Тема урока «Знакомство с музыкальными инструментами народного оркестра: балалайка, гусли, баян».
Цель: продолжить знакомство учащихся с русскими народными инструментами, расширить представления школьников о тембре как важном качестве музыки.
Задачи:
образовательные:
коррекционные:
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;
развивающие:
Учебное оборудование: портативный компьютер учителя, музыкальный центр, комплект CD – дисков.
Музыкальный материал: р.н.п. «Во поле берёза стояла» (запись, оркестр русских народных инструментов), р.н.п. «Как на тоненький ледок», р.н.т. «Яблочко» (запись, балалайка и гитара), р.н.п. «Весёлые гуси» грамзапись (баян), В.Шаинский «Антошка».
Ход урока
Оргмомент.
У. Муз. приветствие: «Здравствуйте, ребята!»
Д. «Здравствуйте» - песенное приветствие.
Распевка: 1.Звукоряд – распевание.
2.Р.н.п. Во поле берёза стояла – работа над чистотой интонации, исполнение мелодии разными тембрами (исполнение на слог ду-ду-ду)
Актуализация знаний.
Звучит р.н.п. « Во поле берёза стояла» (исполняет оркестр русских народных инструментов)
У. Кто из вас может назвать музыкальное произведение?
Д. Р.н.п. «Во поле берёза стояла».
У. Кто сочинил эту песню?
Д. Народ.
У. Какие музыкальные инструменты исполняют это произведение?
Д. Оркестр, баян, балалайка, и т.д.
У. Тема нашего урока «Русские народные инструменты». Сегодня мы с вами будем слушать музыку и петь под аккомпанемент этих инструментов.
Работа над дикцией и артикуляцией.
У. Что я сейчас прочитаю: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Д. Считалка (учим считалку, игру, читаем в разном темпе, учащиеся угадывают по тембру голоса, кто читает считалку)
У. Мы друг друга узнаём по окраске голоса, по тембру, музыкальные инструменты мы также определяем по тембру.
Чтение стихотворения поэта Геннадия Серебрякова.
«Ты откуда, русская зародилась музыка?
«Ты откуда, русская зародилась музыка?
То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась с самого начала?
Как же ты явилась? Как ты зазвучала?
Пролетели утки - уронили дудки.
Пролетели гуси - уронили гусли.
Их порою вешней нашли, не удивились.
Ну а песня? С песней на Руси родились».
У. Как вы понимаете выражение «С песней на Руси родились?»
Д. Песня всегда была рядом с человеком. Мама поёт малышу на ночь колыбельную, водят хоровод под хороводную песню, веселятся под шутливые песни.
Инсценирование р.н.п. «Как на тоненький ледок».
У. Какой характер у этой песни?
Д. Весёлый, плясовой.
У. У нас сегодня звучали две песни «Во поле берёза» и «Как на тоненький ледок». Какая из этих песен подходит к стихотворению: «Ты откуда, русская, зародилась музыка?
Д. Р.н.п. «Во поле берёза стояла», и песня, и стихотворение носят спокойный, напевный, плавный характер.
Учитель показывает музыкальные инструменты и рассказывает о них (слайды).
У. Какие музыкальные инструменты вы можете назвать?
Д. Называют инструменты, которые изображены на слайдах.
В древней Руси музыка звучала и на боярских, и на княжеских пирах, и на народных гуляньях. Главными музыкантами в те далёкие времена были скоморохи. Каждый из них мог и петь, и плясать, и играть на музыкальных инструментах. На каких инструментах играли скоморохи? (Трещотки, бубны, ложки, рожки, гусли, балалайки, домры).
Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом какого-либо народа. У русских это балалайка и баян. В 18-19 и начале 20вв, балалайка была одним из самых распространённых народных инструментов, о чём свидетельствуют многочисленные песни, сказки, пословицы, а также изображения балалайки на лубочных картинках и др. Корпус балалайки деревянный, гриф длинный, звучит балалайка не громко, но звонко. В старину делали балалайки из тыквы, в разных местностях она имела разный вид и разный звук, её вид зависел от фантазии умельца.
Поговорки про балалайку.
Вывернулся, как Мартын с балалайкой.
Наш брат Исайка – без струн балалайка.
Слушание музыки.
Р. н. т. «Яблочко» (Звучит запись: балалайка и гитара) - слушание музыки, определение характера, темпа, какие музыкальные инструменты исполняют.
Существует очень большое количество музыкальных инструментов. Узнать звучание каждого музыкального инструмента, вы сможете по тембру.
1.Учитель дает прослушать одну мелодию песни «Два весёлых гуся».
2.Партию голоса исполняют дети (принцип: караоке).
3.Исполнение и прослушивание песни «Два весёлых гуся» еще раз.
Вокально-хоровая работа.
Муз. В. Шаинского «Антошка».
Итог урока.
1Какие музыкальные инструменты вы сегодня вспомнили?
2.Какое общее название этих инструментов?
3.Что такое тембр?
«Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение, для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
г. Павловский Посад, Московской области
конспект урока по музыке в 3 классе
Тема урока: «Знакомство с музыкальными инструментами народного оркестра».
.
Учитель музыки и ритмики
Лбова Л. А.
23.11.2015г.