СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство с эвенкийским народным костюмом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в рамках краеведческой деятельности в подготовительной группе детского сада

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с эвенкийским народным костюмом»


Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Детский сад № 11 «Белоснежка» г. Тынды Амурской области






«Знакомство с эвенкийским национальным костюмом»

( Конспект ООД по краеведческой деятельности в старшей группе)














Автор: Рябцева Маргарита Альбертовна, воспитатель МДОБУ ДС № 11 г. Тында,

первой квалификационной категории






Тында, 2019






Программные задачи:

Образовательные:

Систематизировать представления о родном крае. Активизировать и актуализировать словарь по теме: « Коренные народы нашего края»;

Совершенствовать грамматический строй речи, синтаксическую сторону речи ( сложноподчиненные предложения со союзом «потому что».)

Развивающие :

Развивать зрительную память, внимание, мыслительные операции;

Развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движением, длительный речевой выдох

Воспитательные:

Воспитывать любовь к своей малой Родине, этнотолерантность

Развивать навыки сотрудничества в игре.

Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Предварительная работа:

Рассматривание одежды, орнаментов эвенкийского народа

Рассматривание книг, иллюстраций о жизни, традициях и культуре эвенков

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Материал:

Презентация: «Звенки – жители Севера»

Иллюстрация Г. Павлишина к книге «Амурские сказки»

Шаблон эвенкийского орнамента

Шаблон из бумаги: «Кафтан» Краски, кисти, карандаши

Ожидаемый результат: Дети имеют представления об основных видах одежды народов Севера, ее назначении, орнаментах эвенков
















Ход:


1.Организационный момент( дети стоят в кругу взявшись за руки)

- Здравствуйте, друзья!

В этом круге все - друзья:

Мы, и вы, и ты, и я.

Улыбнись тому, кто справа,

улыбнись тому, кто слева –

мы одна семья.

- Дети, давайте улыбнемся друг другу - соседу справа и соседу слева.

Основной этап:

2. Проблемная ситуация:

- Дети! Какое сейчас время года? ( осень)

- Какая погода бывает осень? Отвечайте одним словом. –

( холодная, ветреная, снежная, дождливая, пасмурная, солнечная)

- А какая погода сегодня?- ( дождливая, серая, пасмурная)

- Давайте разгоним эти серые тучи.

3. Дыхательная гимнастика:

Небо хмурится с утра,

Надо солнышку помочь

Ветерочком стану я,

Уходите тучи прочь! ( длительный плавный выдох через рот- сильная холодная воздушная струя)

 4. Этюд с элементами психогимнастики

- В такую погоду легко замерзнуть. Покажите, как мы замерзли. ( дети напрягаются, съеживаются)

- А теперь выглянуло солнышко и согрело нас своими теплыми лучами. ( расслабились)

5. Отгадайте загадку:

1) Пушистая, а не зверь.

Греет, а не печка. Что это? ( шуба)

- А что такое шуба? ( меховая верхняя одежда)

2) Что за друг, без которого зимой не выйдешь?( шапка)

- А что такое шапка другими словами? ( головной убор)

- О чем мы сегодня будем говорить? ( об одежде и головных уборах)

Все правильно. У разных народов одежда отличается друг от друга.

В нашей стране живет много людей разных национальностей с разным цветом кожи, глаз. Но все мы – граждане большой страны. Каждый народ имеет свою культуру и свою одежду. Какой народ издавна проживает в нашем крае? ( эвенки). Чем занимаются эвенки с давних времен?

( рыболовство, охота на пушного зверя, собирательство ягод и грибов, резьба по дереву, кости, изготовление амулетов из кожи и меха). Давайте посмотрим более подробно о эвенкийском народе, их деятельности и одежде. Обратите внимание на летнюю, зимнюю одежду эвенков, как украшают они свою одежду и чем?

Просмотр презентации: «Эвенки»

Проблемная ситуация: Назовите одежду эвенков? Почему в их одежде преобладает меховая одежда и отделка из меха? ( ответы детей)

Сюрпризный момент: Вход детей в национальных костюмах. К нам пришли гости. Как Вы думаете в костюме какой национальности они одеты. Почему Вы так думаете?

( орнамент эвенков, одежда украшена мехом и бисером, на голове повязки). Да это – эвенки. В сильный мороз и ветер их согревает меховая одежда, украшенная яркими узорами.

Как называется верхняя одежда эвенков? ( кафтан).А обувь? ( унты в зимнее время и оночи – летом). Назовите головной убор? ( капор и головная повязка). Эвенки– это в большей степени оленеводы и охотники. Мастерицы шьют одежду не только из меха, но и из рыбьей кожи. Эвенки с давних пор носили запашные халаты. Они были легкие и удобные. Эвенкийский народ украшает свою одежду особыми узорами, которые служат оберегом от злых сил. В повторяющихся ритмичных узорах эвенков мы легко можем узнать и медведя, и оленя и разных птиц. Каждый узор – это сюжет из жизни охотников, рыбаков и оленеводов.

- Какая одежда у эвенков ? ( теплая, красивая, меховая, узорчатая).

- Почему нужна именно такая одежда северянам?

- Яркими узорами были расшиты не только теплая одежда, но и обувь, рукавицы. К своей одежде народы Севера относились очень бережно. Потому что ее изготовление занимает очень много времени и сил. Вот и мы с вами будем учиться ухаживать за своей одеждой.

6. Логоритмика (речь с движением)

( дети повторяют движения по тексту)

Ох, испачкалась одежда,

Мы ее не берегли,

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Надо нам ее спасти

И в порядок привести.

В тазик воду наливаем,

Порошочку насыпаем.

Всю одежду мы замочим,

Пятна тщательно потрем,

Постираем, прополощем,

Отожмем ее, встряхнем.

А потом легко и ловко

Все развесим на веревках.

А пока одежда сушится,

Мы попрыгаем, покружимся.

- А теперь нам надо украсить свою одежду. Как будем ее украшать? (вышивать узоры)

- Чтобы узоры были красивыми и ровными, разомнем свои пальчики.

7. Пальчиковая гимнастика

( загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца)

В понедельник я кроила.

А во вторник халат шила.

В среду шапку вышивала.

В четверг иголку я сломала.

В пятницу белье стирала.

А потом я отдыхала!

7 . Раскрашивание эвенкийской одежды ( по шаблону)

Предложить детям раскрасить одежду эвенкийским орнаментом.

- Дети! А что еще мы можем украсить таким узором? ( ответы детей : шапку, шубу , рукавицы, обувь и т.д.)

8.П.и.: «Хэйро»

Итог:

- Дети! Вам понравилось украшать одежду? О какой одежде вы сегодня узнали?