СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство с органами артикуляции. Конспект вводного подгруппового занятия в старшей речевой группе ДОУ

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей ДОУ

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с органами артикуляции. Конспект вводного подгруппового занятия в старшей речевой группе ДОУ»

Конспект подгруппового занятия в старшей группе № 1

«Вводное занятие. Знакомство с органами артикуляции»


Цель: сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить их с основными органами артикуляции: ртом, губами, языком и нёбом.

Задачи: закрепление с детьми названия частей лица и артикуляционных органов; знакомство детей с основными артикуляционными упражнениями, вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции; развитие артикуляционной и мелкой моторики.


Доброе утро, ребята. Меня зовут Дарья Анатольевна, я ваш учитель-логопед. Сегодня мы начинаем наше первое логопедическое занятие.

Вначале давайте посмотрим на эти лица (детям показываю картинки с эмоциями). Какие они разные! (дети называют эмоции на картинках). А теперь перед зеркалом изобразите злую Бабу-Ягу, весёлого волшебника, печальную Алёнушку, огорченного Ивана-Царевича.


Работа по теме занятия.

А сейчас закройте глаза (стучу карандашом по столу, шелест бумаги). Что мы сейчас слушали? (звуки).

А чем мы слушали? (ушами). Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (нельзя кричать громко друг другу, и класть в уши мелкие предметы, нужно закрывать уши в холодную погоду).

А мы можем произносить звуки? Произнесите звуки А, О, У, И. Чем мы произнесли их? (ртом). Правильно.

- Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык.)

- А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щеки.)

- Попробуйте закрыть плотно рот и сказать «Здравствуйте», не открывая рта. (Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом.)

- Вы смогли правильно произнести слово «здравствуйте» с закрытым ртом? (Нет)

- Можно ли разговаривать без помощи губ, щек и зубов? (Нельзя)

- А без язычка? (тоже нет).


Задания.

1. Язычок приготовил для вас загадки:

А) Когда мы едим — они работают,

     Когда не едим — они отдыхают.

     Не будем их чистить —

     Они заболят. (Зубы)

Б) Посильней ты их раздуй,

     На горячее подуй. (Щеки)

В) Всегда он в работе,

     Когда мы говорим,

А отдыхает,

Когда мы спим. (Язык).

Логопед: «О чем были загадки?» (дети отвечают). Язык, щеки, зубы, губы – это всё органы артикуляции. Благодаря им мы можем произносить звуки и слова.


2. А теперь послушайте стихотворение о весёлом язычке и повторяйте за мной все движения язычка, губ, щёк.

Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин – Язычок.

Он удобно в доме лёг.

(Широко открывать рот.)

В этом доме две стены.

Это щёки нам видны.

Могут стены в дом втянуться,

А потом, как шар, раздуться.

(Надувать и втягивать щеки.)

Пол есть тоже в доме нашем.

Челюсть нижнюю покажем.

Эта челюсть нижняя

В домике подвижная.

(Вращать нижней челюстью.)

Потолок вверху, внутри,

Это нёбо. Посмотри.

Можно к нёбу прикасаться,

Постучать и там остаться.

(Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу.)

Вход в дом двери запирают.

Двери разные бывают.

Двери-зубы. Осторожно.

Закрываются надежно.

(Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.)

Двери-губы гибкие.

Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться.

(Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку».)

Язычок наш не скучает.

В доме сказки сочиняет.


Ребята, щёки, зубы и язык – это и есть наш речевой аппарат. С помощью речевого аппарата люди разговаривают, произносят слова. А из чего состоят слова? (из звуков).

Вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.


3. Физкультминутка.  

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там уютно и тепло.


Итог занятия

- С помощью чего мы произносим звуки?

- Вам понравилось занятие?


– Клоун Язычок очень рад, что вы с ним познакомились и поиграли с ним.




4