СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство с произведениями кубанских художников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Знакомство с произведениями кубанских художников.

 

Цели: познакомить учащихся с творчеством кубанских художников,

             развивать творческие способности,

             воспитывать любовь к родному краю, уважение к творчеству

                          земляков.

 

Задачи:

Познакомить с произведениями кубанских художников;

Закрепить понятие: жанр в живописи;

Развивать умение анализировать картины;

Выполнить творческую работу.

Форма урока: заочная экскурсия в картинную галерею.

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, мультимедийный проектор, альбомы, краски, кисти, карандаши, изображения солнца и тучи.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с произведениями кубанских художников»

.Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12 Белоглинского района» Краснодарского края.

Разработка урока

по кубановедению в 4 классе с применением мультимедийной презентации

по теме: «Знакомство с произведениями кубанских художников».

Учитель начальных классов.
































Тема: Знакомство с произведениями кубанских художников.


Цели: познакомить учащихся с творчеством кубанских художников,

развивать творческие способности,

воспитывать любовь к родному краю, уважение к творчеству

земляков.


Задачи:

Познакомить с произведениями кубанских художников;

Закрепить понятие: жанр в живописи;

Развивать умение анализировать картины;

Выполнить творческую работу.

Форма урока: заочная экскурсия в картинную галерею.

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, мультимедийный проектор, альбомы, краски, кисти, карандаши, изображения солнца и тучи.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Рефлексия:

- У меня сегодня вот такое настроение (показываю изображение солнышка с улыбкой). А у вас? (ребята показывают свое настроение с помощью изображения солнышка или тучки).


  1. Введение в тему:

- Отгадайте загадку:


Есть такая сторона гладкая:

Реки без воды, луга без травы,

леса без дерев,

Люди без плоду,

Хотя и много народу,

Но никто не работает.

( картина)

- Как думаете, о чем будем говорить на уроке?

- Правильно, сегодня мы побываем на выставке картин кубанских художников и узнаем об их творчестве

- Определим для себя задачи на уроке: что должны узнать, чему научиться, что выполнить

4.Слово учителя:

- Прекрасна наша кубанская земля. О ней композиторы сочиняют музыку, поэты пишут стихи. Кронид Обойщиков написал такое стихотворение:

Отчий край,

Вишнёвые рассветы,

Двух морей и неба синева,

Для тебя кубанские поэты

Сохранили лучшие слова.

- Многообразие природы, трудовые подвиги, люди Кубани – всё это нашло отражение в творчестве художников. Все они используют в создании картин разные жанры.

-Какие жанры в изобразительном искусстве знаете?

(пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический).

- Мы рассмотрим несколько жанров в изобразительном искусстве кубанских художников.

5.Работа по теме.

А) Беседа по картинам кубанских художников.

- Пройдем в зал, где собраны картины одного жанра - натюрморт. Натюрморт - это изображение различных предметов, вещей, объединённых в группу конкретным сюжетом. В переводе с французского языка означает – предметы неживой природы. Художники считают, что натюрморт в живописи занимает важное место. С помощью красок художник передаёт своё настроение, своё видение мира.

К натюрморту относятся картина Натальи Воржевой « Натюрморт

с абрикосовым пирогом»?

- Какими красками: тёплыми или холодными написана картина? (яркими сочными красками). Как вы думаете, какое было настроение у художницы, когда она писала это произведение?

- Как ещё можно назвать картину?

- А рядом ещё один натюрморт. Его написал художник Сергей Воржев «Запах сирени».

- В какое время года написана картина?

- Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину?

- Что мы видим рядом с корзиной цветов? (ракушку)

- Что хотел сказать художник?

Обобщение ответов учащихся:

Тщательно выписан каждый лепесток, каждая жилка. Художнику удалось передать сиреневый аромат цветов.

- А сейчас мы проходим в другой зал, где размещены картины другого жанра. Вспомните, как называется жанр в живописи, изображающей природу?

Пейзаж в переводе с французского – вид сельской местности. Это изображение природы.


- Мы видим еще одну картину Сергея Воржева - «Хутор Солёный»?

- В каких тонах написана картина?

- Что изображено?

- Что говорит о присутствии людей?

- Какое чувство вызывает картина?

- Прочитайте отрывок из стихотворения «Родина» русского поэта Сергея Есенина.

«…Ты вспоминаешь не страну большую,

Которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой её ты в детстве увидал».

- Что хотели нам сказать поэт и художник?

С. Воржев пользуется уважением среди « собратьев по перу». Он имеет почти 30 выставок, в том числе 14 международных и 7 персональных. Снежная зима на Кубани бывает нечасто, да и лежит снег недолго. Но художник Игорь Пугач успел запечатлеть вечер в одной из кубанских станиц в картине « Тихий субботний вечер».

- Что изображено на картине?

- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

Все времена года нашли отражение в творчестве мастеров кисти и пера. Вот как представляет нам картину зимнего утра кубанский поэт В. Нестеренко.

Владимир Нестеренко «Молодой мороз».

Степь запряталась в снегах,

Иней вздрогнул на ветвях.

Молодой Мороз в станицу

Лихо въехал на санях.

-Что общего в картине и стихотворении?

Наши художники часто обращаются к бытовому жанру. Бытовой жанр – это изображение картин повседневной жизни людей В картине «Кубанская нива» Виталия Сидорова мы видим труд земледельцев в жаркое, знойное время года.

- Кого видите на переднем плане картины?

-Люди каких профессий трудятся в поле?

- Прочитайте стихотворение кубанского поэта Владимира Нестеренко:

«Папа – комбайнер»

Папа в поле третьи сутки.

Нас с братишкой не берет –

Нет свободной ни минутки,

День сегодня – кормит год.

Мы узнали из газет,

Что на жатве он – герой,

Что уборка этим летом,

Словно бой, нелёгкий бой.

Художнику с детства была близка сельская жизнь, хлеборобский труд от зари до зари, милые картины родной природы, простодушная трогательная поэзия трудных сельских дней.

Палитра картины насыщена сочными живыми красками.

- Какое время суток изображено на картине?

-По каким признакам можно узнать, что это полдень?

- С помощью чего художник передал тяжёлый труд хлебороба?

- На картине нет художника, но мы чувствуем его присутствие. Что объединяет художника и хлебороба?

- Вспомните пословицы о труде?

Б) Игра: «Договорите пословицу».

(«Хлеб – всему голова», «Всякая еда не приходит лежа», «Всякий человек познается в деле»).

-А сейчас мы перейдём в зал, где на выставке представлены картины с изображением животных. Вспомните, как называется этот жанр в живописи?

- Анималистический жанр - от латинского «анимал»- изображение животных

-К этому жанру относится картина Надежды Калугиной «Жеребенок»?

- Кто изображён на картине?

- О каких повадках животного можно узнать из картины?

Обобщение ответов учащихся:

Рядом с мамой находится жеребёнок. Он жмётся к ней, зная, что она в любой момент защитит его.

- На полотнах кубанских художников всё чаще мы видим изображения коня. Это не случайно т. к. вороной конь – верный друг казака.

Картины Надежды Павловны Калугиной полны радостного ощущения жизни. Они словно источник света и любви к природе родной Кубани. И сама Н. П. очень светлый человек. Жизнерадостная, жизнелюбивая она не может ни дня обойтись без работы. Художница преподаёт в Кубанском государственном университете, является ответственным секретарём Краснодарской краевой организации Союза Художников РФ. В каждом цветочке, в каждом человеке она находит что- то особенное, красивое. Её работы есть в музее Ф. А. Коваленко. Она пишет замечательные натюрморты, портреты, животных.

-Прочитайте стихотворение кубанского поэта Евгения Щеколдина

« Жеребёнок».

Бежит жеребёнок

В степи по дорожке-

Шелковая шейка

Точеные ножки.

- Похож ли на него жеребенок, изображенный на полотне?

- Познакомимся еще с одним жанром в искусстве кубанских художников – портрет.

Портрет – изображение одного человека или нескольких людей.

В) Работа в группах.

- Опишите портрет по плану:

1.Кто изображен на картине?

2.Поза.

3.Одежда.

4.Прическа.

5.Фон.

6.Окружающие его вещи.

Г. Копецкий «Учительница», В. Сидоров « Портрет В. А. Черкасовой»


Ответы учащихся:

1. Г. Копецкий «Учительница» В возрасте, седые волосы говорят нам о том, что она пережила войну, т. к. на груди у неё медали. Строгие краски полотна подчёркивают напряжение, серьёзность изображаемого сюжета.

В. Сидоров « Портрет В. А. Черкасовой» Портрет молодой женщины. Художник не зря изобразил ромашки. На Кубани они являются символом молодости, чистоты.

К портретному жанру относятся иконы, написанные мастерами – иконописцами. Греческое « эйкон», то есть икона, означает « образ». Назначение иконы в том, чтобы в образной форме представить верующим христианское учение, евангельские события, а также подвиги святых и подвижников церкви. На иконе «Георгий Победоносец» мы видим изображение Святого Георгия

- Как называют всадника, изображенного на коне?

-Что вы о нем знаете?

-Где вы видели похожее изображение?

- Почему герб России украшает это изображение?

Согласно легенде, Георгий спас прекрасную царевну от страшного змея, и, растоптав его, пронзил копьем. Под образом царевны мы подразумеваем нашу Родину.

-На фоне чего изображен Святой Георгий?

- Кто помогает ему совершить подвиг и охраняет его от гибели?

-Рядом мы видим фрагмент настенной фрески, которую реставрировали кубанские художники - супруги Беломыцевы.

- Расскажите, что вы знаете о событии, изображенном на настенном панно?

- На Кубани с давних пор отмечают праздник Рождества Христова. В рождественскую ночь поют колядки, прославляя Христа:

Божья мать на престоле стояла,

Иисуса Христа на руках держала.

Радуйтесь, люди,

Христос с вами будет.

Г) Просмотр мультфильма.

- Посмотрите рождественские колядки?

Все живет и изменяется, рождается, взрослеет, стареет и умирает. Неповторимы и мимолетны картины окружающего нас мира. Человеку всегда хотелось запечатлеть прекрасное, все то, что удивляет и радует. Художник – показывает нам окружающий мир таким, какой он есть, посредством изображения он может выразить свои чувства и мысли. Наша экскурсия подходит к концу.

6.Творческая работа детей.

- А теперь и мы попробуем выразить любовь к родной земле, Кубани с помощью красок и кисти. Мы создадим свою выставку. Выберите для себя жанр и выразите свои чувства, выполнив набросок рисунка.


7.Подведение итогов: выставка работ учащихся.

-К какому жанру относится картина художника?


8. Домашнее задание:

- Выполнить рисунок на тему: «Пейзаж родной природы».


9.Рефлексия: если у вас хорошее настроение и вы достигли поставленных целей перед собой – покажите изображение солнышка, если вам не понравился урок – покажите изображение тучки.





Комментарий к презентации «Знакомство с произведениями кубанских художников».


Тема «Художники Кубани» изучается в 4 классе в курсе кубановедения.

Учащиеся уже знакомы с жанрами в живописи на уроках изобразительного искусства. Данный урок расширяет и углубляет эти понятия. Чтобы учащиеся познакомились с картинами известных кубанских художников, научились их анализировать, прочувствовали красоту родной земли, я использовала мультимедийную презентацию.


Для повышения интереса к уроку и привлечения внимания во время урока я использовала анимации.

Я предлагаю учителям кубановедения использовать данную презентацию на уроках при изучении тем в блоке « Искусство Кубани».

Учитель начальных классов МОУ СОШ №12 Л. М. Нечепуренко.








Тема: Знакомство с произведениями кубанских художников.


Цели: познакомить учащихся с творчеством кубанских художников,

развивать творческие способности,

воспитывать любовь к родному краю, уважение к творчеству

земляков.


Задачи:

Познакомить с произведениями кубанских художников;

Закрепить понятие: жанр в живописи;

Развивать умение анализировать картины;

Выполнить творческую работу.

Форма урока: заочная экскурсия в картинную галерею.

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, мультимедийный проектор, альбомы, краски, кисти, карандаши, изображения солнца и тучи.

Ход урока.


пп

Этапы урока

слайда

Действия учителя

Действия учащихся

1.

Мотивация урока.

Слайд1.

Предлагает отгадать загадку, поставить перед собой задачи.

Отгадывают загадку, высказывают мнения относительно темы и задач урока.

2.

Тема урока.

Слайд2.

Сообщает тему.

Читают тему.

3.

Задачи урока.

Слайд3.

Сообщает задачи урока.

Читают задачи урока на экране.

4.

Повторение.

Слайд4.

Предлагает вспомнить жанры живописи.

Вспоминают жанры в живописи.

5.



Понятие натюрморт в живописи.


Слайд5

Помогает вспомнить понятие натюрморт.


Читают о натюрморте.


6.

Знакомство с произведениями кубанских живописцев.


Слайд6.

Предлагает вопросы для анализа картин.

Отвечают на вопросы учителя.

7.



Понятие пейзаж в живописи.


Слайд7.



Помогает вспомнить понятие пейзаж.


Читают о пейзаже.




8.

Знакомство с произведениями кубанских живописцев .



Слайд8.

Предлагает вопросы для анализа картин, знакомит со стихотворением о зиме кубанского поэта

В. Нестеренко


Отвечают на вопросы учителя. Читают стихотворение на экране.

9.

Понятие бытовой жанр.

Слайд9

Помогает вспомнить понятие бытовой жанр в живописи.

Читают о бытовом жанре.

10.

Знакомство с произведениями кубанских живописцев .

Слайд10.

Знакомит с произведениями кубанских живописцев и стихотворением кубанского поэта В. Нестеренко. Проводит беседу по картине.


Читают стихотворение, отвечают на вопросы учителя.

11.

Игра «Договори пословицу».

Слайд11.

Предлагает пословицы.


Договаривают пословицы.

12.

Понятие анималистический жанр.

Слайд12.

Помогает вспомнить понятие анималистический жанр.

Читают об анималистическом жанре.

13.

Знакомство с произведениями кубанских живописцев и стихотворением кубанского поэта Е. Щеколдина.

Слайд13.

Предлагает вопросы к картине.

Отвечают на вопросы.

14.

Понятие жанра портрет.

Слайд14.

Помогает вспомнить понятие портрет.

Читают о портрете.

15.

Работа в группах.

Знакомство с произведениями кубанских живописцев.

слайд15,16.

Предлагает вопросы для описания портретов.

Рассматривают картины и работают в группах.

16.

Понятие икона, как вид портретного жанра.

слайд17.

Знакомит с понятием икона, как вид портретного жанра.

Читают определение иконы.

17.

Знакомство с иконописью.

слайд18.

Предлагает вопросы к изображению Святого Георгия и сюжета о рождении Христа.

Отвечают на вопросы учителя.

18.

Просмотр отрывка из мультфильма

« Ночь перед Рождеством».

Слайд 19

Предлагает просмотреть фрагмент мультфильма.

Просматривают фрагмент мультфильма.

20.

Творческая работа.


Предлагает выполнить набросок рисунка в любом жанре.

Выполняют набросок рисунка.

21.

Подведение итогов урока.

Слайд20.

Предлагает определить жанр картин кубанских художников, с которыми познакомились на уроке.

Определяют жанр предлагаемой картины.

22.

Домашнее задание.

Слайд21.

Предлагает выполнить рисунок на тему «Пейзаж родной природы».

Записывают домашнее задание.

21.

Рефлексия.


Проводит рефлексию.

Выполняют просьбу учителя.