15 минутка- День Конституции для 5 классов.
Цели: -дать элементарные представления о конституции, о правах человека, закрепить знания о государственной символике;
-развивать кругозор, память, внимание, мышление, речь;
-воспитывать любознательность, любовь к своей Родине.
Оборудование: презентация,
Ход классного часа
I.Орг.момент.
-Ребята, какое событие показано на картинке? (день рождения, новый год, 8 марта, день победы)(слайд 1)
-Как назвать эти события одним словом? (праздники)
-Может быть вы догадались, о чём мы будем говорить?
II.Сообщение темы.
-Эти праздники вам хорошо известны, но кроме этих знакомых есть ещё другие праздники - очень важные для всех людей.
-Мы будем говорить о празднике, который будет отмечать 12 декабря вся наша страна. Знаете ли вы, какой завтра праздник? (нет) Прочтите тему на слайде.(слайд 2) Хотите о нём узнать?
III.Новый материал.
Вводная беседа.
-12 декабря - день Конституции Российской Федерации. Всё ли вам понятно в названии этого праздника?
-Начнём с того, что выясним, что такое Российская Федерация.
-Как называется страна, в которой мы живём?(Россия)
-Наша страна имеет ещё одно название – это Российская Федерация, сокращённо - РФ. Эти названия одинаково правильны.(слайд3)(пример)
(Слайд4)-На слайде вы сейчас видите карту, с изображением России и других соседних стран.
-Что можете сказать о размерах России?(она большая)
-Много ли городов и сёл ? (да)
-Кто проживает в городах и сёлах? (люди, жители страны, граждане, народ)(слайд 5)
-Чем занимаются люди нашей страны? Работают, учатся, занимаются спортом, творчеством, отдыхают, путешествуют…)(Слайд 6)
-Что было бы, если бы люди делали всё, что хотели? (Слайд 7)
-Что помогает избежать таких ситуаций? (закон)
Рассказ учащимся:_
- Законы страны записаны в очень важном документе – он называется Конституция.(слайд 8)
Конституция РФ состоит 137 статей, в которых записаны наши права и обязанности.
-Как вы думаете, вам надо изучать Конституцию? Для чего? (чтобы знать свои права и обязанности, чтобы уметь защитить себя в сложной ситуации)
-Конечно, это сложный документ, предназначен он для взрослых, но кое- что будет полезно знать даже детям. (слайд 9)
-Каждый человек имеет право на жизнь.
Как вы понимаете это право? ( угрожать, бить, лишать жизни другого человека нельзя) Жизнь человека - высшая ценность, охраняемая законом. И не только взрослые имеют право на жизнь, НО и маленький человек –ребёнок имеет такое право.
Но так думали не всегда. Было в древности такое государство Спарта., которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорождённого мальчика осматривали и решали: если –здоровый и крепкий- пусть растёт, а если слабый, больной его бросали со скалы. А ведь и слабый ребёнок может вырасти большим учёным, талантливым или просто хорошим человеком. В нашей стране нет такого жестокого закона, она заботиться о жизни каждого, в первую очередь о жизни детей. Жизнь человека - высшая ценность, охраняемая законом.
-(слайд 10)Каждый имеет право на труд.
Как понимаете это право? (получая такое право человек может выбрать себе любую профессию, выбрать ту работу, которая ему нравится или, которая ему по силам. Никто не может запретить человеку трудиться, и никто не может заставить работать силой. Обязательно труд должен сочетаться с отдыхом (например уроки - перемены)
-( слайд11)каждый имеет право на медицинскую помощь.
-Как понимаете это право? (если человек заболел, он обращается в больницу и его обязаны лечить врачи )
-(Слайд 12)Каждый имеет право на образование.
-Каждый ребёнок должен учиться в школе, чтобы стать умным, грамотным, воспитанным и государство должно следить, чтобы дети ходили в школу и не прогуливали уроков. Значит, когда вы приходите в школу вы соблюдаете один из законов Конституции.
-В данный момент жизни вы пользуетесь этим правом, но вместе с правами у человека появляются обязанности: хорошо учиться, выполнять правила поведения, бережно относиться к школьному имуществу.
IV. Закрепление. Вывод.
Таким образом, ребята, Мы рассмотрели несколько прав, которые содержит статьи Конституции РФ. Все граждане должны знать и соблюдать Конституцию, любить свою Родину.
-Так как называется документ, с которым мы сегодня познакомились? (Конституция)
Какие права человека вы запомнили? (право на труд, на образование, на жизнь. Право на медицинскую помощь)
-А какой же праздник отмечает наша страна 12 декабря? (слайд)