Тема урока: Знакомство с буквой З, з.
Цель: познакомить с новой буквой З, з; формировать навык чтения, развивать речь, логическое мышление, фонематический слух; расширять словарный запас учащихся.
Ход урока: Ι. Введение в тему урока.
- Отгадайте загадку:
Что за зверь лесной
Стал, как столбик за сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы? ( заяц )
( слайд 1)
- Назовите первый звук . [ з ]
- Назовите пару . [ з,]
- Как думаете, о чём будем говорить сегодня на уроке?
- Сегодня познакомимся с новой буквой З,з; научимся читать слоги, слова, предложения с новой буквой.
ΙΙ. Работа по теме урока.
Знакомство с печатной и прописной буквой З,з. ( показ образца)
-На что похожа буква З ?
На эту букву посмотри-
Она совсем, как цифра 3.
( слайд 2 )
Работа на интерактивной доске.
а) Упражнения в умении находить в словах букву З.
б) Упражнения в умении определять звуки [ з ], [ з,] в словах.
3. Загадка:
- Очень лёгкая загадка:
Кто мне быстро назовёт
Полосатую лошадку
И такой же переход? ( зебра)
( слайд 3)
-Приготовьте фишки. Посмотрите на схему на стр. 88 букваря.
- Сколько звуков в слове? ( пять )




Звуко – буквенный разбор слова « зебра».
Деление на слоги, постановка ударения.
-Замените звуки известными вам буквами.
4. Загадка:
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. ( замок )
( слайд 4 )
- Сколько звуков в слове? ( пять )
Звуко – буквенный разбор слова «замок».
Деление на слоги, постановка ударения.
- Замените звуки известными вам буквами.
- Произнесите это слово с ударением на первом слоге.
( слайд 5 )
Словарная работа.
- Что такое замок ?
физминутка
5. Чтение слов по слоговой дорожке.
а ) на доске:
за – зя – зо – зё – зу – зю – зы – зи
б) Работа по букварю
- Прочитайте слоги , где [ з ] твёрдый.
- Прочитайте слоги , где [ з,] мягкий.
6. Чтение слов в столбиках.
Зина знал глаз знай
зима знак глаза зайка
- Какую букву заменили в первом слове первого столбика, чтобы получилось второе?(н-м)
- Как получилось слово « знак» из слова «знал»?( заменили букву л на букву к )
- Сколько предметов обозначает первое слово? Второе?
- Прочитай те слова, в которых один слог. Два слога.
- Прочитайте слова, которые обозначают одушевлённые предметы.
- Прочитайте имя собственное.
- Составьте предложение с любым словом из четвёртого столбика.
7. Чтение слов по стрелкам.
ря ро
за мок гро за
гар зано
ноза гла
- Что общего в словах первого столбика? Второго?
8. Работа с текстом.
а) Чтение текста.
б) – О чём текст?
- Озаглавьте текст. (слайд 6 )
в) Сколько предложений в тексте?
- Как узнали?
-Прочитайте первое предложение.
- О чём оно? ( о зиме )
- Читаем второе предложение. О чём это предложение? ( на улице мороз )
-Прочитайте третье предложение.
- Что узнали из третьего предложения?
- А кто из вас наблюдал это явление природы зимой?
- Какие ещё явления природы вы наблюдали зимой? ( снег, гололёд, вьюга, иней)
- Прочитайте предложение, которое относится к иллюстрации.
Физминутка
9. Соотнесение слов с картинками.
язык
змея
зеркало
мимоза
заколка
- Разделите слова на две группы.
III. Рефлексия
- Оцените свою работу на шкале достижений.
ΙV.Итог урока
- С какой буквой познакомились?
- Какие звуки может обозначать буква З?
Открытый урок
по литературному чтению
( обучение грамоте )
в 1 «а» классе МБОУ « Средняя
общеобразовательная школа с углублённым изучением иностранных языков №4»
учитель Хлудова Татьяна Ивановна
г. Курчатов
2017г