СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Знакомство детей с народным творчеством»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Знакомство детей с народным творчеством»»

«Знакомство детей с народным творчеством»

Я работаю воспитателем в детском саду много лет. Три года назад мне пришлось вновь работать с детьми младшего дошкольного возраста. И тогда я решила приобщить своих малышей к народному творчеству, что называется с пеленок. Наблюдая за сверстниками своего двенадцатилетнего сына, я заметила, что нынешнее поколение совсем не знает, не умеет играть в те игры, в которые играли их родители. Мне захотелось, чтобы дети знали историю страны, своей семьи, полюбили свою родину, почувствовали уникальность своего народа. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на нравственное и духовное воспитание детей, а малыш испытывал потребность в культуре и хотел бы овладеть её ценностями, необходимо сформировать основу, заложить «фундамент», а это предполагает знание традиций и обычаев своего народа.

Я стараюсь развивать в детях любовь и уважение к русской народной культуре, музыкальному фольклору. Через много веков пронёс русский народ своё достояние, сохранив самое ценное в народном творчестве. А для меня воспитателя народное творчество- это кладовая педагогического материала, а также патриотического воспитания.

В своей работе я использую разные формы, чтобы познакомить своих воспитанников с народной культурой, тем самым позволяя им, приобщится к народным традициям. Из народных праздников и традиций, из произведений устного народного творчества, предметов быта и русского народного костюма складывается у детей образ Родины. Мне очень хотелось воспитать в своих малышах гордость за свой народ, чтобы они знали и уважали свою историю и культуру своего народа.

Начиная с младшей группы, мы с малышами разучивали песенки, потешки, считалочки. Это, как известно очень хорошо развивает фонематический слух, что впоследствии облегчает овладение правильным звукопроизношением. Стоило нам выучить несколько песенок и потешек, как ребята стали играть со словами и звукосочетаниями. Такая словесная игра и есть лучший учитель для понимания духа родного языка. Но не только потешки и песни веселят малыша. Поражают своей простотой и функциональностью народные игрушки. Пришлось разнообразить развивающею среду в группе. Так у нас появились увеселительные игрушки (ванька-встанька, волчки, свистульки, дудки), сюжетные (городецкая, дымковская, богородская, матрёшка), игрушки для развития движений (мячи, городки, бабки).







Особо нужно отметить сюжетные игрушки, которые отличаются предельной простотой и ясностью: они обозначают лишь главное и во многом условны, но именно это будит воображение малышей и развивает их фантазию. Городецкие деревянные изделия, к примеру, разнообразны по тематике и способны поведать малышу о разнообразии окружающего мира. Выразительные формы, яркие и живые краски, орнаменты придают игрушке свежесть, оригинальность, привлекательность.
Знакомя детей с мастерством народных умельцев, с фольклором, мы в игровой форме закладываем в них знания о талантах родной земли, богатой славными традициями, развиваем воображение, умение видеть определяющие, характерные черты различных явлений, а узоры декоративных росписей позволяют детям почувствовать ритм, симметрию.
Народное творчество способно не только пробудить любовь к своей стране, но и стать фундаментом тех нравственных ценностей, которые будут вести человека по жизни, а это, согласитесь, куда ценнее. Русские народные сказки удивительны тем, что не дают прямой оценки героям, их словам и поступкам, но каждый внимательный слушатель поймёт, почувствует, где дурное, а где доброе.
Для хорошего восприятия сказки детей, особенно маленьких, желательно подготовить: игрушками, иллюстрациями или неторопливыми присказками. Рассказывать одну и ту же сказку ребёнку нужно неоднократно: при первом прослушивании он, как правило, следит за событийной линией, не особо вдаваясь в более тонкие подробности, и только при повторных рассказах впечатления усиливаются. Очень часто из сказок дети запоминают наиболее приятные и яркие обороты речи, которые потом сами с успехом применяют.

Не пренебрегайте тем богатством, которое содержится в народном творчестве. Ребёнок, особенно до пяти лет, очень восприимчив к окружающему миру и учится у него всему тому, что впоследствии будет лишь дополняться. Что ваш малыш увидит, услышит, прочувствует в детстве — то его и будет направлять в дальнейшей жизни. Играя, рассказывайте, воспитывайте, и пусть вам в этом помогает опыт наших предков.

Выпускник детского сада:

• самостоятелен, активен, проявляет инициативу в художественной деятельности, имеет яркую индивидуальность;

• эмоционально отзывчив на состояние других детей, красоту окружающего мира и произведений искусства, имеет практические умения и навыки для внесения изменений в окружающую среду.

• использует в речи русский фольклор;

• знает былинных и сказочных героев, умеет сопереживать им;

• знает историю русского костюма;

• Различает изделия разных народных промыслов;

• знает и умеет играть в русские народные игры;

• знает особенности русских песен, плясок, народные праздники

• знает историю своего города, семьи.

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:

Беседы;

Занятия на основе метода интеграции;

Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства

Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в городе;

Экскурсии;

Дидактические игры;

Экспериментирование с различными художественными материалами;

Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

Заучивание считалок,закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

Использование народных игр, в том числе хороводов.

В работе используются различные методы и приемы: метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения) ; практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения) ; эвристический (развитие находчивости и активности) ; частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение).