Знакомство с буквой «Р»
Учитель:
-Отгадайте загадку:
Меньше тигра, больше кошки,
Нал ушами-кисти-рожки
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь!
Кто это? (рысь)
Учитель показывает картинку

- Рассмотрите рисунок. Это хищный зверь, он живет в лесу.
-давайте составим звукобуквенную модель слова «рысь», используя разноцветные квадраты. ( либо квадраты со значками)
Один ребенок выходит к доске, а остальные делают задание в тетрадях.








Р Ы С
После того, как дети сделали, открываем доску и все вместе проверяем.
- с чего мы начинаем работу? (алгоритм: определяем количество звуков)
- Сколько звуков в слове? (три)
Рассматриваем каждый звук. Как характеризуем? (гласный или согласный, твердый или мягкий)
-Назовите слово, выделяя первый звук (рррррысь)
-Дайте характеристику ( согласный, твердый)
-Назовите второй звук ( рыыыыыысь. Гласный)
-Назовите третий звук. (рыссссссссь. Согласный- мягкий)
-молодцы!
-Отгадайте следующую загадку:
Течет, течет- не вытечет,
Бежит, бежит- не выбежит (речка)

-Сколько звуков в слове( пять)




К доске выходит другой ученик и рядом со схемой «рысь» рисует схему к слову «речка», остальные в тетрадях.









Р Е Ч К А
-Выделите первый звук (ррррррррь. Согласный мягкий)
Какой буквой можно обозначить эти звуки? Правильно, это буква «эр»
Появляется схема (1):



р


Р Р


р
(1) (2)
-Какой буквой можно обозначить эти звуки? Правильно, это буква «эр» (2)
- Смотрите как интересно, ребята, ЗВУКИ РАЗНЫЕ, А БУКВА ОДНА.
- А как мы прочитаем букву? РЬ или Р? ( Нам помогут буквы гласных)
-Сейчас мы будем читать слоги с буквой «р». Что надо сделать прежде, чем прочитать букву согласного? (посмотреть на следующую за ней букву гласного). Да, потому что гласные у нас «командиры».
-Что нам подсказывают буквы: а, о, у, ы? Как должна читаться буква «р»? Твердо или мягко?
-Давай все вместе прочитаем:
Ра, ро, ру, ры.




Р А
О
У
Ы
Командует (ра, ро,ру,ры- читаем твердо)
-Давайте составим слова. (рак, Рома, ручка, рысь)
-А на что указывает: я, ю, и ( на мягкость р)
Читаем: ря, ре, ри. Делаем аналогичную схему. Составляем слова: (рябина, репа,рис)