.Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12 Белоглинского района» Краснодарского края.
Разработка урока
по кубановедению в 4 классе с применением мультимедийной презентации
по теме: «Знакомство с произведениями кубанских художников».
Учитель начальных классов.
Тема: Знакомство с произведениями кубанских художников.
Цели: познакомить учащихся с творчеством кубанских художников,
развивать творческие способности,
воспитывать любовь к родному краю, уважение к творчеству
земляков.
Задачи:
Познакомить с произведениями кубанских художников;
Закрепить понятие: жанр в живописи;
Развивать умение анализировать картины;
Выполнить творческую работу.
Форма урока: заочная экскурсия в картинную галерею.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, мультимедийный проектор, альбомы, краски, кисти, карандаши, изображения солнца и тучи.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Рефлексия:
- У меня сегодня вот такое настроение (показываю изображение солнышка с улыбкой). А у вас? (ребята показывают свое настроение с помощью изображения солнышка или тучки).
Введение в тему:
- Отгадайте загадку:
Есть такая сторона гладкая:
Реки без воды, луга без травы,
леса без дерев,
Люди без плоду,
Хотя и много народу,
Но никто не работает.
( картина)
- Как думаете, о чем будем говорить на уроке?
- Правильно, сегодня мы побываем на выставке картин кубанских художников и узнаем об их творчестве
- Определим для себя задачи на уроке: что должны узнать, чему научиться, что выполнить
4.Слово учителя:
- Прекрасна наша кубанская земля. О ней композиторы сочиняют музыку, поэты пишут стихи. Кронид Обойщиков написал такое стихотворение:
Отчий край,
Вишнёвые рассветы,
Двух морей и неба синева,
Для тебя кубанские поэты
Сохранили лучшие слова.
- Многообразие природы, трудовые подвиги, люди Кубани – всё это нашло отражение в творчестве художников. Все они используют в создании картин разные жанры.
-Какие жанры в изобразительном искусстве знаете?
(пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический).
- Мы рассмотрим несколько жанров в изобразительном искусстве кубанских художников.
5.Работа по теме.
А) Беседа по картинам кубанских художников.
- Пройдем в зал, где собраны картины одного жанра - натюрморт. Натюрморт - это изображение различных предметов, вещей, объединённых в группу конкретным сюжетом. В переводе с французского языка означает – предметы неживой природы. Художники считают, что натюрморт в живописи занимает важное место. С помощью красок художник передаёт своё настроение, своё видение мира.
К натюрморту относятся картина Натальи Воржевой « Натюрморт
с абрикосовым пирогом»?
- Какими красками: тёплыми или холодными написана картина? (яркими сочными красками). Как вы думаете, какое было настроение у художницы, когда она писала это произведение?
- Как ещё можно назвать картину?
- А рядом ещё один натюрморт. Его написал художник Сергей Воржев «Запах сирени».
- В какое время года написана картина?
- Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину?
- Что мы видим рядом с корзиной цветов? (ракушку)
- Что хотел сказать художник?
Обобщение ответов учащихся:
Тщательно выписан каждый лепесток, каждая жилка. Художнику удалось передать сиреневый аромат цветов.
- А сейчас мы проходим в другой зал, где размещены картины другого жанра. Вспомните, как называется жанр в живописи, изображающей природу?
Пейзаж в переводе с французского – вид сельской местности. Это изображение природы.
- Мы видим еще одну картину Сергея Воржева - «Хутор Солёный»?
- В каких тонах написана картина?
- Что изображено?
- Что говорит о присутствии людей?
- Какое чувство вызывает картина?
- Прочитайте отрывок из стихотворения «Родина» русского поэта Сергея Есенина.
«…Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал».
- Что хотели нам сказать поэт и художник?
С. Воржев пользуется уважением среди « собратьев по перу». Он имеет почти 30 выставок, в том числе 14 международных и 7 персональных. Снежная зима на Кубани бывает нечасто, да и лежит снег недолго. Но художник Игорь Пугач успел запечатлеть вечер в одной из кубанских станиц в картине « Тихий субботний вечер».
- Что изображено на картине?
- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?
Все времена года нашли отражение в творчестве мастеров кисти и пера. Вот как представляет нам картину зимнего утра кубанский поэт В. Нестеренко.
Владимир Нестеренко «Молодой мороз».
Степь запряталась в снегах,
Иней вздрогнул на ветвях.
Молодой Мороз в станицу
Лихо въехал на санях.
-Что общего в картине и стихотворении?
Наши художники часто обращаются к бытовому жанру. Бытовой жанр – это изображение картин повседневной жизни людей В картине «Кубанская нива» Виталия Сидорова мы видим труд земледельцев в жаркое, знойное время года.
- Кого видите на переднем плане картины?
-Люди каких профессий трудятся в поле?
- Прочитайте стихотворение кубанского поэта Владимира Нестеренко:
«Папа – комбайнер»
Папа в поле третьи сутки.
Нас с братишкой не берет –
Нет свободной ни минутки,
День сегодня – кормит год.
Мы узнали из газет,
Что на жатве он – герой,
Что уборка этим летом,
Словно бой, нелёгкий бой.
Художнику с детства была близка сельская жизнь, хлеборобский труд от зари до зари, милые картины родной природы, простодушная трогательная поэзия трудных сельских дней.
Палитра картины насыщена сочными живыми красками.
- Какое время суток изображено на картине?
-По каким признакам можно узнать, что это полдень?
- С помощью чего художник передал тяжёлый труд хлебороба?
- На картине нет художника, но мы чувствуем его присутствие. Что объединяет художника и хлебороба?
- Вспомните пословицы о труде?
Б) Игра: «Договорите пословицу».
(«Хлеб – всему голова», «Всякая еда не приходит лежа», «Всякий человек познается в деле»).
-А сейчас мы перейдём в зал, где на выставке представлены картины с изображением животных. Вспомните, как называется этот жанр в живописи?
- Анималистический жанр - от латинского «анимал»- изображение животных
-К этому жанру относится картина Надежды Калугиной «Жеребенок»?
- Кто изображён на картине?
- О каких повадках животного можно узнать из картины?
Обобщение ответов учащихся:
Рядом с мамой находится жеребёнок. Он жмётся к ней, зная, что она в любой момент защитит его.
- На полотнах кубанских художников всё чаще мы видим изображения коня. Это не случайно т. к. вороной конь – верный друг казака.
Картины Надежды Павловны Калугиной полны радостного ощущения жизни. Они словно источник света и любви к природе родной Кубани. И сама Н. П. очень светлый человек. Жизнерадостная, жизнелюбивая она не может ни дня обойтись без работы. Художница преподаёт в Кубанском государственном университете, является ответственным секретарём Краснодарской краевой организации Союза Художников РФ. В каждом цветочке, в каждом человеке она находит что- то особенное, красивое. Её работы есть в музее Ф. А. Коваленко. Она пишет замечательные натюрморты, портреты, животных.
-Прочитайте стихотворение кубанского поэта Евгения Щеколдина
« Жеребёнок».
Бежит жеребёнок
В степи по дорожке-
Шелковая шейка
Точеные ножки.
- Похож ли на него жеребенок, изображенный на полотне?
- Познакомимся еще с одним жанром в искусстве кубанских художников – портрет.
Портрет – изображение одного человека или нескольких людей.
В) Работа в группах.
- Опишите портрет по плану:
1.Кто изображен на картине?
2.Поза.
3.Одежда.
4.Прическа.
5.Фон.
6.Окружающие его вещи.
Г. Копецкий «Учительница», В. Сидоров « Портрет В. А. Черкасовой»
Ответы учащихся:
1. Г. Копецкий «Учительница» В возрасте, седые волосы говорят нам о том, что она пережила войну, т. к. на груди у неё медали. Строгие краски полотна подчёркивают напряжение, серьёзность изображаемого сюжета.
В. Сидоров « Портрет В. А. Черкасовой» Портрет молодой женщины. Художник не зря изобразил ромашки. На Кубани они являются символом молодости, чистоты.
К портретному жанру относятся иконы, написанные мастерами – иконописцами. Греческое « эйкон», то есть икона, означает « образ». Назначение иконы в том, чтобы в образной форме представить верующим христианское учение, евангельские события, а также подвиги святых и подвижников церкви. На иконе «Георгий Победоносец» мы видим изображение Святого Георгия
- Как называют всадника, изображенного на коне?
-Что вы о нем знаете?
-Где вы видели похожее изображение?
- Почему герб России украшает это изображение?
Согласно легенде, Георгий спас прекрасную царевну от страшного змея, и, растоптав его, пронзил копьем. Под образом царевны мы подразумеваем нашу Родину.
-На фоне чего изображен Святой Георгий?
- Кто помогает ему совершить подвиг и охраняет его от гибели?
-Рядом мы видим фрагмент настенной фрески, которую реставрировали кубанские художники - супруги Беломыцевы.
- Расскажите, что вы знаете о событии, изображенном на настенном панно?
- На Кубани с давних пор отмечают праздник Рождества Христова. В рождественскую ночь поют колядки, прославляя Христа:
Божья мать на престоле стояла,
Иисуса Христа на руках держала.
Радуйтесь, люди,
Христос с вами будет.
Г) Просмотр мультфильма.
- Посмотрите рождественские колядки?
Все живет и изменяется, рождается, взрослеет, стареет и умирает. Неповторимы и мимолетны картины окружающего нас мира. Человеку всегда хотелось запечатлеть прекрасное, все то, что удивляет и радует. Художник – показывает нам окружающий мир таким, какой он есть, посредством изображения он может выразить свои чувства и мысли. Наша экскурсия подходит к концу.
6.Творческая работа детей.
- А теперь и мы попробуем выразить любовь к родной земле, Кубани с помощью красок и кисти. Мы создадим свою выставку. Выберите для себя жанр и выразите свои чувства, выполнив набросок рисунка.
7.Подведение итогов: выставка работ учащихся.
-К какому жанру относится картина художника?
8. Домашнее задание:
- Выполнить рисунок на тему: «Пейзаж родной природы».
9.Рефлексия: если у вас хорошее настроение и вы достигли поставленных целей перед собой – покажите изображение солнышка, если вам не понравился урок – покажите изображение тучки.
Комментарий к презентации «Знакомство с произведениями кубанских художников».
Тема «Художники Кубани» изучается в 4 классе в курсе кубановедения.
Учащиеся уже знакомы с жанрами в живописи на уроках изобразительного искусства. Данный урок расширяет и углубляет эти понятия. Чтобы учащиеся познакомились с картинами известных кубанских художников, научились их анализировать, прочувствовали красоту родной земли, я использовала мультимедийную презентацию.
Для повышения интереса к уроку и привлечения внимания во время урока я использовала анимации.
Я предлагаю учителям кубановедения использовать данную презентацию на уроках при изучении тем в блоке « Искусство Кубани».
Учитель начальных классов МОУ СОШ №12 Л. М. Нечепуренко.
Тема: Знакомство с произведениями кубанских художников.
Цели: познакомить учащихся с творчеством кубанских художников,
развивать творческие способности,
воспитывать любовь к родному краю, уважение к творчеству
земляков.
Задачи:
Познакомить с произведениями кубанских художников;
Закрепить понятие: жанр в живописи;
Развивать умение анализировать картины;
Выполнить творческую работу.
Форма урока: заочная экскурсия в картинную галерею.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, мультимедийный проектор, альбомы, краски, кисти, карандаши, изображения солнца и тучи.
Ход урока.
№ пп | Этапы урока | № слайда | Действия учителя | Действия учащихся |
1. | Мотивация урока. | Слайд1. | Предлагает отгадать загадку, поставить перед собой задачи. | Отгадывают загадку, высказывают мнения относительно темы и задач урока. |
2. | Тема урока. | Слайд2. | Сообщает тему. | Читают тему. |
3. | Задачи урока. | Слайд3. | Сообщает задачи урока. | Читают задачи урока на экране. |
4. | Повторение. | Слайд4. | Предлагает вспомнить жанры живописи. | Вспоминают жанры в живописи. |
5. | Понятие натюрморт в живописи. | Слайд5 | Помогает вспомнить понятие натюрморт. | Читают о натюрморте. |
6. | Знакомство с произведениями кубанских живописцев. | Слайд6. | Предлагает вопросы для анализа картин. | Отвечают на вопросы учителя. |
7. | Понятие пейзаж в живописи. | Слайд7. | Помогает вспомнить понятие пейзаж. | Читают о пейзаже. |
8. | Знакомство с произведениями кубанских живописцев . | Слайд8. | Предлагает вопросы для анализа картин, знакомит со стихотворением о зиме кубанского поэта В. Нестеренко | Отвечают на вопросы учителя. Читают стихотворение на экране. |
9. | Понятие бытовой жанр. | Слайд9 | Помогает вспомнить понятие бытовой жанр в живописи. | Читают о бытовом жанре. |
10. | Знакомство с произведениями кубанских живописцев . | Слайд10. | Знакомит с произведениями кубанских живописцев и стихотворением кубанского поэта В. Нестеренко. Проводит беседу по картине. | Читают стихотворение, отвечают на вопросы учителя. |
11. | Игра «Договори пословицу». | Слайд11. | Предлагает пословицы. | Договаривают пословицы. |
12. | Понятие анималистический жанр. | Слайд12. | Помогает вспомнить понятие анималистический жанр. | Читают об анималистическом жанре. |
13. | Знакомство с произведениями кубанских живописцев и стихотворением кубанского поэта Е. Щеколдина. | Слайд13. | Предлагает вопросы к картине. | Отвечают на вопросы. |
14. | Понятие жанра портрет. | Слайд14. | Помогает вспомнить понятие портрет. | Читают о портрете. |
15. | Работа в группах. Знакомство с произведениями кубанских живописцев. | слайд15,16. | Предлагает вопросы для описания портретов. | Рассматривают картины и работают в группах. |
16. | Понятие икона, как вид портретного жанра. | слайд17. | Знакомит с понятием икона, как вид портретного жанра. | Читают определение иконы. |
17. | Знакомство с иконописью. | слайд18. | Предлагает вопросы к изображению Святого Георгия и сюжета о рождении Христа. | Отвечают на вопросы учителя. |
18. | Просмотр отрывка из мультфильма « Ночь перед Рождеством». | Слайд 19 | Предлагает просмотреть фрагмент мультфильма. | Просматривают фрагмент мультфильма. |
20. | Творческая работа. | | Предлагает выполнить набросок рисунка в любом жанре. | Выполняют набросок рисунка. |
21. | Подведение итогов урока. | Слайд20. | Предлагает определить жанр картин кубанских художников, с которыми познакомились на уроке. | Определяют жанр предлагаемой картины. |
22. | Домашнее задание. | Слайд21. | Предлагает выполнить рисунок на тему «Пейзаж родной природы». | Записывают домашнее задание. |
21. | Рефлексия. | | Проводит рефлексию. | Выполняют просьбу учителя. |