СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство детей с устным народным творчеством

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Знакомство детей с устным народным творчеством»

Знакомство детей с устным народным творчеством

Знакомство детей с устным народным творчеством

Фольклор  - это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор – это создаваемое народом поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и трудовой уклад, знание жизни, природы, культуры.

Фольклор - это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание.

Фольклор – это создаваемое народом поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и трудовой уклад, знание жизни, природы, культуры.

Актуальность использования фольклора Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы и черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!». И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном». В этом я увидела актуальность темы: «Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста».

Актуальность использования фольклора

Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы и черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!». И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном». В этом я увидела актуальность темы: «Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста».

Главная цель работы –  развитие различных способностей детей  в процессе знакомства с малыми фольклорными формами.  Задачи: Развитие творческой индивидуальности. Эмоциональное развитие. Развитие речи. Развитие духовной сферы. Развитие самостоятельности. Физическое развитие. Воспитание эстетических чувств .

Главная цель работы – развитие различных способностей детей в процессе знакомства с малыми фольклорными формами.

Задачи:

  • Развитие творческой индивидуальности.
  • Эмоциональное развитие.
  • Развитие речи.
  • Развитие духовной сферы.
  • Развитие самостоятельности.
  • Физическое развитие.
  • Воспитание эстетических чувств .

Фольклор включает в себя Пестушки Колыбельные песни Это – ложка, Баю-баю-баюшок, Ляжет дочка на пушок, Это – чашка. В чашке – гречневая кашка, На пуховую кровать Будет дочка крепко спать . Ложка в кашке побывала – Кашки гречневой не стало .

Фольклор включает в себя

Пестушки

Колыбельные песни

Это – ложка,

Баю-баю-баюшок,

Ляжет дочка на пушок,

Это – чашка.

В чашке – гречневая кашка,

На пуховую кровать

Будет дочка крепко спать .

Ложка в кашке побывала –

Кашки гречневой не стало .

Заклички Потешки Дождик, дождик, Полно лить, Малых детушек мочить . Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы, Глазки смелые, Зубки белые.

Заклички

Потешки

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек мочить .

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глазки смелые,

Зубки белые.

Скороговорки Считалки Чики-чики, чикалочки, Едет Ваня на палочке, А Дуня – в тележке, Щелкает орешки.

Скороговорки

Считалки

Чики-чики, чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня – в тележке,

Щелкает орешки.

Сказочки

Сказочки

Я решила как можно шире применять фольклорный материал в работе с детьми младшего дошкольного возраста . Особую значимость он представляет в первые дни нахождения ребенка в детском учреждении. Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и поэтому находится в угнетенном состоянии. Потешка помогает установить первоначальный контакт воспитателя с малышом. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, побудить чувство симпатии к пока еще чужому человеку . В общем, отвлечься и успокоится.

Я решила как можно шире применять фольклорный материал в работе с детьми младшего дошкольного возраста . Особую значимость он представляет в первые дни нахождения ребенка в детском учреждении. Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и поэтому находится в угнетенном состоянии. Потешка помогает установить первоначальный контакт воспитателя с малышом. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, побудить чувство симпатии к пока еще чужому человеку . В общем, отвлечься и успокоится.

В период адаптации . Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Мишенька хороший, Мишенька пригожий. Наша Олечка в дому, Что оладушек в меду Красно яблочко в саду .

В период адаптации .

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Мишенька хороший,

Мишенька пригожий.

Наша Олечка в дому,

Что оладушек в меду

Красно яблочко в саду .

Успокаивающие потешки . Не плачь, не плачь, детка, Прискачет к тебе белка. Принесет орешки Для тебя потешки. У киски не боли, У собачки не боли, И у Данечки Заживи, заживи, заживи .

Успокаивающие потешки .

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка.

Принесет орешки

Для тебя потешки.

У киски не боли,

У собачки не боли,

И у Данечки

Заживи, заживи, заживи .

Ребенок младшего дошкольного возраста может прийти в детский сад с плохим настроением и не только в период адаптации .Разобраться в причинах плохого настроения, отвлечь ,успокоить ребенка- вот основная задача воспитателя . В подобной ситуации как и прежде актуальны пальчиковые игры . Дети с удовольствием рассматривают свои пальчики, играют с ними ,идут на контакт с воспитателем . Прислушиваясь к словам потешки ,детки веселеют, начинают внимательно смотреть на воспитателя, пытаясь повторить слова.

Ребенок младшего дошкольного возраста может прийти в детский сад с плохим настроением и не только в период адаптации .Разобраться в причинах плохого настроения, отвлечь ,успокоить ребенка- вот основная задача воспитателя . В подобной ситуации как и прежде актуальны пальчиковые игры . Дети с удовольствием рассматривают свои пальчики, играют с ними ,идут на контакт с воспитателем . Прислушиваясь к словам потешки ,детки веселеют, начинают внимательно смотреть на воспитателя, пытаясь повторить слова.

Потешки для развития мелкой моторики . Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик –бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! Ванька-встанька, Ванька-встанька, (спрятать большой палец в кулак.) Просыпайся, улыбайся. (постучать по кулачку пальчиком.) Тук-тук, тук-тук. Ванька-встанька тут как тут! (большой палец выскакивает из кулачка.)

Потешки для развития мелкой моторики .

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик –бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Ванька-встанька,

Ванька-встанька,

(спрятать большой палец в кулак.)

Просыпайся, улыбайся.

(постучать по кулачку пальчиком.)

Тук-тук, тук-тук.

Ванька-встанька тут как тут!

(большой палец выскакивает из кулачка.)

Этому дала, Этому дала, А этому не дала Ты дров не рубил, Воды не носил, Кашу не варил! Сорока-ворона Кашу варила. Кашу варила Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша .

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала

  • Ты дров не рубил,
  • Воды не носил,
  • Кашу не варил!

Сорока-ворона

Кашу варила.

Кашу варила

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Совокупность движения тела, мелкой моторики

рук и органов речи способствует снятию

напряжения, учит соблюдению речевых пауз,

помогает избавиться от монотонности речи,

нормализует ее темп и формирует правильное

произношение. Заучивание потешек с участием

рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше

запоминает, развивается воображение и

активизируется мыслительная деятельность малыша .

Чтобы дети умывались ,ели ,раздевались, готовились ко сну с удовольствием, также прибегаем к потешкам . Ритмичные слова вызывают у детей радостное настроение они с удовольствием подставляют свои ладошки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики . Потешка способна корректировать поведение детей создавать у них хорошее настроение . Вот поэтому я стараюсь чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей настраивала их на мажорный лад.

Чтобы дети умывались ,ели ,раздевались, готовились ко сну с удовольствием, также прибегаем к потешкам . Ритмичные слова вызывают у детей радостное настроение они с удовольствием подставляют свои ладошки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики . Потешка способна корректировать поведение детей создавать у них хорошее настроение . Вот поэтому я стараюсь чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей настраивала их на мажорный лад.

Во время умывания . . «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки горели…» Из колодца принесла  курочка водицы, И ребята всей гурьбой  побежали мыться .

Во время умывания .

.

«Водичка, водичка,

умой мое личико,

чтобы глазки блестели,

чтобы щечки горели…»

Из колодца принесла

курочка водицы,

И ребята всей гурьбой

побежали мыться .

Во время приема пищи. Утро доброе пришло, Утро завтрак принесло. На тарелке кашку. Ешьте кашку сладеньку, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую. Ложка, ложка, Супчик жиденький, Но питательный! Помоги немножко. Кушать хочет ротик Будешь худенький, А еще животик. Но пузатенький .

Во время приема пищи.

Утро доброе пришло,

Утро завтрак принесло.

На тарелке кашку.

Ешьте кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Ложка, ложка,

Супчик жиденький,

Но питательный!

Помоги немножко.

Кушать хочет ротик

Будешь худенький,

А еще животик.

Но пузатенький .

Не все дети охотно ложатся в постель, испытывая чувство тревоги ,тоски по дому, по маме в период адаптации или после длительной болезни.  Здесь помогают потешки перед сном или колыбельные песни.

Не все дети охотно ложатся в постель, испытывая чувство тревоги ,тоски по дому, по маме в период адаптации или после длительной болезни. Здесь помогают потешки перед сном или колыбельные песни.

Потешки перед сном. Баю-баю-баю-бай, Ты, собачка, не лай Белолапа не скули, Нашу Веру не буди . Баю-баюшки-баю, Баю Верочку мою. Приди, котик, ночевать, Мою доченьку качать. Я тебе-то уж коту, За работу заплачу: Дам кусочек пирога Да кувшин молока. Ты уж ешь, не кроши, Больше, котик, не проси . Маленькие заиньки, Захотели баиньки. Потому что заиньки. Мы немного поспим, Мы на спинке полежим, Мы на спинке полежим И тихонько посопим.

Потешки перед сном.

Баю-баю-баю-бай,

Ты, собачка, не лай

Белолапа не скули,

Нашу Веру не буди .

Баю-баюшки-баю,

Баю Верочку мою.

Приди, котик, ночевать,

Мою доченьку качать.

Я тебе-то уж коту,

За работу заплачу:

Дам кусочек пирога

Да кувшин молока.

Ты уж ешь, не кроши,

Больше, котик, не проси .

Маленькие заиньки,

Захотели баиньки.

Потому что заиньки.

Мы немного поспим,

Мы на спинке полежим,

Мы на спинке полежим

И тихонько посопим.

Потешки для подъема детей. Это кто тут спит в кроватке? Чьи тут розовые пятки? Что за гномик тут из сказки? Это чьи проснулись глазки? Глазки открываются, Глазки просыпаются, Губки улыбаются А зубки… ай, кусаются ! Посмотрите, дождь пошел и щеночка намочил (поглаживание по спинке), Он бежит к себе домой весь до ниточки сырой (покалачивание пальчиками), - Ав,ав,ав. На кисоньку потягушечки На, Ярославчика, порастушечки .

Потешки для подъема детей.

Это кто тут спит в кроватке?

Чьи тут розовые пятки?

Что за гномик тут из сказки?

Это чьи проснулись глазки?

Глазки открываются,

Глазки просыпаются,

Губки улыбаются

А зубки… ай, кусаются !

Посмотрите, дождь пошел и щеночка намочил (поглаживание по спинке),

Он бежит к себе домой весь до ниточки сырой (покалачивание пальчиками),

- Ав,ав,ав.

На кисоньку потягушечки

На, Ярославчика, порастушечки .

Одевание сложный режимный процесс. Малыши не умеют, да и не любят одеваться сами.  И вот для того чтобы дети быстрее осваивали эти навыки существуют потешки для одевания.

Одевание сложный режимный процесс. Малыши не умеют, да и не любят одеваться сами. И вот для того чтобы дети быстрее осваивали эти навыки существуют потешки для одевания.

Одеваемся Раз, два, три, четыре, пять – Собираемся гулять. Завязала Катеньке Шарфик полосатенький. Наденем на ножки Красивые сапожки. И пойдем скорей гулять, Прыгать, бегать и скакать! На девчонку, на мальчонку Мы наденем рубашонку. Ручка раз и ручка два, Надеваем рукава. Застегнем застежки На твоей одежке. . Вот они сапожки, Этот - с правой ножки, Этот - с левой ножки.

Одеваемся

Раз, два, три, четыре, пять –

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Красивые сапожки.

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать!

На девчонку, на мальчонку

Мы наденем рубашонку.

Ручка раз и ручка два,

Надеваем рукава.

Застегнем застежки

На твоей одежке.

.

Вот они сапожки,

Этот - с правой ножки,

Этот - с левой ножки.

На прогулке . Кисонька-мурысенька  Ты Где была? На мельнице. -Кисонька-мурысенька, Что там делала? Муку молола. Кисонька-мурысенька, Что из муки пекла? Прянички. Кисонька-мурысенька, С кем прянички ела? Одна. Не ешь одна! Не ешь одна!

На прогулке .

  • Кисонька-мурысенька Ты Где была?
  • На мельнице.

-Кисонька-мурысенька,

Что там делала?

  • Муку молола.
  • Кисонька-мурысенька,

Что из муки пекла?

  • Прянички.
  • Кисонька-мурысенька,

С кем прянички ела?

  • Одна.
  • Не ешь одна! Не ешь одна!
Заклички. А ты радуга-дуга, Ты высока и туга! Не давай дождя. Давай нам солнышка-колоколышка ! Солнышко-ведрышко! Взойди поскорей, Освети, обогрей – Телят да ягнят, Еще маленьких ребят ! Дождик, дождик, поливай Будет хлеба каравай. Дождик, дождик, припусти – Дай капустке подрасти. Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи Зря в окошко не стучи!

Заклички.

А ты радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Не давай дождя.

Давай нам солнышка-колоколышка !

Солнышко-ведрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей –

Телят да ягнят,

Еще маленьких ребят !

Дождик, дождик, поливай

Будет хлеба каравай.

Дождик, дождик, припусти –

Дай капустке подрасти.

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи

Зря в окошко не стучи!

 Очень хорошо использовать потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминали их, вводили в свою речь. Качая куклу, дети повторяют: «Баю — баюшки — баю». Во время кормления кукол дети приговаривают: «Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку!». Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывали у ребят чувство сопереживания сверстникам. Девочки, успокаивая друг — друга, говорят: «Не плачь, не плачь, куплю калач». Малыши играют, пытаются подражать воспитателю, сочетать свои действия со словами потешки, повторяют интонации, мимику педагога: хмурятся или, наоборот, улыбаются .

Очень хорошо использовать потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминали их, вводили в свою речь. Качая куклу, дети повторяют: «Баю — баюшки — баю». Во время кормления кукол дети приговаривают: «Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку!». Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывали у ребят чувство сопереживания сверстникам. Девочки, успокаивая друг — друга, говорят: «Не плачь, не плачь, куплю калач». Малыши играют, пытаются подражать воспитателю, сочетать свои действия со словами потешки, повторяют интонации, мимику педагога: хмурятся или, наоборот, улыбаются

.

Очень нравятся детям театрализованные игры с использованием имитаций, инсценировок, русских народных подвижных игр, загадок, считалок и скороговорок. Имитация отличается эмоциональной насыщенностью, в ней более образно представлена определенная сторона движения. Легко, бесшумно спрыгивают птички с ветки; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет неуклюжий косолапый медведь; весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает Петушок — Золотой Гребешок. В инсценировках и играх-драматизациях дети выполняют различные роли, копируя действия человека, изображая животных и птиц (сценки по русским народным сказкам “Колобок”, “Волк и семеро козлят”, “Теремок” и др.). Детям не всегда просто передавать характерные для некоторых животных движения. Для решения этой проблемы, важная роль отводится воспитателям. Они стараются, как можно больше рассказать о повадках животных — персонажах игр, читают детям сказки, народные потешки, вместе с детьми рассматривают картины и иллюстрации.

Очень нравятся детям театрализованные игры с использованием имитаций, инсценировок, русских народных подвижных игр, загадок, считалок и скороговорок. Имитация отличается эмоциональной насыщенностью, в ней более образно представлена определенная сторона движения. Легко, бесшумно спрыгивают птички с ветки; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет неуклюжий косолапый медведь; весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает Петушок — Золотой Гребешок. В инсценировках и играх-драматизациях дети выполняют различные роли, копируя действия человека, изображая животных и птиц (сценки по русским народным сказкам “Колобок”, “Волк и семеро козлят”, “Теремок” и др.). Детям не всегда просто передавать характерные для некоторых животных движения. Для решения этой проблемы, важная роль отводится воспитателям. Они стараются, как можно больше рассказать о повадках животных — персонажах игр, читают детям сказки, народные потешки, вместе с детьми рассматривают картины и иллюстрации.

.

.

Театрализованная деятельность  Подбираем потешки и сказки доступные детям и вовлекаем их в драматизацию, здесь дети даже самые стеснительные и замкнутые раскрывают свои возможности диалогической речи.

Театрализованная деятельность

Подбираем потешки и сказки

доступные детям и вовлекаем их в

драматизацию, здесь дети даже

самые стеснительные и

замкнутые раскрывают свои

возможности диалогической речи.

Развивающая среда

Развивающая среда

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с родителями

 Результаты использования фольклора при работе с детьми младшего дошкольного возраста.   Малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы. В группе всегда звучит смех. Наши воспитанники много и с удовольствием играют. В играх самостоятельно используют потешки. На музыкальных занятиях стали более эмоциональны и активны. Умывание, одевание и прочие режимные моменты стали для них делом приятным.  Однако нам еще предстоит работа по формированию речи детей, навыков культурного поведения, умения правильно оценивать происходящее.

Результаты использования фольклора при работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы. В группе всегда звучит смех. Наши воспитанники много и с удовольствием играют. В играх самостоятельно используют потешки. На музыкальных занятиях стали более эмоциональны и активны. Умывание, одевание и прочие режимные моменты стали для них делом приятным.

Однако нам еще предстоит работа по формированию речи детей, навыков культурного поведения, умения правильно оценивать происходящее.

Всем спасибо за внимание . Говорим вам – до свидания !

Всем спасибо за внимание .

Говорим вам – до свидания !