Знакомясь с легендами Древней Греции…
В.А.Сухомлинский писал: «Без высокой культуры чтения нет ни школы, ни подлинного умственного труда. Плохое чтение как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно». Нужно ли в наш 21 век кого-то убеждать в пользе чтения? Книгу заменяет Интернет. А если и читают, то довольствуются так называемым «лёгким чтением».
Обидно, что книги по некоторым темам перестали интересовать читателя, а остались для узкого круга специалистов. Возьмёшь в библиотеке такую книгу, а её и не читал никто, а если и читали, то всего 2-3 человека. А она пролежала на полке 20 и более лет. Да, есть люди, которые совсем не читают книг, а есть люди, которые и прочли бы, да не могут, откладывают, они им не по силам. Ведь не секрет, что произведения Гомера, Геродота, Плутарха, Вергилия, Данте, Рабле и многих других писателей времён античности и эпохи Возрождения перестали интересовать читателей.
Наша беда в том, что наш не готовят к чтению мировой классики. Ведь она требует знаний мифологии, истории, литературы. В силу своих знаний и возможностей я стараюсь готовить детей к встрече с интересной классической книгой древних времён. Уже со 2 класса начинаю рассказывать школьникам легенды Древней Греции. Вначале рассказываю о стране, её обычаях, о народе, о причинах их верований во множество богов. Знакомлю с «главными» небожителями Олимпа. Потом перехожу к легендам. Первая легенда – это легенда о Прометее. Обязательно спрашиваю детей о чувствах, которые они испытали во время моего рассказа. Дети взволнованы и много говорят. Их очень трогают судьбы героев тех давних времён. Вторая легенда – об Одиссее. Я стараюсь пересказать им всего Гомера. Учащиеся узнают о Трое, о Г. Шлимане – первом человеке, поверившем в Трою. С интересом слушают дети чудесные приключения героев Греции. Им жаль троянцев, и они хорошо запоминают строку из Гомера: «… бойся врага, дар приносящего». Потом я рассказываю им про аргонавтах, о Персее, Тезее и, конечно, о великом Геракле. Как правило, рассказывание легенд занимает целый учебный год. Я не тороплюсь и часто повторяю отдельные эпизоды по просьбе детей.
Потом я начинаю их знакомить с произведениями великих художников и скульпторов, воплотивших тему античности в своих работах. Здесь реализуется и эстетическое, и нравственное воспитание. Дети начинают «видеть» картину, понимать её сюжет. И картина вдруг открывается им и начинает говорить с ними. Чего греха таить, ведь многие ходят по Эрмитажу, не понимая того, что они видят перед собой, не зная, о чём та или иная картина. Для них это просто яркая картина. А сколько радости было у моих детей! Они узнали маленького Геракла, они увидели Гермеса. Они не читают подписи под картиной, им достаточно узнать фамилию художника.
Другая, на мой взгляд, очень важная сторона: дети учатся смотреть чистыми глазами на обнажённую натуру, учатся видеть прекрасное. В классе затем я показываю им видеофильмы. Дети смотрят их с большим интересом и уже могут анализировать: «Этого эпизода нет и этого нет, а мы знаем». И, конечно, достигается главная цель моей работы – дети начинают искать книги по теме. Они сами приносят их на уроки, разыскивая дома и на полках библиотек.
Сама я очень люблю стихи. Читаю стихи детям на уроке и на внеклассных занятиях. Правда, многое зависит от состава класса. Кто-то читает больше, кто-то - меньше. Уже в 1 классе на первых уроках знакомлю школьников со стихами на все изученные буквы. Это стихи Е. Благининой, С. Маршака и др. Традицией стало проводить конкурс чтецов. Готовятся к нему все дети. Он проходит в торжественной обстановке, приглашаются гости, члены жюри. Если в 1 классе детям помогали родители в выборе стихов, то к 3 классу учащиеся уже самостоятельно и сознательно выбирают стихи по наиболее близкой им теме.
Много лет читаю стихи на уроках русского языка, они помогают развивать устную речь детей. На одном уроке я взяла на себя смелость прочесть детям стихи японского поэта Тиё-ни. Попросила закрыть глаза и представить себе то, что услышат в строках стихотворения:
Над ручьём весь день
Ловит, ловит стрекоза
Собственную тень.
К, сожалению, нет возможности записать ответы детей. Но они были очень яркие и своеобразные. Дети понимают стихи, написанные много столетий назад. Так, они описывают и жаркий солнечный день, и ручей, прозрачный и холодный, и лёгкую стрекозу. Они говорят, что им хочется сидеть на берегу ручья, хочется зачерпнуть чистой воды, прильнуть к ней губами, они понимают, как стрекоза ловит свою тень.
Результатом работы были сборники детских стихотворений «В гостях у природы», «Наши верные друзья», «Азбука загадок», «Мир загадок», «Вот и лето прошло».