней стоит мягкий согласный.

- Какие ещё йотированные гласные вы знаете? (Е,Ё,Ю)


-Рассмотрите упражнение на доске. Укажите закономерность.

- Из каких элементов состоит буква Я? Прямая наклонная линия, наклонная линия с закруглением вправо и овал.

- Откуда начнём писать букву Я? Снизу.

Показ учителем на доске.

- Какое соединение у этих букв? Нижнее.

- Запишите это упражнение в тетрадь, сохраняя закономерность, и не забудьте про

«домик мышки».



3. Словарная работа.

- Запишите отгадки. ( Один человек работает у доски, цепочкой.)


1) Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)

- Какие пословицы и поговорки о языке вы помните?

Не ножа бойся – языка.

Язык голубит, язык и губит.

Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.


2)Я румяную матрёшку от подруг не оторву,

Подожду, пока матрёшка упадёт сама в траву. (Яблоко)

- Назовите однокоренные слова к слову «яблоко».

Яблочко, яблочный.


3)Она, как змейка, в траве мелькает,

Хвостом виляет.

Хвост оборвёт – другой наживёт. (Ящерица.)


- Что общего у этих слов? Начинаются с буквы Я, звуков больше, чем букв.

- Разделите слова на слоги.

- Как увеличивается количество слогов?

- Как узнать, сколько в слове слогов?

- Поставьте над словами ударение.

- Подчеркните безударные гласные, не проверяемые ударением.

- Какое слово вызвало затруднение в написании?

- Это слово произошло от древнеславянской основы «щер», что значит «прыгать,перепрыгивать, увёртываться». Правда, это название очень подходит животному, очень уж она вертлявая, прыткая, юркая.

- Придумайте предложение с этим словом.

- Я тоже составила предложение, но оно рассыпалось. Соберите его, пожалуйста!

Ящерица греется на солнышке.

- Какой знак поставим в конце предложения?

- Прочитайте.

- Запишите. Как оформим предложение на письме?

- Подчеркните орфограммы.





4. Сообщение темы и цели урока.

- Чему мы учимся на уроках русского языка?

Наша цель научиться писать красиво и без ошибок.

- Хотите узнать тему нашего урока?

- Попробуйте отгадать ребус.

- О чём мы будем говорить?

- Знакома вам эта тема?

- Что вы знаете о предложении? Расскажите. (Дети отвечают цепочкой по одному предложению.)


5. Развитие пунктуационных и орфоэпических умений.

1)- У вас на столе белая карточка. Возьмите её.

- Прочитай те выразительно текст. (Один человек)


Маленькая девочка Ира ждала отца из поездки. Каждое утро она спрашивала у брата: «Папа приехал?». Однажды, увидев отца, она радостно закричала: «Папа приехал! Папа приехал!». Вечером она сообщила своей подруге: «Папа приехал.»


- Какое предложение повторяется несколько раз?

- Одинаково ли оно произносится?

- Почему?

1-ое предложение содержит вопрос, 2-ое выражает радость, сильное чувство, 3-е – спокойное сообщение.

- Откуда мы знаем, какую интонацию надо выбрать?

Нам помогает знак в конце предложения.

- Какой знак мы поставим, если в предложении содержится вопрос?

- А если предложение просто что-то сообщает, о чём-то повествует, рассказывает?

- Если мы произносим предложение с особым, сильным чувством?


2) – Возьмите синюю карточку.

- С карандашиком в руках прочитайте предложения и поставьте в конце каждого нужный знак.

- Прочитайте предложение с нужной интонацией и назовите знак, который вы поставили.

- Спишите предложения и поставьте знаки препинания.


Как хорошо, что тает снег Апрельское солнце ласково греет землю Какое сегодня число


- Разделим на слоги и для переноса слова:


ап-рель-ско-е ап-рельское апрель-ское


- Какие слова нельзя перенести? Почему? (как, что, снег – это односложные слова.)

- Подберите и запишите однокоренные слова к слову СНЕГ.

Снеговик, снеговой, снежок.(чередование Г-Ж)

- Выделите корень.

3) – Откройте учебник на с. 18.

- Найдите упражнение 26.

- Прочитаем с правильной интонацией.

- Что помогло выбрать правильную интонацию?



- Прочитайте вывод, записанный в рамочке.

- Как надо произносить предложения?

- Что поможет выбрать правильную интонацию?

- А что получится, если не обращать внимание на знаки в конце предложения?

( Такую речь будет неинтересно слушать, она будет не выразительна и даже непонятна!).


6. Итог урока.

- Ребята, на адрес нашего класса сегодня вновь пришло письмо. В нём вам передают привет и наилучшие пожелания, а вот кто, попробуйте догадаться сами.


Ребята! В произведениях

Стою я для того,

Чтоб выразить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество!

Не зря я от рождения

Противник тишины!

Где я, те предложения

С особым выражением

Произнестись должны!


- Правильно, это восклицательный знак.

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

- А что вам понравилось больше всего?


5