СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство с буквой Б

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с буквой Б проходит в игровой форме. Во время урока много передвигаются, физминутка проходит в виде игры.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с буквой Б»

Открытый урок по обучению грамоте «Знакомство с буквой Б»


Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: 

Задачи: организовать работу по ознакомлению с буквой Б, б; научить давать характеристику звукам [б], [б’], выполнять звуковой анализ слов  «бант», «бинт»; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию монологической речи, фонематического слуха.

Формы работы учащихся: фронтальная (АРМ учителя- всем), работа в парах (1 ПК-2 ученика), индивидуальная (1ПК-1 ученик).

Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, АРМ учителя, мультимедийная установка.

Планируемые результаты образования:

Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

Предметные: знают букву Б, б; умеют выполнять звуковой анализ слов, читать слова, предложения с изученными буквами.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – основы смыслового чтения художественных текстов; выделение существенной информации из текста; расшифровка «зашифрованных» слов; осуществление сравнения слов по заданному критерию.

Коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.


Урок обучения грамоте. «Знакомство с буквой Б, б».


1. Организационный момент.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим на свои рабочие места. На столе должны быть азбуки и фишки. Всё проверили? Сели тихо.

- Как всегда мы наш урок начинаем с разминки. (Песенка « Алфавит»)

- Сейчас представьте, что у вас в ладошках «солнышко». Представили? Подкиньте и поймайте его. Киньте друг другу солнышко, поделитесь своим хорошим настроением. Согрело вас солнышко? Мы отправим наше солнышко на доску.

- Сегодня оно будет помогать нам весь урок! И у нас у всех будет хорошее настроение! -1 -

- А сейчас мы с вами отправимся на прогулку в лес. И пойдут с нами буквы. Давайте назовём их.

(На доске 2 домика и разбросанные буквы.)

Дети хором произносят буквы.

Учитель:

- Мы гуляем с вами по лесу, светит солнышко.


2.Физминутка «Солнышко»:

Светит солнышко ( руки подняты, шевелим пальцами).

Набежали тучи, спрятали солнышко( прячем пальцы в кулачок).

Пошёл дождик (стучим пальчиками по столу).


3.Актуализация знаний.

Учитель:

- Промокнут наши буквы? А давайте их спрячем от дождика в домики.

(согласные – в синий домик, гласные – в красный домик)

- В красный домик у нас побегут какие буквы ? А согласные? Давайте их спрячем .

(Дети расставляют буквы по домикам).

- А все мы буквы знаем? Какие буквы мы ещё не изучали? (дети называют их и показывают)

- А сегодня мы будем знакомиться с буквой «Б». (выставляем её на середину доски).

- Тема сегодняшнего урока «Знакомство с новой буквой». Какую цель мы сегодня поставим? Что мы сегодня будем делать? Давайте подумаем.


4.Развитие речевого аппарата.

Будем открывать секрет этой буквы!

- Итак, чтобы открыть все секреты этой буквы «Б», все тайны,

- сначала разберёмся, что это за ЗВУК,

- затем узнаем какой БУКВОЙ обозначается этот ЗВУК,

- затем мы будем читать СЛОГИ с этой буквой,

- затем будем читать СЛОВА с этой буквой,

- а затем будем читать предложения.

- А в конце урока мы обязательно себя ОЦЕНИМ! А мы можем оценить себя только в конце урока? Нет, можно оценивать себя на каждом этапе! Получилось у нас или не получилось…

И тогда мы придём к нашему СОЛНЫШКУ!!!

- Итак, вперёд открывать тайны !!!


1. Помогут нам…послушайте.

У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный.

На земле и под водой ищет ключик золотой. (БУРАТИНО) - 2 -

(вывешивают картинку – Буратино)


2.Кто по ёлкам скачет и взлетает на дубы,

Кто в дупле орешки прячет? (БЕЛКА)

(вывешивают картинку – белка)


5.Овладение новыми знаниями.

- Поработаем с этими словами.

- Кто это? Буратино!

- Какой первый звук в этом слове? (Б – несколько раз повторяем б-б-б)

- Он гласный или согласный? А почему он согласный? (потому что его нельзя пропеть, он встречает преграду – язык и зубы)

- Какая фишка здесь лишняя? (магнит красный убрать)

- Слово «БУРАТИНО» - давайте составим схему этого слова.

(Дети за столом составляют схему из квадратиков) – дети работают в ПАРАХ. (У доски двое детей тоже составляют схему).

(Кто сделал – Берутся за руки и поднимают их вверх!!!)


- А теперь скажите, согласны или не согласны, как сделали на доске?

Давайте почитаем (по схеме) – Бу-ра-ти-но. А у кого сразу так получилось?

- А теперь также мы работаем со словом «БЕЛКА»!

Покажите мне, согласны или не согласны? (ПАЛЕЦ БОЛЬШОЙ – здорово!)

- А теперь ещё раз, первый звук в слове «БУРАТИНО» - б-б-б.

- Какой это звук? (ТВЁРДЫЙ) - А почему он твёрдый? Какая буква даёт ему команду быть твёрдой? (У)


- Произносим первый звук в слове «БЕЛКА» - бь-бь-бь

- Какой он твёрдый или мягкий? Почему зелёную фишку поставили? Потому что он мягкий! Почему он мягкий? Какая буква даёт ему команду мягкости? (Е)

ВЫВОД на ПАЛЬЦАХ РУКИ: (загибаем пальцы)

1палец - Звук «Б» - согласный,

2палец – может быть твёрдый,

3палец – может быть мягкий,

4палец – звонкий (дети закрывают уши и произносят этот звук)

5палец – парный.

(Кто-то из детей повторяет всю характеристику звука)

(Обращаемся к схеме на доске – 1-й этап пройден)


- Открыли первую тайну? Покажите мне «СОЛНЫШКО», всем всё понятно?

Открыли первую тайну!!!


- 3 -

6.Физминутка. Игра «РАЗВЕДКА»

Дети по команде классифицируют звуки на две группы: мягкие и твёрдые.

- Идём дальше? Открывать следующую тайну? Сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звук «Б». А кто знает, как называется эта буква? (Б)- Вывешивается на солнышко)

- Буква «Б» с брюшком и в кепке с длинным козырьком.

- Давайте на ладошке попробуем напечатать эту букву. На парте напечатайте её пожалуйста. А теперь выложите из палочек эту букву.


- А почему у меня на ступеньке 2 буквы «Б»??? (Одна большая, а другая маленькая). Покажите руками – БОЛЬШАЯ и МАЛЕНЬКАЯ.

- А теперь давайте подумаем, где эти буквы спрятались в этих схемах??? Где они спрятались в слове «БУРАТИНО»?

Прикрепи её на схеме! А в слове «БЕЛКА»?

- А зачем нам нужна большая буква? (Чтобы писать с заглавной буквы – имя, начало предложения…имена собственные). А вы согласны, как расположили эти буквы? Если не согласен – то палец большой ВНИЗ!

- А почему должно быть так? (Буратино – имя, белка – название)

Покажите мне СОГЛАСИЕ!!!


- А ещё вы сказали, что первое слово в предложении пишется с большой буквы. Давайте посмотрим на нашу белочку, а то она у нас заскучала. Из какой сказки эта белочка? (Сказка о царе Салтане)


- Что здесь делает белочка? Давайте предложение составим про белочку.

(Белка грызёт золотые орешки.) У меня Лиза – белка, и т.д.

(Дети выходят к доске и составляют схему)

- А зачем ты руку подняла?

(Дети меняются местами. Грызёт орешки белка.)

- А теперь какое слово будет с большой буквы? И это слово теперь будет с большой буквы. А слово «Белка» будет с маленькой буквы.

- Открыли следующую тайну? Покажите мне «СОЛНЫШКО» - я всё понял!

Зоя, а что ты поняла? (буква «Б» может быть большой и маленькой).

- А как она выглядит, запомнили?


7.Закрепление. Работа с учебником.

- А дальше мы должны почитать!

(На экране черепаха и самолёт. Дети слоги читают медленно – как ЧЕРЕПАХИ, и быстро – как САМОЛЁТ.)



- 4 -

- Сначала мы с вами почитаем слоги.

- Мы будем одинаково называть звук при его прочтении или нет? (б-бь. Какие буквы указывают нам, что нужно прочитать мягко? А какие буквы указывают нам, что нужно прочитать твёрдо букву «Б»?

А как мы будем читать их? Б-б-б

- Читаем – как ЧЕРЕПАШКИ. А сначала давайте потянемся, закроем глазки и представим себе море и солнышко. Покажите, а где у черепашки ушки?

- Читаем – как САМОЛЁТ (быстро)

- А теперь откройте свои Буквари. На стр.97. Закладочки.

- Посмотрите пожалуйста на слоги, поставьте пальчики.

- Прочитайте эти слоги.

- Кто прочитал – поднимаем руки!


- А теперь у вас есть следующее задание: делаем таким образом: 1-й ряд читает 1-й столбик, 2 ряд – 2-й столбик, 3 ряд – 3-й столбик. Работаем в ПАРАХ! Помоги те соседу, у которого возникают трудности.

- Проверяем работы!

- Читаем текст на стр. 97. Выполни задания.

- Как нужно обращаться в лесу с дикими животными? (ответы детей)

- Готовы идти дальше?

(На экране: «Белка булку испекла и бельчатам отдала»)

- Фёдор, ещё раз прочитай .

- Ребята, что это? (СКОРОГОВОРКА) А как нужно её читать?

(Меняем в конце . на ?)

- А теперь как нужно прочитать?


8.Рефлексия

- Ребята, почитали? Ещё одну тайну мы раскрыли про предложение? Покажите мне руками, что вы всё поняли на уроке.

- У вас на партах есть 2 буквы «Б» - красные и синие. И если вы всё на уроке поняли, то прикрепите к доске красную букву. А если что-то было непонятно, то прикрепите синюю букву.











- 5 -