СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Знакомство детей с трудом взрослых"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организованная образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Знакомство детей с трудом взрослых"»

Знакомство детей с трудом взрослых.

Это направление работы осуществляется в процессе занятий по формированию представлений о труде людей разных профессий с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии. Следует уделить особое внимание усвоению детьми понятий «профессия» (что это?), «представитель профессии» (как называется человек данной профессии?), «инструменты труда» (чем работает человек?), «трудовые действия» (что делает человек?), «результат труда» (что получилось?), общественная польза труда (кому это нужно?).

Организованная образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.

Приближение работы взрослых к детям.

К данному направлению работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого.

В процессе дальнейших бесед и занятий детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные ими во время наблюдений.

Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной образовательной организации, можно организовать экскурсии:

- в медицинский кабинет; - в прачечную; - в библиотеку; - в школу; - в магазин; - в аптеку; - в парикмахерскую; - в ателье; - к светофору; - на почту

- на приусадебный участок; - на работу к родителям.

Интерес детей к наблюдаемому труду взрослых возрастет, если они смогут принять в нем хотя бы небольшое участие.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, ее назначение.

С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии.

Совместная деятельность взрослого и ребенка.

К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребенка.

Осознать общественную значимость труда взрослого ребенку помогают дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.

В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:

- игры с предметами; - настольно-печатные игры; - словесные игры.

Игры с предметами подразумевают использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых. Например, в игре «Собери набор повара» дети должны из множества разнообразных предметов выбрать игрушечную посуду и столовые приборы, а также куклу в соответствующей одежде. Аналогичные игры – «Кто здесь был и что забыл», «Оденем куклу на работу», «Соберем ящик с инструментами».

Настольно-печатные игры бывают нескольких видов:

- подбор картинок по парам, например, «Найди два одинаковых инструмента»;

- подбор картинок по общему признаку, например, «Что нужно доктору», «Что есть в магазине». Дети подбирают картинки с соответствующими предметами, тем самым учатся классифицировать предметы как результат определенной трудовой деятельности;

- составление разрезных картинок на профессиональную тему.

Словесные игры, например «Четвертый лишний», «Отгадай профессию по описанию», «Варим компот» помогают пополнить словарный запас ребенка понятиями из профессиональной сферы.

Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о людях разных профессий.

В детской художественной литературе много произведений, посвященных труду. Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки помогут в непринужденной форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания.

Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации.

Педагогу необходимо научить ребенка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие.

В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию.

Во второй младшей группе в игре детей трудовые действия еще носят имитационный, подражательный характер, мало внимания обращается на результат труда. Педагогу следует стимулировать детей в ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр: воспроизводить наиболее характерные трудовые действия и результаты труда (водитель управляет автомобилем, следит за исправностью машины; продавец взвешивает, отпускает товар).

Принимать на себя игровую профессиональную роль, участвовать в несложном ролевом диалоге.

Правильно называть себя в игровой роли («Я – водитель), называть игровые действия («Я завожу мотор, еду на бензоколонку, заправляю машину бензином»).

Передавать сюжет из нескольких профессиональных действий (парикмахер моет голову, стрижет), давать оценку качества труда (работает быстро, аккуратно).

 Самостоятельно пользоваться деталями костюмов для исполнения той или иной роли (белый халат и шапочка для врача, бескозырка и бинокль для матроса).

 Договариваться в совместных действиях («Давай играть с куклами»), о ролях («Я буду врачом, приводите мне своих детей»).

В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом, увеличивается количество изображаемых трудовых действий: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин), лечение детей (работа врачей, медсестер), продажа товаров (работа продавцов). Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, выбирать необходимые для игр предметы, игрушки.

В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей:

- строить сюжет из 4-6 смысловых эпизодов.

- Исполнять в одной и той же игре разные роли в соответствии со смыслом разворачиваемого сюжета.

-Самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний друг друга.

- Находить предметы-заместители и использовать их в качестве атрибутов, изображающих инструменты и бытовую технику.

-В старшей и подготовительной группах совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, актер, врач, водитель, летчик). В игре воспроизводятся не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе, появляются игры в профессии родителей.

В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей:

- вводить в игру новые атрибуты: технику, инструменты.

- Вводить в игру новые роли-специальности (пилот, стюардесса; капитан, штурман, матрос).

- Расширять набор сюжетов для игр («Пекарня», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека»).

Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды.

МА ДОУ «Детский сад № 15 «Родничок» г. Бирска республики Башкортостан»

Оснащение развивающей предметно-пространственной среды в целях ранней профориентации подразумевает:

-подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке.

-Создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда.

- Подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности.

-Изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями.

-Демонстрационного материала по теме «Профессии».


-Мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии».

- Выпуск настенной газеты, посвященной профессиям взрослых.

- Оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников,с фотографиями «Профессии наших родителей».

- Материалы для сюжетно-ролевых игр.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.


Список литературы

1 . Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования/ Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова,

М. А. Васильева. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 – С. 368

2. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-

методическое

пособие

"Николаев". 2004 – С. 52

3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А.

Климов. — Р н/Д, 1996 - С.506.

4. Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с

детьми 3-7 лет. ФГОС / Л.В. Куцакова. - Мозаика-Синтез, 2017г. - С.

128

5. Пасечников, Т.В. Профориентационная работа в условиях дошкольной

образовательной организации:

Пасечников. – Самара: Изд-во ЦПО, 2013 – С. 45

6. http://nsportal.ru/sites/default/files/2016/12/13/proekt_po_prof_oriet.doc

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников

«В мире профессий».