СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Знакомство с гласными и согласными"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока "Знакомство с гласными и согласными"

Просмотр содержимого документа
«"Знакомство с гласными и согласными"»

Знакомство с гласными и согласными.

Учитель говорит:

- Давным-давно, в старину, люди говорили многие слова по-другому, не так, как мы сейчас говорим. Например, мы говорим «рука», а в старину говорили «длань», мы говорим «глаза», а раньше говорили «очи», «губы – уста», «палец – перст», «голос- глас».

- Так вот, тогда, в старину, люди сочинили много сказок. Мы эти сказки знаем. Давайте их вспомним. Какие вы знаете сказки? (Дети называют сказки). В этих сказках много таких старинных слов, которые мы сейчас не употребляем, но понимаем эти слова. Например: царство, замок, теремок, колобок, сусеки («по сусекам поскребла…»).

- А сейчас я вам расскажу новую сказку. (Сказку надо рассказывать загадочным тоном, эмоционально).

- В одном царстве жили - были очень интересные жители. У них были волшебные шапки-невидимки. Когда их видели и слышали, они назывались БУКВЫ. Но когда они надевали шапку - невидимку, их нельзя было видеть, можно было только слышать, они превращались в ЗВУКИ. Жили они дружно.

-Но как-то раз, у них был большой праздник, и на этом празднике был концерт. Когда они пели вместе, у них получались красивые песни. Но, когда начали выступать солисты (солист поёт один, не все смогли спеть. Одни красиво пели мелодию, а у других ничего не получалось, получалось только шипение, или только свист, или кряхтение, рычание, хрюканье, а песни не было. Сначала получился большой скандал, все начали ссориться между собой, что некоторые портят песню. Потом решили примириться, потому что узнали, что петь умеют только те, у кого есть ГЛАС, голос. Их назвали ГЛАСНЫЕ.

-Стали думать, как же назвать остальных, которые петь не умеют? Их спросили: «Вы согласны, что петь не умеете?» Те грустно ответили: «Да, согласные…» Так и решили их назвать - СОГЛАСНЫЕ.

-Чтобы жители сразу узнавали гласных, они решили жить в красном замке. А согласные строили себе другие замки.





1)Вокально-игровые упражнения.

- Гласные имеют голос (глас) и могут спеть любую песню. Когда они поют, можно узнать, какая это песня.

(Очень важно: надо не просто издавать звук, а напевать мотив, мелодию конкретной песни).

-Сначала, назовите, какие песни вы знаете.

Дети называют знакомые песни. Обычно, это детский репертуар – «В лесу родилась ёлочка», «Солнечный круг», «Я на солнышке лежу», «Антошка» и другие. Можно использовать песни, которые дети недавно учили на музыкальных занятиях.

-Давайте споём 1 куплет песни «В лесу родилась ёлочка». (Поём вместе с детьми). А теперь послушайте, как споёт эту песню звук А. (Поём эту песню, но вместо слов только звук А):

А-А-А-А-А-А-А-А

А-А-А-А-А-А…

Вот поёт эту песню звук О:

О-О-О-О-О-О-О-О

О-О-О-О-О-О-О…

-А теперь вы спойте, покажите, как будет петь У.

(Дети поют песни на предложенные гласные звуки).

- Давайте споём другие песни, например «Я на солнышке лежу», «Солнечный круг»

Дети поют один куплет, выбранной ими песни. Затем показывают, как эту песню поёт, предложенный учителем или воспитателем гласный звук.











2) Упражнения в узнавании согласных звуков

- Давайте пойдём в гости к согласным звукам. Попробуем послушать их, как они пытались петь. А потом придумаем слова, которые подходят к этим издаваемым звукам.

На каждый звук дети придумывают свои термины. Чаще всего, они предлагают такие варианты:

Б– бухтит; В– ворчит;

Г– гогочет; Д– долбит;

Ж – жужжит; З – звенит;

К – кряхтит; Л– лопочет;

М– мычит; Н– ноет;

П– пыхтит; Р– рычит;

С– свистит; Т– тарахтит;

Ф– фыркает; Х– хрюкает;

Ц–цекочет (как кузнечик); Ч– чухает (как поезд);

Ш– шипит;

Щ– щёлкает; На этот звук дети придумывают массу других вариантов…



Обращаем внимание детей, что звук должен быть один, без помощников. Нельзя добавлять другие звуки, например: БЫ… МИ… Надо говорить только Б, М.

После обыгрывания каждого звукоподражания дети быстро узнают согласный звук.

Теперь предлагаем отличать гласные и согласные звуки.









3)Упражнения в узнавании гласных и согласных звуков.

-Давайте проверим, как вы запомнили сказку, какие звуки гласные, а какие согласные. Но сначала выучим 2 слова: «гласные – красные». В этом нам помогут пальчики левой и правой руки.

-Приготовили левую руку. Скажем 1 раз и загнём 1 пальчик, второй раз- загнём второй пальчик и будем загибать все пальцы левой руки. Начали:

«гласные – красные» – 1-й пальчик!

«гласные – красные» – 2-й пальчик!

«гласные – красные» – 3-й пальчик!

«гласные – красные» – 4-й пальчик!

«гласные – красные» – 5-й пальчик!

-А теперь вторая, правая рука: …

Как правило, после этого упражнения, дети очень хорошо запоминают, что гласные обозначают красный цвет.