Тема: Буква Ь
Цель: Повторить понятия «гласные звуки и буквы», «согласные звуки и буквы», «слог», «слова», «предложение»; развивать умение делить слова на слоги; продолжать работу по составлению предложений из заданных слов; начать знакомство с буквой Ь, и его ролью в русском языке; развивать мелкую моторику руки, внимание, мышление
Материал: картинка дети собирают ягоды, фишки синего и зеленого цвета, картинки по теме, буква Ь, пластилин, задание в тетради ..
Ход занятия
- Занятие обучение грамоте.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Мы с вами готовимся стать учениками.
Составление предложений по картинке.
Маша и Витя вместе гуляют на улице.
На поляне растут красные ягоды.
Маша и Витя собирают ягоды.
Звуковой анализ слов
Поляна Улица
Сколько звуков в слове.
Сколько согласных?
Сколько гласных?
Сколько слогов в слове?
Какой слог ударный?
Физкультминутка «Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел, (туловище вперед , назад)
Шевельнулся , потянулся, (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел, (руки вверх вправо, влево)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется. (покружиться)
Работа по теме
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с двумя знаками Ь.
Доскажите словечко и угадайте о чем пойдет сегодня разговор
Мягкий голос,
Мягкий шаг,
Это буква…(мягкий знак)
Послушайте весёлые стихи.
Мягкий знак –хитрый знак. Был мягкий знак высоковат…
Не назвать его никак. Сказали буквы строго:
Он не произносится, -Эй, наклонись немного!
Почему у дома угол у так согнулся он, чудак,
Превратился сразу в уголь Что превратился в …твердый знак.
Без пожара, просто так?
Это буква мягкий знак.
Различение звуков. Игра «Твердый –мягкий»
- Давайте потренируемся в различении звуков, поиграем в игру «Твердый- мягкий». На столах у вас карточки с синим кружком и зеленым кружком. Напомните, пожалуйста, что они обозначают. (Синий цвет- твердый звук, зеленый цвет- мягкий звук). Итак, внимание, я называю звуки, а вы показываете его обозначение.
[м]-[м,]
[п]-[п,]
[з]-[з,]
[т]-[т,]
- Молодцы. А какую букву надо поставить на письме, чтобы согласные произносились мягко? (мягкий знак)
Знакомство с новой буквой.
- Вот она буква Ь(мягкий знак). На доску вывешивается буква Ь.
- Вот для этого и служит буква Ь, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которое в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.
- На что похожа буква мягкий знак? (Предположения детей)
Буква Р перевернулась-
Мягким знаком обернулась.
- Давайте почитаем слова с Ь знаком:
День Пень Лось Олень Карась Рысь Осень
- А теперь попробуйте сделать звуковой анализ одного слова.
Карась. (по схеме)
- Да мягкий знак- настоящий фокусник. В чем же заключается его фокус? Как произносили буквосочетания? (Мягко)
- Мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков на письме.
Слога- звуковой анализ слов «мел»- «мель»
- Но это еще не все фокусы мягкого знак. Внимание на доску.
На доске схемы двух слов.
-Чем отличаются эти схемы? (Последними звуками: один твердый, другой мягкий).
- Послушайте загадку и догадайтесь, какое слово спряталось в первой схеме.
Белый камешек растаял
На доске следы оставил. (мел)
(На доске над схемой выставляются буквы)
-Какую букву нужно поставить во втором слове, чтобы последний звук произносился мягко? (Поставить букву мягкий знак)
-Какие фокусы и превращения вы заметил? (Заменили твердый на мягкий –изменилось звучание слова и смысл).
- Что означает слово «мел»?
Мел- мягкий белый известняк (осадочная горная порода), употребляется в промышленности, для окраски, писания.
-Придумайте предложение. Например «Я пишу мелом»
-Что означает слово «мель»?
Мель- мелководное место в реке, водоеме.
«Мы плыли по реке на лодке и поплыли на мель».
-Что еще заметили? Обратите внимание на количество букв и звуков в слове «мель». (Мягкий знак не обозначает звука).
- Ребята, Ь знак не только смягчает согласные, но и меняет значение слова.
Вот, например:
УГОЛ-в геометрии плоская фигура, образованная лучами, исходящими из одной точки. Угол комнаты.
УГОЛЬ- ископаемое твердое, горючее вещество растительного происхождения. Каменный уголь.
БЫЛ- слово в русском языке, употребляется для обозначения действия в прошлом времени.
БЫЛЬ-то, что было в действительности, действительное происшествие.
ПЫЛ- сильный жарот огня. Пирожки с пылу с жару.
ПЫЛЬ-мельчайшие сухие частицы,носящиеся в воздухе или скапливающиеся на поверхности чего-нибудь.
Работа с пластилином.
Лепим букву Ь из пластилина
Развитие мелкой моторики.
Заштрихуйте букву Ь простым карандашом. Объясните, почему мы взяли такой карандаш. (мягкий знак звука не обозначает). Напечатайте эту букву.
Словарь осьминог.
Осьминог.
В океане живет чудо- юдо, у которого прямо из головы растет восемь ног! Называется оно осьминог. Залезает осьминог в нору, ноги наружу выставит т ощупывает все, что мимо плывет. Поэтому и называют его ноги щупальцами. Они сплошь покрыты присосками. Если уж присосется осьминог к чему-нибудь, ни за что не оторвешь. Раньше люди думали, что осьминоги нападали на корабли и людей. На самом же деле осьминог пуглив. Стоит только одному из подводных врагов подплыть поближе, как осьминог «выстреливает» в него чернилами. И пока удивленный враг соображает в чернильной воде, что же случилось, осьминог успевает удрать подальше! Он может раскрашивать себя в любой цвет и узор. На песке он желтый, а на газете- он полосатый, в белую и черную полоску.
- Прочитайте слово осьминог и скажите, какую роль выполняет в этом слове ь знак.
8. Итог.
- Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?
- Что нового вы узнали?
- С какой буквой познакомились?
- Какую роль играет Ь в словах?
Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо всем большое