СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство с буквой Ь

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятии дети познакомятся с ь. Выполнят интересные и несложные задания, для закрепления знания буквы.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с буквой Ь»

ТемаБуква Ь

Цель: Повторить понятия  «гласные звуки и буквы», «согласные звуки и буквы», «слог», «слова», «предложение»; развивать умение делить слова на слоги; продолжать работу по составлению предложений из заданных слов; начать знакомство с буквой Ь, и его ролью в русском языке; развивать мелкую моторику руки, внимание, мышление

Материал: картинка дети собирают ягоды, фишки синего и зеленого цвета, картинки по теме, буква Ь, пластилин, задание в тетради ..

Ход занятия

- Занятие обучение грамоте.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

- Мы с вами готовимся стать учениками.

  1. Составление предложений по картинке.

Маша и Витя вместе гуляют на улице.

На поляне растут красные ягоды.

Маша и Витя собирают ягоды.

  1. Звуковой анализ слов

Поляна        Улица

  1. Сколько звуков в слове.

  2. Сколько согласных?

  3. Сколько гласных?

  4. Сколько слогов в слове?  

  5. Какой слог ударный?                

  1. Физкультминутка «Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся,   (туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел,               (туловище вперед , назад)

Шевельнулся , потянулся,              (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел,                (руки вверх вправо, влево)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружится, вьется.             (покружиться)

  1. Работа по теме

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с двумя знаками Ь.

Доскажите словечко и угадайте о чем пойдет сегодня разговор

Мягкий голос,

Мягкий шаг,

Это буква…(мягкий знак)

Послушайте весёлые стихи.

Мягкий знак –хитрый знак.    Был мягкий знак высоковат…

Не назвать его никак.               Сказали буквы строго:

Он не произносится,                 -Эй, наклонись немного!

Почему у дома угол                  у так согнулся он, чудак,

Превратился сразу в уголь       Что превратился в …твердый знак.

Без пожара, просто так?

Это буква мягкий знак.

Различение звуков. Игра «Твердый –мягкий»

-  Давайте потренируемся в различении звуков, поиграем в игру «Твердый- мягкий». На столах у вас карточки с синим кружком и зеленым кружком. Напомните, пожалуйста, что они обозначают. (Синий цвет- твердый звук, зеленый цвет- мягкий звук). Итак, внимание, я называю звуки, а вы показываете его обозначение.

[м]-[м,]

[п]-[п,]

[з]-[з,]

[т]-[т,]

- Молодцы. А какую букву надо поставить на письме, чтобы согласные произносились мягко? (мягкий знак)

Знакомство с новой буквой.

-  Вот она буква Ь(мягкий знак). На доску вывешивается буква Ь.

- Вот для этого и служит буква Ь, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которое в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.

- На что похожа буква мягкий знак? (Предположения детей)

Буква Р перевернулась-

Мягким знаком обернулась.

- Давайте почитаем слова с Ь знаком:

День  Пень  Лось  Олень  Карась  Рысь  Осень

- А теперь попробуйте сделать звуковой анализ одного слова.

Карась. (по схеме)

- Да мягкий знак- настоящий фокусник. В чем же заключается его фокус? Как произносили буквосочетания? (Мягко)

- Мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков на письме.

Слога- звуковой анализ слов «мел»- «мель»

- Но это еще не все фокусы мягкого знак. Внимание на доску.

На доске схемы двух слов.

-Чем отличаются эти схемы? (Последними звуками: один твердый, другой мягкий).

- Послушайте загадку и догадайтесь, какое слово спряталось в первой схеме.

Белый камешек растаял

На доске следы оставил. (мел)

(На доске над схемой выставляются буквы)

-Какую букву нужно поставить во втором слове, чтобы последний звук произносился мягко? (Поставить букву мягкий знак)

-Какие фокусы и превращения вы заметил? (Заменили твердый на мягкий –изменилось звучание слова и смысл).

- Что означает слово «мел»?

Мел- мягкий белый известняк (осадочная горная порода), употребляется в промышленности, для окраски, писания.

-Придумайте предложение. Например  «Я пишу мелом»

-Что означает слово «мель»?

Мель- мелководное место в реке, водоеме.

«Мы плыли по реке на лодке и поплыли на мель».

-Что еще заметили? Обратите внимание на количество букв и звуков в слове «мель». (Мягкий знак не обозначает звука).

- Ребята, Ь знак не только смягчает согласные, но и меняет значение слова.

Вот, например:

УГОЛ-в геометрии плоская фигура, образованная лучами,  исходящими из одной точки. Угол комнаты.

УГОЛЬ- ископаемое твердое, горючее вещество растительного происхождения. Каменный уголь.

БЫЛ- слово в русском языке, употребляется для обозначения действия в прошлом времени.

БЫЛЬ-то, что было в действительности, действительное происшествие.

ПЫЛ- сильный жарот огня. Пирожки с пылу с жару.

ПЫЛЬ-мельчайшие сухие частицы,носящиеся в воздухе или скапливающиеся на поверхности чего-нибудь.

  1. Работа с пластилином.

Лепим букву Ь из пластилина

  1. Развитие мелкой моторики.

Заштрихуйте букву Ь простым карандашом. Объясните, почему мы взяли такой карандаш. (мягкий знак звука не обозначает). Напечатайте эту букву.

  1. Словарь осьминог.

Осьминог.

В океане живет чудо- юдо, у которого прямо из головы растет восемь ног! Называется оно осьминог. Залезает осьминог в нору, ноги наружу выставит т ощупывает все, что мимо плывет. Поэтому и называют его ноги щупальцами. Они  сплошь покрыты присосками. Если уж присосется осьминог к чему-нибудь, ни за что не оторвешь. Раньше люди думали, что осьминоги нападали на корабли и людей. На самом же деле осьминог пуглив. Стоит только одному из подводных врагов подплыть поближе, как осьминог «выстреливает» в него чернилами. И пока удивленный враг соображает в чернильной воде, что же случилось, осьминог успевает удрать подальше! Он может раскрашивать себя в любой цвет и узор. На песке он желтый, а на газете- он полосатый, в белую и черную полоску.

- Прочитайте слово осьминог и скажите, какую роль  выполняет в этом слове ь знак.

8. Итог.

- Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?

- Что нового вы узнали?

- С какой буквой познакомились?

- Какую роль играет Ь в словах?

Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо всем большое